Пульмонология, фтизиатрия

Педагогическая концепция по физической культуре. Основные концепции совершенствования физической культуры в школе - реферат Обсуждение концепции модернизации предмета физической культуры

Педагогическая концепция по физической культуре. Основные концепции совершенствования физической культуры в школе - реферат Обсуждение концепции модернизации предмета физической культуры

ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКСЙ КУЛЬТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: « ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ»

Рубцова Ирина Леонидовна

Учитель физической культуры

МОУ Одинцовская гимназия №13

г. Одинцово

2010 год

1 вопрос. За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

В настоящее время физической культурой и в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В 1999 г. их стало 1 млн 300 тыс., что на 6,5% больше, чем в 1998 г. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.

Общая система физкультурного образования в России переживает кризис. Проявляется это прежде всего в недостаточной образованности населения, низком уровне здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи, малом числе людей, занимающихся систематически физической культурой и спортом.

Причины кризисного состояния общего физкультурного образования.

1.Подмена образовательного содержания учебных занятий по ФК содержанием из других форм физического воспитания.

2.Отсутствие четкой цели учебной работы по ФК в школе.

3.Недостаточный объем учебного времени, отводимого на учебные занятия.

4.Недооценка и недостаточное внимание к формированию специальных знаний, интеллектуального компонента физической культуры личности школьников.

5.Недостаточное внимание к созданию условий для самообразования и самосовершенствования, превращение занятий по ФК в «двигательное натаскивание».

6.Неиспользование достижений спортивной науки в массовых формах физического воспитания.

7.Слабое владение учителями ФК современными педагогическими и здоровьесберегающими технологиями.

8.Слабый уровень обеспечения учебного процесса по физическому воспитанию (учебно-методическое, медицинское и материально-техническое).

9.Слабая воспитательная работа.

10.Повышенное внимание к сдаче усредненных нормативов в качестве главного критерия успеваемости учащегося.

11.Большое значение, предаваемое спортивным соревнованиям.

2 вопрос . В настоящее время существуют 3 концепции совершенствования ФК в школе.

1.Оздрорвительная направленность ФК в школе.

2.Спортизация ФК в школе.

3.Образовательная направленность ФК в школе.

1. Сторонники этой концепции считают, что все содержание школьных уроков ФК должно иметь одну цель – оздоровление учащихся. Это связано с появлением «школьных болезней», различных функциональных нарушений и гиподинамии у 70% школьников. Состояние здоровья зависит от ЗОЖ, а систематические занятия ФК - одно из важных слагаемых ЗОЖ. В связи с этим необходимо лучше организовать внеклассную работу по ФК, увеличить количество часов, отводимых на ФК.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ КОНЦЕПЦИИ.

Повышение двигательной активности в уроке и в организации внеклассных мероприятий.

Проведение ФК-минуток и пауз.

Подвижные перемены.

Подбор средств и методов профилактики и коррекции «школьных

болезней».

Улучшение физкультурной работы в школе и в группах продленного дня.

Для решения этих задач необходимо повысить уровень подготовки учителей.

2. Данная концепция позволяет выявлять спортивные способности у детей и более эффективно отбирать детей для занятий в большом спорте. Это повлечет за собой повышение интереса учащихся к ФК, более широкое использование проверенных технологий спортивной подготовки, следствием которых будет более эффективное развитие двигательных навыков и физических качеств и повышение функционального состояния человека, значительное укрепление здоровья (по сравнению со школьной ФК).

Отрицательные стороны этой концепции: нанесение ущерба образовательному содержанию ФК, невозможность привлечения к занятиям всех учащихся(нежелание заниматься, отсутствие возможностей, способностей у детей. Для внедрения в жизнь этой концепции необходима соответствующая материально-техническая база(или благоприятные условия)и высокий профессиональный уровень подготовки учителей физической культуры, а самое главное- вынос уроков ФК за сетку расписания.

Основная причина необходимости данной концепции - плохое состояние школьной ФК, подмена образовательного содержания в учебных занятиях ФК содержанием из других форм ФВ, их превращение в оздоровительные и развлекательные мероприятия, в одну из форм активного отдыха. Также существует факт деградации учебной дисциплины, носящей статус общеобразовательной дисциплины. Это не осознается большинством учителей ФК и воспринимается в обществе как норма. В результате - потеря уроком ФК своей интегрирующей функции, превращение его из основной в заурядную форму ФВ. Происходит отчуждение ФК от учебной жизни школы, часто возникают сомнения в его необходимости в сетке учебного расписания в школе. «Выпадение» из системы общеобразовательных дисциплин формирует интуитивное неприятие ФК в качестве равноправной общеобразовательной учебной дисциплины как учителями, так и родителями и учащимися.

Учителя ФК ощущают комплекс неполноценности преподаваемого ими предмета по сравнению с другими. Имеет место недостаток физического образования, преобладает физическое развитие.

Это свидетельствует о том, что существующая система общего образования в ФК изжита и дискредитирована.

Настоящими уроками ФК являются те учебные занятия, на которых изучают ее теоретические и практико-методические основы, познаются способы рационального воздействия средств ФК на организм.

Данная концепция основана на приоритете образовательной направленности. Она позволяет обеспечить формирование и использование населением системы физических знаний как интеллектуальной основы целенаправленной двигательной активности в соответствии с законами природы и индивидуальными особенностями.

3 вопрос . Я считаю наиболее прогрессивной и перспективной концепцию Лукьяненко.

Эта концепция предполагает коренное преобразование учебной работы по физической культуре в школе на основе идеи подлинной реализации учения П.Ф. Лесгафта о "физическом образовании". Она представляет собой один из практических прикладных результатов теоретической деятельности, направленной на реанимирование и дальнейшее развитие этого учения, осуществляемое с учетом современных жизненных реалий и новейших достижений теории физической культуры, педагогики и науки в целом, на основе фундаментализации содержания, раскрытия и эффективного использования уникального по своей природе общеобразовательного потенциала учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе.

4 вопрос.

В 2016 году проведена большая работа по разработке Концепции предметной области «Физическая культура». Сформирован первый вариант проекта Концепции и направлен на обсуждение в субъекты Российской Федерации.
Специалисты физической культуры и спорта Калининградской области приняли активное участие в обсуждении проекта Концепции. Общее количество участников мероприятий по обсуждению документа составило более 120 человек. Итоги обсуждения проекта Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации на уровне региона можно посмотреть По оценке федеральной рабочей группы, Калининградская область возглавляет список регионов, представивших наиболее конструктивные предложения.

Презентацию с отчетом о ходе разработки Концепции, представленной на научно-практической конференции «Совершенствование содержания образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и ВФСК ГТО» (20-21 апреля 2017 г., Москва) можно посмотреть .

Мы благодарим всех, кто принял участие в экспертизе содержания Концепции!

В 2017 году продолжается работа по формированию Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации (далее – Концепция) с учетом предложений, поступивших от педагогического сообщества регионов.
В новом проекте Концепции представлена система взглядов на основные цели, задачи и направления модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, в Российской Федерации, и определяется стратегия и вектор развития учебного предмета в контексте тенденций отечественного и мирового опыта. Целью Концепции является повышение образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала физической культуры.

Согласно пункта 4.1. нового проекта Концепции для обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно детализировать требования к предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ в части физической культуры.
В настоящее время рабочими группами при Министерстве образования и науки Российской Федерации ведется работа по детализации требований к результатам обучения, сформулированным в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и с 26 мая началось обсуждение предложений по внесению изменений в действующий ФГОС НОО в части требований к предметным результатам по физической культуре.

Ознакомиться с предложениями по внесению изменений в ФГОС начального общего образования в части требований к планируемым предметным результатам по физической культуре можно пройдя по данной ссылке .

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении данного проекта изменений.

Аннотация: в данной работе мы развиваем идею применения интерактивной доски и (или) проектора на уроке физической культуры, см. предыдущую работу: Шамаева Г. И., Концепция новой педагогической технологии преподавания физической культуры, 2017.

Несколько «интерактивных стен» может полностью раскрыть вопрос дифференцированного обучения на уроках физической культуры как по гендерному признаку, так и на основе физического развития, и здоровья учащихся: на каждой из таких стен могут транслироваться свои упражнения для разных групп обучающихся.

Представьте, например, если эти упражнения будут показываться каким-то сказочным человекоподобным существом для младших групп школьников и олимпийскими чемпионами для среднего и старшего звена. Тогда у учителя останется больше времени на контроль правильности выполнения упражнений учащимися, для этого не нужно будет останавливать весь класс, чтобы сделать замечание только одному.

В информационную эру можно найти всю информацию по упражнениям, всяким разным, нацеленным на что-то конкретное, даже видео с их выполнением. Но человек не видит себя со стороны, ему сложно контролировать правильность выполнения упражнений на первых порах. Для этого и существует учитель физической культуры, тренер. Здесь мы как раз и получаем индивидуальную работу с обучающимися, интерактивная стена развязывает нам руки. А «красочность» технологии позволит выработать у обучающегося привычку к физической активности и поднять его заинтересованность в уроках физической культуры.

Плюс снятие кинограмм (с современным развитием это практически стало домашней технологией) движения и сравнения их с кинограммой образца, например, олимпийского чемпиона, позволит ученикам технически грамотно выполнять учебные движения по видам спорта и стремиться им к большему.

Мы переходим к описанию нескольких игр, которые могут использоваться с интерактивной стеной.

«Плитки фортепиано» . По 5 вертикальным белым дорожкам на стене появляются черные прямоугольники. Обучающийся должен в них последовательно попадать. При попадании на прямоугольник воспроизводится нота. Чтобы проиграть всю мелодию, ученику необходимо каждый раз ловить отскакивающий от стены мяч, иначе он пропустит какую-то ноту.

«Вышибала» . С экрана надвигаются разрозненной толпой, например, зомби. Ученику необходимо быстро по ним попадать мячом, чтобы «они до него не добрались».

«Попади» . На стене случайно появляется черный квадрат. В него необходимо быстро попасть, чтобы получить очки, иначе он исчезнет.

Описанные нами взаимодействия с интерактивной стеной всегда строились на использовании мяча как средства управления. Но, вообще говоря, это необязательно. Можно сделать, чтобы средством управления было движения тела обучающегося. Для этого его должна снимать камера, а вычислительное устройство должно обрабатывать движения его тела и то, что они означают. В конце концов, можно сделать интерактивный пол и получить нечто на подобие электронного танцпола.

Урок физической культуры – не средство, но цель. Здесь ценен сам процесс работы, нужной, без преувеличения, каждому. Ведь школьники часто говорят нечто вроде «мне не нужна математика, я хочу быть историком»; мне не нужна литература, я хочу быть химиком» и т.д. Но сказать, что кому-то не нужна физкультура, конечно, можно, но это равносильно тому, что объявить, что человеку могут быть не нужны здоровье, красота и сила. Не нужно быть Иммануилом Кантом, чтобы понять, что такое утверждение было бы глупостью. Но если это все же кому-нибудь не ясно, миссия учителя физической культуры состоит в том, чтобы убедить его в обратном, и никак иначе, кроме как регулярной, систематической, методически грамотной работой со школьниками. Интерактивная стена как раз и позволяет все это осуществить. Мы лишь показали толику ее применения. Но мы уверены в том, что перспектива использования интерактивных стен огромна в любом разделе школьной программы по физической культуре.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условия...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Методическая разработка на тему: " Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»

1. Введение

Одной из приоритетных задач общего среднего образования считается сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни. Её успешное решение во многом зависит от качества организации изучения у чебного предмета «Физическая культура и здоровье» в каждом общеобразовательном учреждении.

В процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» достигается оздоровительный эффект, восстанавливается и повышается умственная и физическая работоспособность учащихся. К социально и личностно значимым его результатам относятся коррекция физического развития и физической подготовленности, физическая реабилитация и рекреация учащихся, их подготовленность к физическому самовоспитанию в различные периоды жизни. Овладение предметом связано с изучением и изменением учащимся своих психофизических возможностей, формированием знаний, двигательных и методических умений и навыков. На их основе формируются способы физкультурной и спортивной деятельности, используемые для физического и связанного с ним интеллектуального и психического самосовершенствования. Учебная деятельность, направленная на освоение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье», оказывает формирующее влияние на мировоззрение учащихся, интеллектуальные, психические, психофизические, морально-волевые и другие качества личности.

Наиболее важными ожидаемыми обществом и личностью результатами освоения предмета «Физическая культура и здоровье» является укрепление здоровья, профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни учащихся. К социально значимым результатам относятся достижение высокого уровня физического и духовно-нравственного развития, повышение умственной и физической работоспособности, снижение отрицательного воздействия умственной и эмоциональной нагрузки, обусловленной напряжённым режимом обучения.

Специфическим для Республики Беларусь фактором, оказывающим вредное влияние на здоровье учащихся, является загрязнение радионуклидами территорий, подвергшихся воздействию последствий аварии на ЧАЭС. Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» должен способствовать физической реабилитации этого контингента.

Важными ожидаемыми обществом результатами освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» являются формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, способности к самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие,

личности. Не менее значимыми для общества и личности являются прикладные результаты учебного предмета, которые заключаются в обучении умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками. В процессе физического воспитания формируются представления, знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения безопасности жизнедеятельности. К ожидаемым прикладным результатам освоения этого предмета относится формирование у учащихся старших классов мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, службе в вооруженных формированиях, созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Физическое воспитание должно способствовать физической подготовке девушек и юношей к будущей трудовой деятельности, семейной жизни.

Одной из социально значимых целей нашего государства является развитие в стране социально регулируемого массового физкультурного и спортивного движения населения с оздоровительной, образовательной и духовно-воспитательной направленностью. Конечная цель этого движения - формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и повышение на этой основе качества жизни народа. Ожидается, что в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» подрастающие поколения будут подготовлены к активному участию в решении социально значимых задач.

2. Исходные методологические предпосылки, принципы построения содержания предмета «Физическая культура и здоровье»

Согласно современным концептуальным подходам к организации физического воспитания, физическая культура человека получает своё воплощение в определённом уровне физического развития, физической подготовленности и образованности, в осознании путей и способов их достижения.

С учётом сложности организации учебного процесса по физическому воспитанию в объёме требований программы к формированию у учащихся знаний, двигательных навыков, к целенаправленному развитию двигательных способностей была использована многоуровневая методология построения содержания предмета, включающая философский, общенаучный, естественнонаучный, общепедагогический и базовый уровни.

Методологической основой методического обеспечения являются дидактические принципы физического воспитания: наглядности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования предъявляемых требований.

Особенность у чебного предмета «Физическая культура и здоровье» заключается в создании условий для оздоровления, физической реабилитации, повышения уровня физической подготовленности, мотивации на физическое

самовоспитание и формирование здорового образа жизни учащихся и коррекции их физического развития.

Образовательная направленность учебного предмета «Физическая культура и здоровье» оказывает формирующее влияние на мировоззрение учащихся, интеллектуальные, психофизические, морально-волевые, нравственные и другие качества.

Программа учебного предмета «Физическая культура и здоровье» содержит учебный материал по обучению знаниям в области физической культуры, формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей, необходимых человеку для ведения здорового образа жизни, физического, интеллектуального, духовного развития, физического совершенствования.

Современная образовательная ситуация свидетельствует о том, что полноценное освоение указанных компонентов учебного предмета невозможно без использования для этих целей современных педагогических (инновационных) технологий обучения знаниям, физическим упражнениям, способам физкультурной или спортивной деятельности, без объективной оценки результатов этой деятельности.

Образ жизни большинства школьников в свободное от учёбы время характеризуется малоподвижными формами организации досуга. Значительную часть времени они проводят в неблагоприятных для здоровья условиях: у телевизора, компьютера, за приготовлением домашних заданий и др. В результате этого снижается уровень их двигательной активности, повышается психическая нагрузка на организм, вызывая психоэмоциональные нарушения и стрессы. Следует учитывать ещё и то, что значительная часть учащихся имеет вредные привычки: курит, употребляет алкоголь и др. Всё это ведет к ухудшению здоровья учащейся молодежи, снижению иммунитета, повышению заболеваемости.

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека на 50-55 % зависит от его образа жизни. Обязательным структурным компонентом образа жизни каждого учащегося является регулярная биологически и социально необходимая оптимальная двигательная активность растущего организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте занятия физической культурой являются одним из основных условий нормального развития, сохранения и укрепления физического, психического здоровья. В общеобразовательном учреждении предмет «Физическая культура и здоровье» является единственным учебным предметом, который в процессе его освоения даёт оздоровительный эффект, восстанавливает и повышает умственную и физическую работоспособность учащихся. В процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» достигаются результаты, специфические для физической культуры и характерные для всей системы образования.

Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (далее

Концепция) определяет цель, структуру, содержание и основные направления развития физкультурного образования в рамках общего среднего

образования, основополагающие принципы его реализации и дальнейшего совершенствования. Она формирует общие методические, теоретические и практические подходы к содержанию образования по данному предмету, кратко характеризует ключевые дидактические условия и принципы его структурирования, особенности построения по ступеням общего среднего образования. Это служит основанием комплексного подхода к решению в процессе физического воспитания специфических задач физической культуры и задач, характерных для системы общего среднего образования.

Концепция разработана на основе и с учётом нормативных правовых документов, регламентирующих физическое воспитание учащихся: Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь и др. При разработке Концепции учтены современные психолого-педагогические теории общего среднего образования, положения теории и методики физического воспитания, опыт передовой практики, накопленный в процессе реформирования общего среднего образования, теоретические и практикоориентированные подходы к совершенствованию системы физического воспитания отечественных и зарубежных специалистов.

Особенно актуальным является обновление содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье», его ориентация на формирование и освоение духовно-нравственных и культурных ценностей современного общества. Основным результатом реализации содержания данного учебного предмета должно быть качественное обучение учащихся физкультурным знаниям, физическим упражнениям, способам деятельности, повышение уровня функциональных возможностей их организма и на этой основе - укрепление физического здоровья. Методическое обеспечение учебного предмета разрабатывается с учётом требований учебных программ, возрастно-половых особенностей и состояния здоровья учащихся.

3.Цель учебного предмета«Физическаякультура издоровье»

Физическая культура личности представляет собой органическое единство регулярных физкультурных или спортивных занятий учащихся и необходимых для этого знаний, двигательных и методических умений, навыков, способов физкультурной и спортивной деятельности, развития двигательных способностей.

Целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на всех уровнях его изучения в I-XI классах является формирование физической культуры личности и на этой основе оздоровление учащихся.

Для первой ступени общего среднего образования данная цель дополняется формированием у учащихся стойкого интереса к занятиям физической культурой и получения при этом эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений. Учащиеся, обучающиеся на второй ступени общего среднего образование, в рамках рассматриваемой цели должны реализовать себя в активной двигательной деятельности за счёт углублённого

изучения какого-либо вида спорта, а на третьей ступени общего среднего образования учащиеся через занятия физической культурой готовят свой организм к предстоящей трудовой деятельности.

Цель учебного предмета достигается в результате решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.

К образовательным задачам учебного предмета относятся формирование и использование в физкультурно-спортивной и бытовой деятельности доступных в зависимости от возраста:

- знаний, являющихся основой формирования мировоззрения здорового образа жизни и мотивации регулярных организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни;

- ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;

- двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта и спортивных игр.

Воспитательными задачами учебного предмета являются содействие развитию:

- отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

- потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной

и спортивной активности;

- нравственного сознания, отвечающего требованиям гуманизма, ориентирующего учащихся на заботу о себе и других людях;

- гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;

- организаторских способностей учащихся, инициативности, социализированности личности;

- общественно полезной физкультурной и спортивной деятельности учащихся;

- координационных и кондиционных способностей;

- дисциплинированности, честности, коллективизма, отзывчивости, смелости, доброжелательности, настойчивости в достижении цели;

- чувства патриотизма, а также воспитание любви к Родине, родному краю и бережного отношения к окружающей среде.

Оздоровительными задачами учебного предмета являются:

- освоение навыков здорового образа жизни;

- содействие укреплению здоровья учащихся, разностороннему физическому развитию;

- профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;

- повышение умственной работоспособности;

- достижение индивидуально максимального уровня физической подготовленности.

Прикладная функция физического воспитания определяется положительным переносом тренированности на виды деятельности, к выполнению которых готовится учащийся. При этом необходимо обеспечить разностороннюю базовую физическую подготовку, являющуюся основой любой специализированной деятельности.

К прикладным задачам учебного предмета относятся:

- обеспечение успешной социальной адаптации и безопасной жизнедеятельности учащихся;

- формирование знаний, умений, навыков, развитие кондиционных и координационных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

- освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных и организованных физкультурных занятий;

- обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;

- формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях (особенно для учащихся, проживающих в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС).

Как правило, прикладные задачи интегрированы в образовательные, воспитательные и оздоровительные.

4. Дидактические основания, принципы, критерии отбора

и конструирования содержания образования по учебному предмету

«Физическая культура и здоровье»

Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» тесно взаимосвязан с другими предметами общеобразовательных учреждений. На формирование его содержания влияет принцип единства урочной, внеклассной и внешкольной форм организации занятий с учащимися. В ходе изучения учебного предмета решаются задачи общего физкультурного образования, направленные на разностороннее гармоническое физическое, интеллектуальное и духовное развитие и оздоровление учащихся.

Учебный предмет изучается на всех ступенях общего среднего образования с I по XI класс всех типов общеобразовательных учреждений.

Построение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами физического воспитания.

Отбор и конструирование содержания образования по данному учебному предмету на всех ступенях общего среднего образования основаны на дидактических требованиях, предъявляемых к учащимся, отнесённым по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской

группе, изучают учебный предмет «Физическая культура и здоровье» по программам, разрабатываемым Министерством образования Республики Беларусь и согласованным с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к группе лечебной физической культуры, занимаются в лечебно-профилактических учреждениях под руководством врача ЛФК.

Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» осваивается в соответствии с закономерностями, принципами и требованиями образовательного педагогического процесса. Являясь востребованной образованием стороной, физическая культура необходима учащимся для оздоровления и успешного получения общего базового и общего среднего образования.

Степень освоения учащимися содержания предмета «Физическая культура и здоровье» зависит от уровня профессиональной подготовленности педагога, состояния материально-технической базы, наличия спортивного оборудования и инвентаря, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, возрастно-половых особенностей учащихся и т. д.

5. Общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» по ступеням общего среднего образования

Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» учитывает этапность формирования физической культуры личности в онтогенезе. Это обеспечивает его целостность, завершённость на каждом этапе, преемственность этапов, что достигается соответствием возрастным особенностям уровня и соотношения природной, социальной и культурной сторон физической культуры личности и доминантным видам деятельности. По своему содержанию физическое воспитание должно содействовать укреплению здоровья учащихся, поэтому в него следует включать только научно обоснованные, прошедшие практическую проверку средства, отвечающие требованиию оздоровительной ценности. При занятиях физическими упражнениями необходим регулярный педагогический и врачебный контроль.

Одной из основных закономерностей, определяющих содержание этого учебного предмета, является разновременность развития психики, органов, систем организма, изменения их функций в онтогенезе. Её следствием является неодинаковая предрасположенность учащихся на каждом возрастном этапе к решению задач физического воспитания. У девочек и мальчиков эта закономерность проявляется по-разному.

Результаты анализа уровней взаимосвязи физического развития, физической подготовленности и показателей нормированных приростов физического развития и физической подготовленности в школьном возрасте (6-17 лет) свидетельствуют о половом диморфизме их изменения. Его учёт предполагает дифференцированный подход к постановке задач, использованию средств физического воспитания и желательно раздельное по половому

признаку физическое воспитание с 10-11 лет до окончания обучения в школе. При работе с девочками, девушками и с юношами следует отдавать предпочтение средствам, направленным на разностороннюю физическую подготовку, дающую оздоровительный эффект и соразмерный эффект развития различных физических качеств. С увеличением возраста содержание учебного предмета должно быть более ориентированным на повышение самостоятельности учащихся в решении задач физического воспитания. Необходима ориентация содержания учебных программ на современные отечественные нормативные основы физического воспитания.

Необходимо включение в содержание учебного предмета средств, связанных с национальной культурой, за счёт ориентации на национальные учебные программы, отражающие культуру и менталитет этноса.

Поступление в школу - важное событие в жизни ребёнка. До этого периода преобладающим видом деятельности ребенка являлась игра. Играя, ребёнок осваивал окружающий мир и учился жить в нём. После поступления в школу ведущей становится учебная деятельность. Игра выступает как средство, а игровая деятельность - как метод физического воспитания. При этом целью игровой деятельности являются обучение, воспитание и развитие, направленные на формирование начального уровня физической культуры личности.

В процессе физического воспитания на первой ступени общего среднего образования эффективным средством обучения, воспитания и развития остаётся подвижная игра. В младшем школьном возрасте подвижная игра, оставаясь важным средством физического воспитания, постепенно вытесняется более регламентированными формами освоения учебного предмета. Но игровой метод остаётся в начальной школе одним из ведущих. Содержание физического воспитания строится на игровой основе с направленностью на освоение школы движений. На первой ступени общего среднего образования весь программный учебный материал является базовым.

Основу содержания предмета на второй ступени общего среднего образования составляет изучение основ видов спорта. Такое содержание обусловлено в первую очередь необходимостью сформировать у учащихся духовно-нравственные и физические ценности. В содержание учебной программы включены: лёгкая атлетика, гимнастика, акробатика, лыжная и кроссовая подготовка, по выбору две из четырёх спортивных игр: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол.

Для старшего школьного возраста на третьей ступени общего среднего образования характерен выбор молодыми людьми своего дальнейшего жизненного пути. Для подавляющего большинства в этом возрасте физическая культура в прежнем её виде утрачивает интерес и актуальность. Поэтому в

Основу учебного предмета «Физическая культура и здоровье» составляет его содержание, представляющее интерес для юношей и девушек, имеющее жизненно ориентированную направленность. К ним относятся такие виды физкультурной и спортивной деятельности, как спортивные игры (по выбору одна из четырёх спортивных игр: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол), легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, акробатика, лыжная и кроссовая подготовка.

Основными направлениями дифференцированного физического воспитания учащихся на третьей ступени общего среднего образования являются:

спортивное с развивающей и рекреационно-реабилитационной направленностью на базе одного из видов спорта;

спортивное с углублённым освоением избранного вида спорта (для талантливых в спортивном отношении детей);

физкультурное с выраженной предполагаемой профессиональноприкладной учебной или трудовой деятельностью;

общее физкультурное для учащихся, не желающих заниматься физической культурой со спортивной направленностью;

оздоровительно-реабилитационное для школьников, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры.

В связи с повышением требований к уровню физической подготовленности начиная с IX класса содержание физического воспитания приобретает выраженную спортивную направленность.

На второй и третьей ступенях общего среднего образования содержание учебных программ подразделяется на базовый и вариативный компоненты. Базовый компонент обеспечивает необходимый минимальный уровень формирования физической культуры личности на каждой ступени образования и в каждом классе. Он обязателен для освоения учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Вариативный компонент включает в себя виды спорта, не вошедшие в базовый (плавание, аэробика, атлетическая гимнастика, конькобежная подготовка, настольный теннис). Базовый компонент содержания учебной программы включает в себя разделы: «Знания» и «Основы видов спорта».

Раздел «Знания» содержит основы теоретических и прикладных знаний, направленных на формирование у школьников вначале простейших, а затем более глубоких представлений о строении тела человека, функциях его психики, имеющих отношение к физической культуре, о жизненно важных органах и системах организма, процессах их адаптации к физической нагрузке. Этот компонент включает также знания по технике выполнения и методике применения средств физической культуры, знания, раскрывающие личностный

смысл и социальную значимость физической культуры для современного человека, а также знания по здоровому образу жизни, олимпийской тематике, истории видов спорта, об оздоровительных системах.

Раздел «Основы видов спорта» содержит практический учебный материал, подлежащий освоению и последующему применению с целью развития координационных и кондиционных способностей, формирования двигательных умений и навыков, способов деятельности, а также теоретический - необходимый для успешного освоения практического.

Основными средствами учебного предмета «Физическая культура и здоровье» выступают физические упражнения и способы физкультурной и спортивной деятельности. Мотивация к учебной деятельности на всех ступенях обучения достигается соответствием содержания учебной программы физкультурным и спортивным интересам учащихся, чёткой постановкой учебных требований, их соответствием возрастно-половым особенностям занимающихся и специфике физической культуры.

6. Состав и структура учебно-методического комплекса

В состав современного учебно-методического комплекса (УМК) входят соответствующий Концепции образовательный стандарт и учебные программы по предмету. В силу специфики учебного предмета «Физическая культура и здоровье» компонентами по УМК являются учебники, учебные пособия для учащихся, учебно-методические пособия для учителей, а также материальнотехническая спортивная база, качественные спортивное оборудование, инвентарь и другие средства обучения.

Проблема, над которой я работаю «Формирование интереса учащихся к занятиям физической культуры и спорта»

Воспитание гармонически развитого человека является актуальной проблемой в наши дни. Только здоровый, всестороннее развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Состояние здоровья народа является не только важным индикатором общественного развития, но и сложным экономическим, трудовым, оборонным и культурным потенциалом.

В долгосрочном приоритете «Здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана – 2030» указывается на необходимость подготовки наших граждан ведению здорового образа жизни, чтобы наши граждане были здоровыми на протяжении всей своей жизни и их окружала здоровая природная среда. Глава нашего государства Н.А. Назарбаев с предельной ясностью отметил исключительную важность здоровья населения на основе развития здорового образа жизни в обществе. В долгосрочном приоритете «Здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана – 2030» указывается на необходимость подготовки наших граждан ведению здорового образа жизни, чтобы наши граждане были здоровыми на протяжении всей своей жизни и их окружала здоровая природная среда. Глава нашего государства Н.А. Назарбаев с предельной ясностью отметил исключительную важность здоровья населения на основе развития здорового образа жизни в обществе.

Особую тревогу учителей школы и других образовательных учреждений вызывает здоровье детей и подростков. Только за прошлый учебный год в нашем районе выявлено большое количество больных детей.

Отсюда цель: выявление и изучение оптимальных форм и методов, направленных на повышение уровня физической подготовки учащихся, на укрепление здоровья, на заинтересованность учащихся в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, на формирование физической культуры.

Выдвинул гипотезу : если буду создавать условия для занятия физической культуры и спортом, а также формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью, это будет способствовать достижению более высоких результатов в спорте и всестороннему развитию личности.

Главная задача школы – формирование личности выпускника. Составляющими частями модели личности выпускника являются наряду с другими: здоровый образ жизни и осознанное отношение к здоровью и физической культуре. Решить эти задачи призвано физическое воспитание.

Физическое воспитание является деятельной частью физической культуры и понимается как вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и развитию физических качеств.

Физическое воспитание направлено на реализацию следующих аспектов: валеологического, физиологического, двигательного. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения осанки и опорно-двигательной функции.

Истоки наук о здоровье, т.е. валеологии, находятся в народной педагогике Казахстана. Родоначальниками валеологической школы, проповедником здорового образа жизни стала супруга Президента Сара Алпысовна Назарбаева.

Успешное решение задач школьного физического воспитания возможно только при комплексном использовании уроков физической культуры, физических упражнений и подвижных игр в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных форм физического воспитания. Именно в повышении объема оздоровительной двигательной активности работаю я и учителя нашей школы. Для этого используются физкультминутки, проводимые на уроках, подвижные перемены, уроки физической культуры, внеклассные спортивно-массовые мероприятия, «Дни здоровья», «Веселые старты», а также работа спортивных школьных секций и кружков.

Каждая из форм имеет свою целевую направленность, решает специфические задачи и имеет свои организационные структуры. Одна из таких форм – физкультурно-оздоровительная работа в течение дня. Она имеет свои структурные виды: гимнастические упражнения до учебного занятия, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры на удлиненных переменах, подвижные игры и упражнения на прогулках.

Гимнастику до учебных занятий провожу ежедневно перед первым уроком в виде выполнения комплекса из 5-8 упражнений. Это дает мне возможность решать такие специфические задачи: организацию учащихся в начале учебного дня; сокращение периода врабатываемости организма в предстоящую учебную деятельность и повышение работоспособности; оптимальная активизация функционального состояния систем организма; предупреждение нарушения осанки.

Комплекс составляю из упражнений динамического характера, воздействующих на все группы мышц. Особое внимание при выполнении упражнений уделяю правильной осанке и дыханию.

При составлении комплекса гимнастики до учебных занятий соблюдаю такие правила:

    Перед началом комплекса дети должны принять положение правильной осанки, что дает установку на сохранение её до конца комплекса.

    Затем включаются последовательно упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища и шеи, мышц ног.

    Заканчиваться комплекс должен упражнением или игрой на внимание, чтобы снять излишнюю возбудимость от выполнения комплекса и подготовить детей к предстоящей учебной деятельности.

При составлении комплекса я учитываю условия проведения данной формы занятий (одежда, построение, погодные условия). В комплекс не включаю глубокие наклоны вперед и высокие махи ногами. Выполняем упражнения без пиджаков, чтобы не стеснять движений, таким образом, мы стремимся достичь возможно полной амплитуды.

Следующий вид физкультурно-оздоровительной работы, который использую я и учителя нашей школы – физкультурные минутки на уроках.

Основные задачи этих форм – снять умственное и мышечное утомление, активизировать внимание и повысить способность к восприятию учебного материала, предупредить нарушение осанки.

Физкультурные минутки проводим в начальной школе на каждом уроке (в 1 классе допускаются две физкультминутки на уроке: при появлении признаков утомления, снижении активности, рассеянности внимания).

Методическим условием физкультминуток является проведение комплекса из 3-5 упражнений в течение 1-2 мин. Подбираю упражнения с учетом условий мест проведения (ограниченность места, построение учащихся).

Учителям начальной школы я советую, чтобы при составлении и проведении комплекса физкультминуток особое внимание уделялось последовательности упражнений. Комплекс должен заканчиваться принятием положения правильной осанки, что дает возможность на её сохранение и после выполнения комплекса. Первым в комплексе должно быть упражнение, способствующее выпрямлению позвоночника и расширению грудной

клетки. Такими являются упражнения, позволяющие удовлетворить естественную потребность потянуться после долгого сидения. Затем следует упражнение, сочетающее движение рук и туловища, далее – туловища и ног. Затем следует упражнение, расслабляющее и растягивающее мышцы, несущие основную нагрузку во время учебной работы. Комплекс должен заканчиваться упражнением на внимание (упражнения, выполняемые без показа, только по словесному описанию и упражнения, имеющие координационную сложность). Для учащихся я советую проведение физкультминуток с

речитативом (упражнения, проводимые под рифмованные строчки).

Смена комплексов проходит так же, как и в гимнастике до учебных занятий. Упражнения рекомендую проводить одно за другим без остановок.

После второго урока у учащихся начинают появляться признаки утомления, снижается работоспособность. В это время во время удлиненной перемены провожу подвижные игры и упражнения . Провожу их преимущественно на свежем воздухе.

Основные задачи удлиненных перемен: активный отдых учащихся для повышения работоспособности, формирование навыка сознательной дисциплины, а также обучение проведению самостоятельных форм активного отдыха.

Основное содержание удлиненных перемен составляют упражнения и игры, изученные на уроках физической культуры, простейшие игры-состязания (кто дальше прыгнет, метание в цель и т. п.). Игры и упражнения должны вызывать интерес у учащихся.

Подбирая игры для проведения на переменах, я учитываю такое: игры и упражнения должны быть известны детям, чтобы не тратить время на разучивание; игры должны быть средней и малой интенсивности, чтобы не перевозбудить детей перед предстоящим уроком; игры подбираю такие, где происходит быстрая смена водящего и состава участников, где можно подвести итог игры. учебной работы. комплекс ются упражне

Следующий вид физкультурно-оздоровительных мероприятий – подвижные игры и упражнения на прогулках.

Основные задачи прогулок – оздоровительная и познавательная. Длина маршрута не должна превышать 2,5 км. в оба конца (учитывая возрастные особенности учащихся). Прогулку совершаем в лес, на берег озера Шалкар, на малую сопку, на стадион, где с детьми провожу игры и физические упражнения.

Особенностью моей методики является подбор таких упражнений и игр, которые не требуют особо сложного и громоздкого инвентаря, то есть такого, который дети могли бы взять с собой на прогулку (мячи, скакалки, обручи, флажки и др.).

Основное содержание составляют упражнения и игры, изученные на уроке физической культуры, знакомые детям. Прогулки в предпраздничные и предвыходные дни иногда я заменяю походом.

Походы связаны с умением хорошо ходить, бегать, лазать, преодолевать естественные и искусственные препятствия. Все это помогает мне развивать такие ценные качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость. Развиваю и прикладные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ориентации на местности, определении сторон света и т. д.

В походах и на прогулках я обращаю внимание детей на красоту окружающего мира, учу бережному отношению к природе. Все это способствует закреплению знаний, полученных на уроках, расширяют кругозор.

Поход требует более тщательной подготовки, чем прогулка. С детьми я провожу инструктаж о том, как надо одеться, что взять с собой, как вести себя в пути и на привале и т. п.

Основной формой процесса физического воспитания школьников, важнейшим фактором, обеспечивающим успешность формирования физической культуры личности является урок физической культуры.

На своих уроках использую различные методы развития физических качеств: стандартный, переменный, повторный, интервальный, круговой, комбинированный. Также часто на уроках применяю игровой и соревновательный методы.

В течение учебного процесса даю сильным ученикам опережающие задания. В частности, по гимнастике, на последних уроках, совершенствование изученного материала за четверть, отдельные учащиеся

изучают новые упражнения, взятые из программы следующего класса.

Одним из эффективных способов, позволяющих активизировать двигательную активность учащихся, является групповой. Внедряя в преподавание физической культуры по разделу «Гимнастика» методику группового способа, добиваюсь высоких показателей общей и моторной плотности урока и реализую на одном занятии задачи закрепления, совершенствования изученных элементов и учета освоенных упражнений. Эффективность применения данного способа значительно повышается при включении в основную часть урока игровых и соревновательных элементов. Применение группового способа организации занятий позволяет мне оптимизировать учебный процесс, сократить сроки овладения двигательными умениями и навыками, дает широкий творческий простор, содействует воспитанию дисциплинированности.

Важным звеном в системе физического воспитания учащихся является спортивно-массовая работа. Поэтому основной моей задачей является - поддержание высокой работоспособности школьников в течение учебного года, пропаганда физической культуры, организация досуга школьников, привитие им правил здорового образа жизни. С этой целью я провожу спортивные соревнования по различным видам спорта: баскетболу, волейболу, мини-футболу, в среднем и младшем звене подвижные игры, к примеру «Веселые старты».

Большую работу в течение последних лет я осуществляю по обучению учащихся игре в волейбол. Созданы секции для мальчиков и девочек.

На уроках по совершенствованию элементов волейбола в вводной части решаю следующую задачу: подготовка организма к основной работе.

В основной части урока решаю следующую задачу: совершенствование вариантов техники приема и передачи мяча, где учащиеся на первом этапе выполняют сложную по координации и технически передачу мяча сверху двумя руками об стену с передвижением, на втором этапе учащиеся выполняют передачу мяча сверху, снизу в различных вариантах, на следующем этапе обрабатывается нападающий удар с места и на последнем этапе осуществляется контроль за выполнением передачи мяча сверху над собой. Обучения упражнениям на 1-3 этапах осуществляется наиболее подготовленными учениками по данной теме (элемент технологии сотрудничества). Выполнение упражнений на оценку контролируется мною. На этом этапе предлагаю выполнить передачу мяча сверху над собой с разным уровнем сложности: 9 раз на оценку «5», 7 раз на оценку «4», (элемент технологии разноуровневого обучения). Пройдя все этапы и при обработке подачи, учащиеся таким образом повторяют выполнение всех необходимых элементов игры. Так как целью уроков волейбола я ставлю достижение наиболее высокого уровня игры, учащимся даю для изучения сложные тактические действия, т.е. решаю следующую поставленную задачу – совершенствование позиционного нападения, тактика (данное задание на игру). Во время решения этих задач происходит решение следующих целей урока:

1. Развитие координации, скорости, ловкости, пространственного мышления.

2. Воспитание чувства локтя.

3. Воспитание чувства коллективизма.

4. Развитие самостоятельности.

5. Популяризация волейбола.

6. Воспитание дисциплинированности и конечная цель всех моих уроков – научить правильно применять отработанные элементы волейбола в игре, то есть научить играть в волейбол.

На этих уроках использую групповой способ организации учебного процесса; элементы технологии разноуровневого обучения, технологии сотрудничества; методы: практический, словесный, наглядного воздействия; приемы: объяснение, распоряжения, команды, показ, соревнование.

Для определения реального уровня развития двигательных способностей учащихся, как одного из показателей учебно-воспитательного процесса по физической культуре использую различные тесты.

Используемый мною тест представляет совокупность из трех упражнений: челночный бег 3 * 10 м., бросок 1 кг мяча из-за головы двумя руками из положения сидя, прыжок в длину с места. Данные упражнения доступны детям разного возраста, интересны им, удобны для практического использования, обеспечивают сравнительно быстрое решение задачи по измерению того или иного двигательного качества: скорость, сила, прыгучесть; позволяет обследовать целый класс в течение одного урока, наглядно демонстрируют успехи и недостатки в физическом развитии каждого школьника. Тестирование учащихся провожу ежегодно с 5 по 11 классы. Полученные величины в количественном выражении отражают овладение классом тем или иным двигательным качеством. С их помощью делаю выводы об успехах и недостатках физической подготовленности учащихся, осуществляю сравнительную характеристику классов, корректирую развитие двигательных качеств через домашние задания.

Важную роль в реализации физического воспитания личности, как я уже изложил выше, играет школа. Но немаловажное значение имеет семья, внешкольные учреждения. Все участники процесса находятся во взаимосвязи.

Рассмотрим роль семьи. Все начинается с урока физкультуры, но особое значение сейчас приобретают занятия физической культурой в домашних условиях. Большая роль в этом деле принадлежит родителям. Несмотря на то, что о значении занятий физической культурой для здоровья ребенка говорят и пишут много, и нет родителей, которые этого не знают, любой учитель может показать огромное количество освобождений от своего урока и записок от родителей.

В школе учащиеся овладевают основами физической культуры, приобретают полезные навыки, которые им пригодятся в жизни. Но полностью выполнить дефицит двигательной активности не может даже самый хороший урок физкультуры. Родители обязаны взять на себя роль организаторов домашних занятий, поэтому я провожу работу с родителями. Это лекции и беседы на родительских собраниях, а также индивидуальные беседы с родителями детей, слабоуспевающих по физической культуре. Приглашаю родителей посетить уроки, где они могут реально увидеть способности своего ребенка и есть надежда, что потом они станут вашими помощниками.

Основу системы домашних заданий для учащихся 5-11 классов составляют физические упражнения, направленные на преимущественное воспитание двигательных способностей (силовых, скоростных, координационных, гибкости и выносливости). Для этого использую в основном комплексы общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений, развивающих силу мышц рук, ног, туловища и т. д. При подборе домашних заданий также учитываю уровень физического воспитания и физической подготовленности учащихся. Кроме того, я в соответствии с учебной программой самостоятельно составляю свои комплексы упражнений, например, индивидуальные задания для каждого ученика.

С учетом изложенного в школе провожу общешкольный мониторинг состояния физического развития и физической подготовленности учащихся.

Результаты мониторинговых исследований позволяет мне отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся и как следствие этого, я использую в качестве эффективного средства для осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого школьника.

Таким образом, важнейшее задачей школы является формирование физически и психологически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни. Только через знания, умения можно понять необходимость здорового образа жизни, сформировать систему воззрений на отношение человека к самому себе. Ребенок должен осознать, что быть здоровым его обязанность перед самим собой, близкими, обществом.

Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться, так как человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован к реальной жизни.

Ребенок должен осознать, что быть здоровым его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться, так как человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован к реальной жизни.