Косметология

Меры предосторожности во время занятий физической культурой. Техника безопасности при занятиях на спортивных сооружениях Техника безопасности на занятиях физкультурой в вузе

Меры предосторожности во время занятий физической культурой. Техника безопасности при занятиях на спортивных сооружениях Техника безопасности на занятиях физкультурой в вузе

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:
- понимания роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни;
- овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей.

Введение………………………………………………………………………..…2
1. Спортивный травматизм. Характеристика, причины травматизма и меры его предупреждения……………………………………………………………..3
2. Первая помощь при травмах………………………………………………...5
3. Инструкция по технике безопасности при проведении занятий по физвоспитанию в различных спортивных секциях…………………………..6
4. Предмет, цели и задачи гигиены. ………………………………………….12
5. Спортивная гигиена………………………………………………………….13
5.1. Гигиенические требования к спортивной одежде…………………….....13
5.2. Гигиенические требования к спортивной обуви………………………...14
6. Гигиена спортивных сооружений и спортивного оборудования………….14
7. Заключение…………………………………………………………………..17
8. Литература…………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Введение………………………………………………………… ……………..…2

1. Спортивный травматизм. Характеристика, причины травматизма и меры его предупреждения………………………………………… …………………..3

2. Первая помощь при травмах………………………………………………...5

3. Инструкция по технике безопасности при проведении занятий по физвоспитанию в различных спортивных секциях…………………………..6

4. Предмет, цели и задачи гигиены. ………………………………………….12

5. Спортивная гигиена…………………………………………………………. 13

5.1. Гигиенические требования к спортивной одежде…………………….....13

5.2. Гигиенические требования к спортивной обуви………………………...14

6. Гигиена спортивных сооружений и спортивного оборудования………….14

7. Заключение…………………………………………………… ……………..17

8. Литература…………………………………………………… ……………..18

Введение

Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, которая опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:

Понимания роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни;

Овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей.

В гигиене организм человека и окружающая его среда рассматриваются как неразрывное целое, элементы единой системы «организм - внешняя среда». Именно на основе изучения особенностей влияния на организм человека различных факторов внешней среды разрабатываются конкретные гигиенические рекомендации, санитарные нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, занятий физической культурой и спортом для различных категорий населения.

Гигиена физической культуры и спорта - это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся.

1. Спортивный травматизм. Характеристика, причины травматизма и меры его предупреждения

Вопросы предупреждения спортивных травм не представляют собой сугубо врачебную проблему. Они касаются всех, кто обеспечивает учебно-тренировочные занятия по физическому воспитанию, т.е. преподавателей, тренеров, судей, технического персонала. Борьба за снижение спортивных травм на занятиях по физическому воспитанию является одной из важнейших обязанностей преподавателя, заведующего кафедрой и работников медицинской службы.

В спортивной жизни встречаются различные травмы, повреждающие ткани конечностей или отдельных органов: это выводит человека из строя, мешает заниматься трудом и спортом.

Для предупреждения спортивного травматизма необходимо знать причины и механизм возникновения травм, а также действенные способы их предупреждения. Это сохранит полноценную профессиональную и спортивную работоспособность каждого спортсмена и того, кто любит спорт.

Можно выделить две основные группы причин спортивных травм: группа «внешних» и группа «внутренних» факторов.

К первой группе факторов относятся:

Недостатки технического состояния мест занятий и инвентаря.

Неправильная организация учебно-тренировочного процесса.

Неблагоприятные метеорологические условия.

Нарушение правил соревнований со стороны судейской коллегии.

Несоблюдение режима питания.

Ко второй группе факторов «внутренних причин», зависящих от самого спортсмена, относятся:

Недостаточная физическая и техническая подготовленность спортсмена.

Участие в соревнованиях и тренировках после длительного перерыва в учебно-тренировочных занятиях.

Участие в соревнованиях в состоянии переутомления и перетренированности при наличии заболеваний или недолеченной травмы.

Отсутствие разминки или неправильное ее проведение.

Недисциплинированное поведение занимающихся или соревнующихся (грубость, нарушение правил).

Меры предупреждения травматизма заключаются в следующем:

Тренировочная нагрузка спортсмена или нагрузка на соревнованиях должна строго соответствовать функциональным возможностям организма, то есть степени подготовленности.

Перед тренировкой, соревнованием должна проводиться тщательная разминка, особенно в холодную погоду.

В промежутке между упражнениями (гимнастика, прыжки) необходимо принимать меры для сохранения тепла мышц. Для этого нужно соответственно одеться (теплый тренировочный костюм).

Учебно-тренировочный процесс должен быть правильно организован, нужно избегать скученности, близкого расположения гимнастических снарядов, должна быть обеспечена надежная страховка занимающихся, необходимо строго соблюдать дисциплину.

Присутствие тренера во время тренировки малоопытных и начинающих спортсменов обязательно!

Спортивные площадки и спортивный инвентарь на соревнованиях и тренировках должен быть в хорошем состоянии.

Необходимо вести неустанную борьбу со всякими проявлениями грубости и неспортивного поведения во время соревнований, особенно в играх.

Воспитывать в себе чувство товарищества, достойного отношения друг к другу и к противнику.

Независимо от того, новичок ли в спорте или спортсмен-разрядник, тренируйтесь только под руководством тренера, не приступайте к работе на снарядах без обеспечения страховки.

Большое значение для предупреждения спортивных повреждений имеют выбор и состояние спортивной одежды и обуви, которая должна быть хорошо пригнана, особенно это важно при занятиях зимними видами спорта (лыжи, коньки). Надо помнить, что тесная обувь ведет к потертостям и обморожениям. Для профилактики потертостей следует ежедневно мыть ноги с мылом, а при ношении резиновой обуви – надевать шерстяные носки.

Игрокам в футбол необходимо надевать под гетры защитные щитки, под трусы – бандаж, вратарю – ватные трусы, наколенники, налокотники и перчатки.

Хоккеисты должны надевать перчатки, на надплечья и голень – щитки, на голову – шлем.

Прыгуны в воду, борцы и боксеры также должны надевать бандажи. Штангисты для предупреждения растяжений связочного аппарата лучезапястного сустава необходимо надевать напульсники, с целью предохранения от перерастяжения поясничного отдела позвоночника - широкий кожаный пояс, во избежание скольжения рук пользоваться магнезией.

Частое повреждение у гимнастов – срыв мозолей на ладонях.

При слабости связочного аппарата следует применять во время тренировок и соревнований эластические бинты.

Большое значение имеет разминка перед тренировкой или соревнованием: она приводится для подготовки организма к повышенной нагрузке и мобилизации внимания спортсменов. Большую роль в профилактике спортивного травматизма имеют своевременные осмотры у врача.

Тренируясь или выступая в болезненном состоянии на соревнованиях или сразу после перенесенного заболевания, спортсмен может перенапрячься или переутомиться, что в большинстве случаев приводит к нарушениям в координации движений и как следствие к травме.

Врач поможет спортсмену и тренеру правильно разобраться и предупредить нежелательные последствия. Следует знать, что даже мелкая спортивная травма, вовремя не леченная, в дальнейшем может привести к хроническому заболеванию, которое трудно лечится. Спортсмен и тренер должны тщательно анализировать каждый случай спортивной травмы, чтобы в будущем исключить ее причину. Этому поможет своевременный и точный анализ и учет травм, как легкой, так и тяжелой.

2. Первая помощь при травмах

Оздоровительный эффект занятий по физическому воспитанию особенно значителен тогда, когда преподаватель, тренер владеет определенным запасом медицинских знаний. Очень велико значение правильно организованной взаимопомощи при спортивных травмах. Каждый занимающийся физической культурой и спортом должен быть обучен правилам оказания первой помощи при травмах.

При растяжениях и разрывах связок

Догадаться, что у человека проблемы со связками, можно по резкой боли в поврежденном суставе. Если при этом сустав отек или посинел, им трудно пошевелить, а при ощупывании боль становится просто невыносимой - это похоже на растяжение или даже разрыв связок (хотя возможен и перелом, см. ниже). Не откладывая, наложите на поврежденный сустав повязку, которая будет ограничивать его движения, сверху приложите лед или холодный компресс. Пострадавшую конечность положите на возвышение.

При вывихах

Узнать вывих можно по неестественному положению конечности и практически полной неподвижности сустава. Разумеется, пострадавший ощущает сильную боль. Может возникнуть и отек сустава, и кровоизлияние в него. Вправлять вывих самому ни в коем случае нельзя! Вывихнутую конечность нужно постараться зафиксировать в наиболее удобном для пострадавшего положении (повязка) и приложить лед.

При ушибах

На место ушиба положите холодный компресс, не помешает и фиксирующая повязка.

При переломах

Точно понять, перелом это или нет, можно только по рентгеновскому снимку. Пока у вас имеется только подозрение на него, соблюдайте осторожность. Срочно (и вместе с тем аккуратно) наложите на пострадавшую конечность шину из подручных средств и эластичного или обычного бинта. Необходимо ограничить движения кости в области повреждения, причем желательно зафиксировать не только пострадавшую кость, но и выше- и нижележащие суставы. При открытых переломах перед наложением шины на рану сначала накладывают стерильную повязку.

При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего необходимо уложить на твердую ровную поверхность: щит или доски. При переломе и вывихе шейных позвонков кости фиксируют при помощи проволочной шины, которую накладывают со спины.

При ранах

Если рана глубокая, хорошенько промойте ее проточной водой (около 5 л). Не стоит удалять из раны глубоко погруженные инородные тела. Стабилизируйте инородное тело с помощью объемной повязки и по мере необходимости иммобилизуйте шинами.

При сильном кровотечении попытайтесь его остановить: пережмите поврежденный сосуд выше места ранения, наложите тугую повязку или жгут. Не забудьте, что в теплое время года жгут можно не снимать в течение 1,5 ч, а в холодное - 1 ч. По истечении указанного времени жгут нужно ослабить на 5 мин, предварительно прижав пальцем поврежденный сосуд выше раны, а затем снова затянуть.

Обработайте края раны стерильной марлей или ватным шариком, смоченным перекисью водорода или спирта (водкой, одеколоном). Тщательно протрите кожу вокруг раны. После этого смажьте края йодом, не касаясь самой раны. Наложите сухую чистую повязку.

Легкие ссадины и царапины можно целиком потереть перекисью или спиртовым раствором и смазать йодом, а потом наложить повязку.

При сдавлении

Как можно быстрее освободите пострадавшего из завала, развалин, транспортного средства. На основание сдавленной конечности наложите жгут. Зафиксируйте конечность повязкой, используя подручные средства, и придайте ей возвышенное положение. Больному требуется обильное питье - минеральная или содовая вода.

При обморожении

Как можно быстрее согрейте обмороженный участок, но ни в коем случае не растирайте его снегом - так можно только увеличить опасность полного омертвения тканей. Не следует согревать обмороженные места сухим теплом, лучше всего погрузить их в теплую воду (чуть выше 40 градусов). Поменьше трогайте кожу на пострадавших участках.

Уроки по физической культуре всегда связаны с повышенным риском травматизма. Это накладывает на учителя по физкультуре высокие требования к исполнению техники безопасности. Преподаватель, а также каждый ученик должны неукоснительно придерживаться установленных правил. Руководство учебного заведения обязано обеспечить соответствие нормативам безопасности спортивный зал, открытую спортивную площадку, а также спортивный инвентарь и любое дополнительное оборудование использующееся на уроках. В случае если преподаватель физкультуры обнаружил несоответствие каких-либо объектов, связанных с занятиями, установленным нормам, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство школы и прекратить использовать их в уроках до устранения опасности.

Предполагает, что ученики с ней будут ознакомлены еще до того как приступят к занятиям. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время уроков и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения.

Здесь мы приводим лишь базовые правила техники безопасности по физкультуре. Каждое учебное заведение может видоизменить или дополнить перечень запрещенных или разрешенных действий в соответствии местными условиями. Также рекомендуем ознакомиться со статьей "Техника безопасности на уроках труда в мастерской". А для учителей младших классов, возможно, будет интересен материал, размещенный на нашем сайте, "Правила безопасности на уроках труда для младших школьников"

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

  • Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;
  • К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;
  • На уроках по физической культуре участвуют только ученики, которые имеют соответствующих уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ;
  • Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.
  • После болезни ученики обязаны предоставить преподавателю справку из медицинского учреждения;
  • Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;
  • На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;
  • После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

Положения техники безопасности на уроках физкультуры во время учебного процесса, а также до и после занятий

Техника безопасности на уроках физкультуры до начала занятий

  • Ученики должны переодеваться в специально отведенном для этих целей помещении – раздевалке. Мальчики и девочки должны переодеваться в раздельных помещениях. На занятие ученик должен выходить в спортивной форме и обуви;
  • Перед уроком необходимо снять с себя и убрать из карманов все предметы, которые могут представлять собой опасность при занятиях физкультурой – браслеты, перстни, часы и так далее.;
  • С разрешения учителя школьники могут приходить на место проведения урока;
  • Перед уроком физкультуры с разрешения преподавателя ученики могут аккуратно подготовить спортивный инвентарь;
  • Услышав команду, ученики должны встать в строй для начала проведения урока физкультуры.

Инструкция по технике безопасности на уроках физкультуры во время занятий

  • Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;
  • Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;
  • Выполняя групповой забег на короткую дистанцию, бежать только по свой дорожке;
  • При забеге для минимизации риска падения и столкновения после пересечения финишной черты школьник не должен резко останавливаться;
  • Нельзя выполнять прыжки на рыхлом, скользком или неровном грунте, также нельзя приземляться после прыжка на руки;
  • Перед выполнение упражнений метания необходимо удостоверится в отсутствии в секторе броска людей или посторонних предметов. Также нельзя стоять справа вблизи от метающего, находится в зоне броска во время упражнения и ходить за снарядами без разрешения преподавателя;
  • Во время упражнений выполнять соответствующие правила техники безопасности: соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений и так далее;
  • Ученикам запрещено несанкционированно менять траекторию движения, делать опасные движения или броски предметов, выполнять упражнения на брусьях и перекладине с влажными ладонями, баловаться и мешать проведению занятия;
  • При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий

  • При необходимости и с разрешения преподавателя ученики убирают спортивный инвентарь;
  • Ученики после разрешения учителя по физкультуре организованно и спокойно покидают место спортивных занятий и идут в раздевалку;
  • Учащиеся переодеваются в школьную одежду и обувь;
  • Школьники хорошо моют с мылом руки и умываются.

Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.

В процессе самостоятельных занятий должны быть приняты меры предупреждения травматизма. Причинами травматизма могут быть нарушения в методике занятий, невыполнение методических принципов доступности, постепенности и учета индивидуальных особенностей занимающихся, неудовлетворительное состояние инвентаря и оборудования, плохая подготовка мест занятий, незнание и несоблюдение мероприятий по самостраховке, перегрузка занимающимися площадок и залов по сравнению с нормами площади на одного занимающегося, плохое санитарно-техническое состояние мест занятий, недостаток освещения, скользкие полы, отсутствие вентиляции, недисциплинированность занимающихся. Необходимо учитывать внутренние обстоятельства, приводящие к спортивным травмам. К ним относятся: занятия в состоянии утомления или переутомления, индивидуальные особенности состояния здоровья организма, соответствие одежды и обуви температурным и природным условиям.

Существуют определенные условия и требования, которые необходимо соблюдать при проведении занятий физической культуры и спортом. Стены спортивного зала на высоту до 1,8м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала должны быть закрыты панелями или другими защитными материалами. Приборы отопления необходимо закрыть сетками или плитами, они не должны выступать из плоскости стены. Полы спортивных залов делают упругими, они должны иметь ровную и не скользкую поверхность. При выполнении упражнений необходима соответствующая страховка или помощь. Во время занятиях на гимнастических снарядах надо следить за тем, чтобы гимнастические маты были постелены возле снарядов. Гимнастические маты надо укладывать с плотной стыковкой, без щелей между ними. Спортивные площадки должны иметь ровную поверхность, очищенную от посторонних предметов. Площадки нельзя ограждать канавками, устраивать деревянные или кирпичные бровки. Не менее, чем на 2м вокруг площадки не должно быть деревьев, столбов, заборов и других предметов, могущих причинить травму. Беговые дорожки должны быть специально оборудованными, не иметь бугров, впадин, скользких участков грунта. За линией финиша дорожка должна продолжаться не менее 15м.

В бассейне в душевые категорически запрещается заносить моющие средства в стеклянной посуде. Вход в воду, так же как и выход из воды, разрешается только с ведома тренера, прыжки с бортика запрещаются. Нельзя держаться за разделительные дорожки, бросать плавтельные доски с бортика в воду и из воды на кафель, входить на вышку и прыгать с нее без разрешения и наблюдения учителя, вносить в бассейн посторонние предметы, создавать излишние шумы, подавать ложные сигналы о помощи утопающему, в воде подныривать, толкаться, переходить на чужую дорожку. Все эти нарушения правил могут привести к несчастным случаям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основы здорового образа жизни

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он от лично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надежный щит против многих болезней.

Правила техники безопасности при занятии физическими упражнениями

Во время занятий физическими упражнениями следует соблюдать правила техники безопасности. Большое значение имеет подготовка мест занятий, наличие подготовленного исправно спортивного оборудования и инвентаря. Спортивные площадки для занятий физическими упражнениями и подвижными играми должны быть расположены на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов и других помещений. Покрытие площадок должно быть ровным, без камней и других предметов.

Особые требования к оборудованию спортивных залов. Пол зала должна быть равной, окрашены, что позволяет быстро проводить влажную уборку. В начале занятий пол должен быть не только чистая, но и сухая. На влажной поверхности можно посковзнутися, особенно в спортивных и подвижных играх, при беге и прыжках.

Для того, чтобы не было травматизма, нужно заниматься в обуви на резиновой подошве. Обувь на кожаной подошве скользкая даже на сухой поверхности.

Спортивное оборудование и снаряды должны быть не повреждены и соответствовать гигиеническим требованиям. При выполнении физических упражнений инвентарь должен находиться в закрепленном положении. Круг гимн. снарядов и под ними обязательно надо положить гимнастические мать. Во время падения или зискокив они предотвращают различным повреждениям.

Во время бега на короткие дистанции нельзя перебегать на соседнюю дорожку, это может привести к столкновение учащихся. Все беговые соревнования проводят при движения в одном направлении.

В прыжках надо четко придерживаться очереди выполнения. Особой осторожности требует метанию. Нельзя находиться в местах приземления мяча, гранаты. Категорически запрещается на всех занятиях нарушать дисциплину, выполнять упражнения без разрешения учителя.

Гимнастика

1. Быть внимательным и осторожным при выполнении физических упражнений вместе с товарищами. Например, нельзя раскачиваться в горе на перекладине, если упражнение в подтягивании выполняют вместе 3-4 ученика.

2. Нельзя стоять на дорожке разбега и местах приземления при опорных прыжках.

3. Не начинать сложных упражнений без разминки.

4. При зискоках из снарядов (коня, козла, бревна, гимнастической лестницы) приземляться надо на обе ноги.

5. Спускаться по канату надо медленно, поочередно перехватывая руками и держа ногами.

6. Акробатические упражнения и упражнения на снаряда можно начинать только после разрешения или команды учителя.

7. Быть осторожным при выполнении упражнений с гимнастической палкой.

Легкая атлетика

9. Бежать с ускорением только по своей дорожке.

10. В беге на длинную дистанцию в медленном темпе не разговаривать, в кроссе, где неравная местность (камни, деревья, которые лежат, кусты) преодолевать с повышенным вниманием.

11. Сначала, чем выполнять прыжки, надо проверить правильность того, как положении гимнастические иметь на месте приземления. Если прыжки выполняются на спортивной площадке нужно проверить готовность ямы для прыжков (песок должен быть рыхлый и ровным, брусок для отталкивания не должен быть выше уровня земли).

12. Любой прыжок выполняется после того, как предыдущий ученик покинет место приземления.

13. Метание выполняется только в том направлении, которое указал учитель. Нельзя метать мячи и гранаты в то время, когда ученики собирают их.

Лыжная подготовка

1. Одежда не должна сдерживать движения, должен быть легким, но достаточно теплым, чтобы защищать от ветра.

2. При переходе через проезжую часть, надо обязательно снимать лыжи.

3. Если товарищ на пути, не наступают на лыжи. Надо попросить освободить колею и перегнать его.

4. При прыжках с гор не выставляет палки перед собой, при падении можно наколотися на них.

5. Не брать старта большую скорость, а перед стартом сделать разминка.

Кроссов ая подготовка

1. Не стоит бежать с ускорением, распределять силы нужно равномерно.

2. Из деревьев, которые лежат, с круч надо делать зискок на обе ноги и мягко приземляться.

3. Место, где есть битое стекло, ржавий проволока, следует обходить.

Коньки

1. На катке двигаться только против часовой стрелки.

2. Если теряете равновесие, падать надо только на бок, не выставляя руки вперед, голову надо нахилиты вперед, подбородок на грудь.

3. Не оставляйте мусор на льду катка.

4. Нельзя садиться на снег.

Баскетбол

1. Играть можно только в резиновой обуви.

2. Во время игры не двигать игроков, не толкаться с ними при передвижении.

3. НЕ кричать во время игры.

4. Нельзя сидеть под баскетбольным щитом.

5. Не выставляет вперед большие пальцы рук во время ловиння мяча.

Развитие силы

Если одна из мышечных групп опережает в своем развитии другую, это очень скоро обнаружится. Так всегда бывает, несмотря на уровень атлета.

Трудности возникают не только с большими мышечными группами, малые могут вызвать не меньше проблем. Растяжение бицепса или мышц голени может сильнее сказаться на результатах, чем разрыв квадрицепса.

Выход в том, чтобы постоянно проверять и перепроверять тренировочную программу, убеждаясь, что всем мышцам уделено равное внимание.

Правда, это легче сказать, чем сделать. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь периодически проверял мою программу. И ему вовсе не обязательно быть крупным специалистом, просто взгляд со стороны может обнаружить то, что я упустил, привыкнув к выполняемым изо дня в день упражнениям.

Даже когда люди прорабатывают с одинаковой интенсивностью все главные мышечные группы, какая-то все равно опережает другие. Чаще всего это ноги, может быть, потому, что любая хорошая силовая программа отдает предпочтение приседаниям.

Имеют значение и индивидуальные различия. Два человека одного возраста, веса и типа телосложения, имеющие одни и те же тренировочные программы и цели, обязательно развиваются по-разному. Основная причина - разная генетика.

Через несколько месяцев упорных тренировок различия в развитии главных мышечных групп становятся очевидными. Самое время внести некоторые изменения в свою тренировочную программу, чтобы не дать слабым группам совсем отстать. Если, например, вы добавили к своим приседаниям 70 кг, но в подъемах штанги на грудь лишь 20, вам нужно усилить спину. То же самое можно сказать и про верх тела, но здесь надо помнить о том, что плечи и грудь медленно растут по своей природе. Особенно справедливо это для подростков. Более взрослые люди, впервые начинающие работать с отягощениями, обычно растут лучше в верхней части тела, так как уже «дозрели» до этого.

Какие же изменения необходимы? Перенос акцента на отстающие мышечные группы. Лучше всего поставить их в начало тренировки и добавить немного изолированной работы. Ведь не секрет, что люди больше выкладываются, пока их силы еще свежи. Вот почему приседания так действенны - их обычно делают первыми.

Итак, если результаты в подъемах штанги на грудь не растут, вы ставите это упражнение в начало тренировки и добавляете еще какие-нибудь движения - подъемы на грудь с виса, тягу штанги к подбородку и мертвую тягу. Но не слишком усердствуйте в количестве дополнительных подходов. Так недолго и перетренироваться. Увеличивайте дополнительную работу постепенно. По правде говоря, чаще всего со спиной и ногами проблем не бывает, они возникают обычно с верхом тела, а для многих это сводится к жиму лежа.

В погоне за результатом в этом упражнении, люди работают слишком много

Плечевой пояс - очень деликатная мышечная группа. Прежде, чем наращивать нагрузки, надо создать крепкую базу. Не надо торопить прогресс. Многие делают это, и в результате терпят фиаско. Я как-то видел парня, который увеличил результаты в жиме лежа от шести подходов до двенадцати, затем добавил еще полдюжины дополнительных упражнений с нагрузкой под разными углами. Такой прогресс редко приносит пользу, но почти всегда заканчивается тяжелой травмой, вынуждающей атлета вообще прекратить жимы лежа.

Итак, первый шаг - это поставить «слабое» упражнение в начало тренировки и немного добавить работы на эту группу мышц. Следующий шаг более сложен - необходимо определить слабое место в самом движении. Например, для вас самая тяжелая часть жима лежа - это полное выпрямление рук в конце движения. Это указывает на слабость трицепсов. Рассуждая логически, вы включаете в свою программу специальные упражнения на трицепс.

Но ведь он имеет три части, которые надо прорабатывать отдельно. Длинная головка трицепса, вероятно, самая важная, но очень немногие знают, как нагрузить ее напрямую. Моим любимым упражнением на эту часть трицепса всегда были пуловеры с прямыми руками, к тому же они оказывают меньший стресс на локти. Когда вы выполняете их правильно, и с приличным весом, результаты появляются очень скоро. Другим нравятся отжимания или частичные жимы лежа, выполняемые со стоек.

Выбор правильного упражнения для отстающей в развитии зоны мышцы часто требует определенных знаний анатомии и кинесиологии. Я не говорю о фундаментальных познаниях, а лишь о понимании того, как работает каждая мышца в данном упражнении. Такую информацию можно почерпнуть из книг по анатомии, и она будет вам очень полезна при составлении тренировочных программ.

Скажем, у вас проблемы с тяговыми движениями: подъемом на грудь, тягой к подбородку и мертвой тягой. Ваш тренировочный партнер сказал, что вы слишком быстро поднимаете тазовую область, что вынуждает вас нарушить правильную форму, и это негативно сказывается на финишной части движения. Это обычная ошибка, указывающая на слабые бедра и поясничные мышцы. Вы справитесь с этой проблемой с помощью мертвой тяги, выполняемой из более низкой по сравнению с обычной позиции. Своим ребятам я рекомендую делать ее с 10-килограммовыми дисками на грифе.

Помогут также экстензии для спины - как обратные, так и прямые - тяга прямыми ногами и наклоны вперед со штангой на спине.

Иногда слабые места проявляют себя не нарушением техники или травмой, а длительной ноющей болью. У многих начинающих атлетов средняя часть спины довольно слабая, чаще всего потому, что они не выполняют достаточного количества прямой работы на нее. Подъемы на грудь дают ей некоторую нагрузку, но из-за высокой скорости движения мышцы не успевают как следует поработать. Когда ко мне приходят с жалобами на боли в середине спины, я рекомендую тяги штанги в наклоне и высокие тяги рывковым хватом.

Вы можете усилить верх спины с помощью динамических шрагов и тяг штанги к подбородку.

Упражнения для увеличения силы слабых районов мышц очень часто обескураживают людей. Переход на более легкие рабочие веса на глазах у коллег по залу - довольно сильный удар по самолюбию. Некоторые не выдерживают этого и перестают прорабатывать отстающие мышцы, что является большой ошибкой, так как слабые районы постепенно становятся еще слабее. Так что наберитесь терпения. Это не займет много времени, если вы упорно поработаете. Настойчивостью и терпением вы сможете превратить слабые мышечные группы в сильные, недовольство - в восхищение.

Большинство людей, занятых силовым тренингом и знающих его принципы, понимают значение сбалансированного развития силы всего тела. Но даже в этом случае многие допускают дисбаланс между передней и тыльной сторонами тела. Для некоторых участков такой баланс хорошо чувствуется - например, квадрицепсы и бицепсы ног. Все компетентные атлеты знают, что бицепс не может быть более, чем на 50% слабее, чем квадрицепс. То есть, если вы работаете с весом в 100 кг в экстензиях ног, то при их сгибаниях рабочий вес должен быть не менее 50 кг.

А вот для некоторых других частей сбалансированное развитие часто не соблюдается - например, соотношение силы трапеции, плечевого пояса, дельт и грудных мышц. Одна из самых распространенных ошибок среди атлетов, специализирующихся на силовом жиме лежа - это недостаточное внимание к трапециям. Я как-то наблюдал за одним парнем. Он работал в жиме лежа около часа, потом перешел к жиму на наклонной, еще полчаса, потом следовал жим гантелей, а закончилось все шрагами в трех подходах из 20 повторений с легкими гантелями. Это всегда (не иногда, а всегда) ведет к несбалансированному развитию и проявляется в болях в плечах, особенно в задних пучках дельтоидов. Рецепт здесь - работа на трапеции. Динамические высокие тяги и шраги легко решат проблему. Под «динамическими» я понимаю взрывные движения и попытки вытащить штангу как можно выше, а не так как обычно выполняются шраги или тяги, когда вы просто вращаете плечами.

Другой район, обычно упускаемый из вида - это средняя часть торса. Как правило, все серьезные «силовики» выполняют довольно большую работу на низ спины, что вполне правильно, так как, на мой взгляд, пояснице сила никогда не помешает. А вот нагрузку на пресс всячески избегают.

Может быть потому, что при правильном выполнении упражнений работа на пресс - занятие не из веселых. Некоторые не считают ее для себя необходимой, потому что уже и так имеют плоский живот, и проблема сброса жира их не касается. Зачем тогда делать все эти кранчи, подъемы ног и прочее?

Дело в том, что вам нужен сильный пресс, если вы собираетесь приседать с большими весами или поднимать их с пола. Особенную нагрузку несет низ живота. Новички обнаруживают это для себя очень быстро. После тяжелых приседаний многие подходят ко мне и с широко раскрытыми глазами говорят, что у них, наверное, грыжа.

Им кажется, что в животе что-то порвалось. Конечно, грыжа возможна, но это редко происходит, если спортсмен настолько дальновиден, что не забывает с самого начала включать в свою тренировочную программу хорошую порцию работы на пресс.

Рад сообщить, что пресс очень быстро реагирует на нагрузки. Проблемы обычно исчезают через неделю. Неплохо бы и тут соблюдать баланс: часть работы на верх, часть - на низ живота.

Нельзя забывать и о косых мышцах. Особенно они важны тем спортсменам, которые вынуждены часто скручивать корпус в резких движениях. Это и бейсболисты, и футболисты, и теннисисты. Не забывайте также о зубчатой и межреберных мышцах.

Этан Рив, очень опытный тренер по силе из Университета Огайо, рекомендует включать в программы тренировок для развития боковой силы очень интересное упражнение. Вы держите 20-килогаммовый олимпийский гриф за один конец и раскачиваете его то в одну сторону от туловища, то в другую. Когда освоите это упражнение, можно добавить диск на один конец грифа. Это упражнение - очень трудное с любым весом, но эффект просто великолепен.

Боковая сила важна для ног, особенно для внутренней поверхности - приводящих мышц. Внешние - отводящие - мышцы, как правило, получают достаточно работы во время полных приседаний, а вот приводящие отстают с самого начала, что может привести к возникновению проблем. Новички начинают с очень слабыми приводящими - частично из-за того, что немногие из упражнений нагружают их напрямую.

Если ваши сводятся внутрь при выходе из тяжелого приседа или при подъеме веса с пола, значит приводящие слабы. Это надо обязательно поправить, так как их сбалансированное развитие чрезвычайно важно для стабильности колена. Специальный тренажер для приводящих мышц действует, как волшебная палочка. Через две недели работы на нем в двух подходах из 20 повторений вы полностью преодолеете отставание. Если такой машины нет (как у меня сейчас), прибегните к приседаниям с очень широкой постановкой ног в высоком числе повторений. Своим подопечным я рекомендую выполнять один подход приседаний в широкой стойке в 20 повторениях, как последний подход в обычных приседаниях. Если же человек совсем уж слаб, он выполняет все приседания в такой манере. После первой же такой тренировки приводящие ужасно болят. И это хорошо, я знаю, что они поработали.

И последнее о балансе. Маленькие мышцы тоже должны получать свою долю внимания. Конечно, проще всего избегать работы на икры - ведь, подобно прессу, тренировать икры не очень-то радостно. Тем не менее, каждый атлет понимает важность развития икр. Все знают, как трудно восстанавливаться после их травмы. Еще одна малая группа - это бицепсы. Хотя они получают довольно большую нагрузку во время тяг, все же не помешает дать им немного прямой работы. Лучший выбор - это подтягивания и, конечно же, различные виды сгибаний рук с отягощениями.

Правила игры в волейбол

Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой.

Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).

Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода «за» или ошибки команды.

В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш - очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.

Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3 - 5 м и от лицевых - 5 - 8 м. Высота свободного пространства над игровым полем - 12,5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях.

На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии нападения, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону).

Передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны.

Зона подачи - это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии.

Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см. каждая, нанесенными на расстоянии 20 см. от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи.

Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин.

Команда может состоять максимум из 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача.

Команда набирает очко:

при успешном приземлении мяча на игровой площадке соперника;

когда команда соперника совершает ошибку;

когда команда соперника получает замечание.

Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка.

Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается обоюдной ошибкой и мяч переигрывается.

Розыгрышем мяча является игровые действия с момента удара при подаче до того, как мяч выйдет из игры.

Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать.

Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.

Партия (кроме решающей -5-ой) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25 и т. д.).

Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.

В случае равного счета 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.

Ошибки при игре мячом:

четыре удара: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника;

удар при поддержке: игрок пользуется поддержкой партнера по команде или любого устройства/предмета в пределах игрового поля для того, чтобы дотянуться до мяча;

захват: игрок не ударяет мяч, и мяч оказывается захваченным и/или брошенным;

двойное касание: игрок ударяет мяч дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

Характеристики удара (касания):

мяч может касаться любой части тела;

мяч должен быть ударен, а не схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении;

мяч может касаться различных частей тела, только если соприкосновения происходят одновременно.

Подобные документы

    Легкая атлетика как основа здорового образа жизни. Значение двигательной активности для организма. Основные задачи при занятиях легкой атлетикой. Влияние закаливания на школьников. Бег как средство укрепления здоровья. Основные критерии в беге.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2013

    Физиология и здоровье человека. Соблюдение биолого-гигиенических условий и системы правил личной гигиены. Понятия: физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство. Регулярные занятия физическими упражнениями.

    реферат , добавлен 27.08.2012

    История возникновения легкой атлетики, виды спорта, входящие в ее состав. Требования безопасности во время занятий легкой атлетикой, основные виды травм и повреждений. Техника бега на короткие дистанции. Комплекс физических упражнений для разминки.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Понятие и роль основных компонентов здорового образа в формировании жизненно важных качеств учащихся 1–4 классов. Исследование и оценка уровня влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2015

    Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2007

    Физическое образование - процесс, направленный на формирование и развитие физических способностей человека. Физическая культура: биологические основы и значение в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; основы здорового образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2011

    Группы мотивов людей при ведении здорового образа жизни. Государственные программы, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, развития физической культуры и массового спорта. Антиалкогольная и антитабачная кампании.

    реферат , добавлен 23.09.2016

    Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни. Структурные группы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.

    реферат , добавлен 14.11.2008

    Понятие здоровья. Общее представление о ЗОЖ. Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека. Обобщение опыта работ ведущих специалистов-практиков. Организация и методы исследования. Результаты исследования и их обсуждения.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2007

    Определение здорового образа жизни и его роли в обеспечении здоровья студентов. Возрастание значения физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов, основные формы и методы реализации этой программы на базе обучения в ВУЗе.

Введение

спортивный занятие безопасность

Занятия в спортивном зале, на стадионе, на специальных площадках - словом, везде, где установлены спортивные сооружения, требуют от учителя или иного организатора занятий серьезного подхода и точного соблюдения правил техники безопасности. Для организации техники безопасности должны быть реализованы организационные и технические методы обеспечения безопасности. Основное содержание мероприятий по технике безопасности это профилактика травматизма, или предупреждение несчастных случаев на занятиях. Не верно рассматривать травматизм на занятиях только в связи с совершенством конструкций и рациональной организацией занятий. Не меньшее значение в возникновении несчастных случаев имеет воздействие на организм человека факторов внешней среды, то есть состояние воздушной среды. В целом это влажность, температура, загрязненность пылью, а так же уровень освещенности места занятий.

Следовательно, условия и безопасность занятий физической культурой и спортом определяются как совершенством применяемых сооружений и организации занятий, так и окружающей занимающихся санитарно-гигиенической обстановкой. Не менее важной является и нормативная регламентация техники безопасности занятий физической культурой и спортом, наличие специальных инструкций для занимающихся и персонала, проведение инструктажей и сдача экзамена или зачета по технике безопасности.

1. Причины травматизма при занятиях на спортивных сооружениях

Причины травматизма в их взаимосвязи показаны на рисунке 1.

Рисунок 1. Взаимосвязь причин травматизма при занятиях на спортивных сооружениях

Рассмотрим последовательно, в чем может выражаться каждая из причин. Некачественная организация занятий может быть вызвана малым или недостаточным количеством спортивных залов, площадок, бассейнов, в силу уроки физической культуры проходят в рекреации, то есть отделении школьного коридора, достаточно широком, но не оборудованном для занятий.

В результате педагогам приходится проводить урок для двух классов в одном зале или со старшим и младшим классами в одно время.

Это может быть и в итоге некачественного составления учебного расписания, что приводит к скученности, а она, в свою очередь, к невозможности полноценного контроля.

Низкое качество материальной базы может выражаться в том, что имеется моральный и физический износ оборудования, дефекты спортивного инвентаря, оборудования, встречается так же присутствие спортивных снарядов, с которыми не проведено испытание на прочность. Нередки ветхие полы, протечки воды, слабое освещение, дефекты спортивной площадки, то есть незакрепленные щиты, ворота, оградительные сетки.

Низкий уровень квалификации педагогов физической культуры возможен в силу нехватки педагогов, замещения ставки преподавателем, не подготовленным к проведению таких занятий. Это зависит и от дирекции учебного заведения, и от наличия кадров. Нов данном случае степень опасности травматизации повышается так же, как и при слабом медицинском контроле - педагог, как и врач, не готов или не компетентен проверять все соответствия нормативным требованиям.

Можно сделать вывод по первой части работы, что техника безопасности на спортивных сооружениях находится в высокой зависимости от наличия персонала, технической оснащенности и должного уровня контроля.

Законодательные источники о технике безопасности на спортивных сооружениях

В законе РФ «Об образовании» сказано, что образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, а так же предоставлять помещение с должными условиями для работы медицинских работников. Законодательно так же закреплено, что медицинское обслуживание учащихся образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

В законодательстве об утверждении федеральной программы обучения так же сказано, что совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития.

Федеральный закон гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, говорит о пропаганде физической культуры, спорта, основ знаний о физической культуре и спорте, здорового образа жизни, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, и во взаимосвязи с Законом РФ «Об образовании» предписывает самостоятельно учебным заведениям, с учетом созданных условий, типовых и специальных уставов, ради интересов учащихся, определять формы занятий физкультурой и средства воспитания, виды спорта в секциях, виды двигательной активности, методы, формы и продолжительность учебных занятий, но исключительно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Глава III Закона РФ о физической культуре и спорте отсылает к нормам СанПин. Для соблюдения техники безопасности спортивный зал должен быть размещен на 1-м этаже в пристроенном помещении, размеры его должны обеспечивать выполнение полной программы по физическому воспитанию, создавать возможность внеурочных спортивных занятий.

Площади спортивных залов согласно нормативам приняты 9Х 18 м, 12 Х24 м, 18Х 30 м при высоте не менее 6 метров. Санитарные нормы оговаривают, что количество мест в спортзале должно устанавливаться из расчета 0,7 м2 на одного учащегося.

Температура воздуха в зависит от климатических условий должна составлять в спортивных залах и комнатах для проведения секционных занятий - 15-17градусов, в раздевалке спортзала - 19-23 градусов, в кабинетах врачей - 21-23 градусов, в рекреациях - 16-18 градусов выше нуля.

Относительная влажность воздуха по СанПин должна соблюдаться в пределах 40-60 процентов, а в самом спортивном зале, в его тренажерных, душевых, туалетных комнатах должна быть вытяжная вентиляция. Требования к спортивной одежде и обуви заключаются в том, что учащиеся занимаются в спортивной одежде и обуви в теплое время, при температуре плюс15 градусов и выше в трусах и майке спортивного образца, при более низкой температуре в тренировочном костюме, а уже на открытом воздухе в спортивной одежде, которая температурным условиям и виду занятий.

Занятия так же проводятся до определенного предела температуры, то есть первый класс - до -10°С, второй-четвертый классы до -12°С, пятый-девятый классы до -15°С, десятый-одиннадцатый классы до -18°С.

Обязательно учитывается спортивная обувь нескользкая, с наличием супинатора, со стопорящим покрытием, то есть кеды, полукеды, кроссовки, «чешки», «балетки», и обязательно носки.

В спортивных залах должно быть обеспечено двухстороннее боковое естественное освещение и комбинированное, то есть верхнее и боковое, при этом искусственное освещение в спортивных залах должно быть не менее 200 ЛК.

Стены спортивных залов обязаны делать гладкими, ровными, они должны быть окрашены в светлые тона, красками, допускающими уборку влажным способом. Сама краска должна быть устойчивой к ударам, не осыпаться, не оставлять следов после ее касания, а приборы отопления закрыты, при этом не должно быть открытых крючков, выступов, окна должны иметь решетки или сетки.

Полы спортивных помещений должны быть без щелей, упругими, с ровной нескользкой поверхностью.

Физкультурно-спортивные зоны учебного учреждения по нормам размещаются на расстоянии не менее 25 метров от здания, за обязательной полосой зеленых насаждений. Нельзя располагать такую зону со стороны окон здания.

Оборудование должно обеспечивать выполнение учебных программ по физической культуре и работу спортивных секций, а так же проведение оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки оборудуются твердым, ровным покрытием, футбольное поле травяным покровом. Занятия на имеющих неровности и выбоины, сырых площадках не проводятся.

Все спортивные снаряды и оборудование должны находиться в полной исправности и быть закреплены. В итоге обязательных испытаний инвентаря и оборудования надежность их установки должна быть проверена, что зафиксируется в специальном журнале. Неисправное оборудование должно быть удалено с площадки.

Соблюдение всех приведенных нормативов должно обеспечить технику безопасности при занятиях на спортивных сооружениях при должном контроле со стороны преподавательского, административного и медицинского персонала учебного заведения.

Заключение

Можно сделать вывод, что именно администрация школы несет ответственность за подготовку помещений и оборудования занятий, за соответствие условий требованиям СанПин, за соответствие строительным нормам и правилам, требования к расписанию уроков и соответствие количества мест для занимающихся самой площади спортивного зала, то есть отвечает за качество учебно-воспитательного процесса.

Медицинские работники обязаны проводить постоянный санитарный надзор в ходе учебно-воспитательного процесса по физкультуре, а так же составлять списки по группам здоровья, потому что они ответственны за проведение лечебно-профилактических мероприятий в установленном порядке, за оказание первой помощи при травме;

Преподаватель физической культуры отвечает за охрану жизни и здоровья учеников, выполнение правил по технике безопасности занятий, использование надежного и качественного оборудования, санитарно-гигиенические условия мест проведения занятий согласно СанПин, школьной программы по физической культуре, нормативам учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

Литература

1.Закон Российской Федерации (РФ) «Об образовании» от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, Ст. 51, п. 1, 4 - Система Гарант-Студент 2011

Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ раздел III, п. 1 - Система Гарант-Студент 2011

Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ - - Система Гарант-Студент 2011

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2001. - 543 с.

Неверкович С.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р.Педагогика физической культуры и спорта. Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. С.Д. Неверковича. Academia 2010 - 543 с.