Кардиология

Оперативный мониторинг лекарственных средств жнвлп. В новую версию «аптеки кмис» добавлена функция интеграции с федеральным сервисом «оперативного мониторинга лекарственных средств. Проверка цен на жизненно важные препараты

Оперативный мониторинг лекарственных средств жнвлп. В новую версию «аптеки кмис» добавлена функция интеграции с федеральным сервисом «оперативного мониторинга лекарственных средств. Проверка цен на жизненно важные препараты

Компания «Комплексные медицинские информационные системы» сообщает о включении в новую версию «Аптеки КМИС», которая будет включена в состав КМИС 3.5.1, новой возможности – интеграции с федеральным сервисом оперативного мониторинга лекарственных средств (http://mols.roszdravnadzor.ru ).

Мониторинг лекарственных средств, включая контроль ассортимента и цен на лекарства, входящие в перечень жизненно важных (ЖНВЛС) представляет собой государственную функцию, исполняемую Росздравнадзором с целью оперативного и своевременного выявления изменений, происходящих в сфере ценообразования на данную категорию лекарственных средств, а также их ассортиментной доступности. Мониторингу подлежат лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, утверждаемый соответствующими приказами Минздрава России. Мониторинг ассортимента и цен на ЖНВЛС проводится Росздравнадзором и ТУ Росздравнадзора по субъектам РФ в стационарных ЛПУ и аптечных учреждениях (организациях) РФ.

Данная работа регламентируется приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 мая 2009 г. №277н «Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) Российской Федерации».

Список ЛС, подлежащих мониторингу, доводится до сведения Управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации и, в случае двухмесячного отсутствия определенного лекарственного средства, включенного в мониторинг, в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) субъектов Российской Федерации, подлежит корректировке в конкретном субъекте Российской Федерации. Общее число стационарных лечебно-профилактических учреждений (организаций), включенных в число участвующих в мониторинге, должно составлять не менее 15% от их числа, расположенных в субъекте Российской Федерации.

В это число включаются все республиканские, краевые, областные и окружные больницы (специализированные и многопрофильные); городские больницы, расположенные в городах с численностью населения более 250 тысяч человек (не менее 4 больниц); муниципальные больницы (не менее 5 больниц); центральные районные больницы (не менее 3 больниц). Кроме того, в состав учреждений, подлежащих мониторингу, должны быть включены все стационарные лечебно-профилактические учреждения (организации) федерального подчинения.

Согласно приказа №277, управления Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации ежемесячно, по состоянию на 15 число месяца, организуют сбор информации о наличии лекарственных средств, включенных в Список, и их ценах от лечебно-профилактических учреждений (организаций) и аптечных учреждений (организаций) (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски), расположенных на территории субъекта Российской Федерации и включенных в мониторинг. Затем, также ежемесячно, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, эти данные представляют в Росздравнадзор в электронном виде и на бумажном носителе.

Запуск функции импорта информации на портал мониторинга цен


Данные в электронном виде нужно занести на портал мониторинга цен. Для исключения ручного ввода данных мониторинга, автоматизации этой работы и выполнения требований приказа в подсистему «Аптеки» добавлена возможность выгрузить реестр имеющихся лекарственных средств из списка ЖНВЛС в файл специального формата, который затем импортируется на соответствующий федеральный портал.


Выгрузка данных на портал

Оперативный мониторинг проводится для выявления нежелательных тенденций в ценообразо-вании лекарств и их устранения. Обязанность ЛПУ и аптек - предоставление отчёта в срок. Разбираем в статье, все ли организации участвуют в мониторинге и как формировать отчёт.

Оперативный мониторинг — это проверка стоимости лекарств в медицинских учреждениях и аптеках. Цель мониторинга — сделать лекарственные препараты доступными для всех слоёв населения. С помощью подобного контроля Росздравнадзор следит за ситуацией на рынке лекарственных средств и своевременно пресекает нежелательные тенденции.

Документ, который регулирует процесс мониторинга — приказ Минздравсоцразвития РФ от 27 мая 2009 г. №277н.

Кто обязан участвовать в мониторинге

В оперативном мониторинге лекарственных средств Росздравнадзора по закону должно участвовать не менее ⅙ медицинских организаций от общего числа по РФ, которое включает в себя также областные и краевые учреждения. Среди аптек должно участвовать не менее половины от общего числа. Эта половина состоит из частных, федеральных и государственных аптек.

Каждый месяц Росздравнадзор организует сбор данных, организации обязаны предоставить информацию о наличии лекарственных средств и их стоимости.

Проверка цен на жизненно важные препараты

Особое внимание государство уделяет лекарствам, состоящим в списке ЖНВЛП. Медицинские учреждения и аптеки не могут продавать такие лекарственные средства по цене выше установленной.

Критерии, по которым определяются жизненно важные препараты:

  • имеют значение для сохранения здоровья граждан РФ;
  • имеют доказанную эффективность;
  • имеют приемлемую цену;
  • не имеют последствий, безопасны.

Потребители всегда могут найти информацию о ценах на жизненно важные препараты на сайте Минздрава.

Подготовка отчёта по оперативному мониторингу лекарственных средств

Для участия в мониторинге нужна специальная программа Фарм-ревизор , в которой не только формируют отчёт по жизненно необходимым лекарственным препаратам, но и отслеживают товары, у которых истекает срок годности, подсчитывают итоговую выручку и быстро обрабатывают накладные поставщика.

Алгоритм подготовки отчёта:

  1. Обновление списка жизненно необходимых препаратов. Чтобы добавить новый перечень нужно зайти на сайт Росздравнадзора и выбрать кнопку «Справочник ЖНВЛП» , затем сохранить его на компьютер.

Запустите специальную программу «Фарм-ревизор», выберите кнопку «Загрузить справочник ЖВ» . Дождитесь подтверждения того, что данные загружены.

  1. Добавление информации о поставщиках на сайт. Чтобы найти поставщика в общем списке, необходимо знать его ИНН и название организации. Однако если в общем списке поставщика нет, необходимо его туда добавить, чтобы всё корректно работало.

Для этого на сайте Росздравнадзора выберите «Настройки» , а затем в этом разделе нажмите «Добавить» , чтобы внести информацию о поставщике.

  1. Создание отчёта по жизненно важным препаратам. Откройте программу «Фарм-ревизор». Нажмите «Отчёт по ЖВ» , настройте все необходимые показатели (тип цен, период и т. п.). Затем щёлкните на кнопку «Сформировать» . После этого добавьте коды в графы поставщиков, которые написаны красным шрифтом. Сохраните файл, для этого нажмите кнопку «Выгрузить».

Чтобы отправить данные Росздравнадзора, выберите на сайте раздел «Экспорт/импорт» . Затем заполните все строки информацией о своей организации. Для загрузки файла щёлкните на кнопку «Импорт».

Существует также еженедельный оперативный мониторинг лекарственных средств, отчёт для него формируется таким же способом, как и для ежемесячного.

Напоминаем, что 17 марта вступил в силу закон о паллиативной помощи, который изменил порядок назначения обезболивающих, в том числе наркотических и психотропных. Подробнее об этом, а также ― как рассчитать потребность в наркотических средствах для поликлиники и стационара, как выбрать опиоидные анальгетики для купирования хронической боли, вы узнаете на Международной практической конференции «Медицинская организация: новый взгляд» , которая пройдёт 13―15 августа в Сочи.

Оперативный мониторинг лекарственных средств введен комиссией правительства, чтобы поддержать экономический рост в стране и улучшить обеспечение лекарствами всех слоев населения. Решение одобрено протоколом, оформленным в приказе Минздрава и социального развития РФ 277н в мае 2009 года.

Целью действий Росздравнадзора, на работников которого возложены основные обязанности, является ценовая доступность медикаментов для населения. Оперативный мониторинг лекарственных средств проверяет ассортиментную и ценовую политику поликлиник и аптек.

Оперативный мониторинг поможет выполнить несколько задач:

  • объективно оценить ситуацию на рынке фармации;
  • вовремя выявить отрицательные тенденции и скорректировать их.

Результатом проверок будет отчет, который появится на сайте Росздравнадзора и государственном реестре цен.

Проверка цен на жизненно важные препараты

Отдельно стоит выделить обеспечение жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами (ЖНВЛП). Федеральное законодательство четко определяет регулирование оборота данных медицинских средств, а с 2010 года было введено государственное регулирование цен на них.

По определению ВОЗ, к препаратам жизненной необходимости и важности относятся те, которые:

  • соответствуют целям медобслуживания населения;
  • значимы для целей здравоохранения страны;
  • имеют доказанную эффективность и безопасностью;
  • отличаются экономической эффективностью.

Решение проблем фармацевтического рынка

Проблема регулирования ассортимента и цен на фармацевтическом рынке РФ остается актуальной, поскольку доля доступных лекарств ежегодно сокращается, устанавливаются завышенные цены на продукцию, дорожают региональные и муниципальные закупки по сравнению с федеральными.

Правительство публикует обновленный перечень на основе медицинской статистики:

  1. Список препаратов данной категории утверждается ежегодно.
  2. Мониторинг оперативный преследует главную цель - обеспечить профилактику и лечение болезней, преобладающих по доле заболеваемости среди населения РФ.

Приоритетные потребности здравоохранения названы в законе №61-ФЗ, а именно в пункте 6, статьи 4.

Государственный реестр цен

На региональном портале по фармацевтической деятельности и лекарственному обеспечению farmcom.info собраны все законодательные акты по регулированию оборота лекарства. На данном сайте можно получить полную информацию о составлении отчетов:

  • перечень ЖНВЛС для медицинского назначения;
  • перечень препаратов, которые назначаются врачебными комиссиями;
  • перечень лекарств для лиц с гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, раком крови, рассеянным склерозом, больных после пересадки органов.

Оперативный мониторинг цен на ЖНВЛС Росздравнадзора призван сделать самые необходимые лекарства доступнее для социально незащищенных слоев населения. На сайте можно узнать о требованиях к минимальному ассортименту средств для оказания медицинской помощи для аптек с производственной деятельностью, аптечных пунктов и киосков.

Представлен реестр цен на препараты ЖНВЛС на каждый конкретный период по субъектам РФ. Таблица содержит информацию о наименовании лекарства, торговом названии, производителе, форме выпуска и цене.

Этапы проведения мониторинга

Закон о государственном регулировании цен определяет, что оперативный мониторинг Росздравнадзора поЖНВЛС осуществляется в несколько этапов:

  1. Утверждение списка средств под химическими наименованиями, не имеющими патента и признанными во всем мире. Препараты должны применяться для лечения, профилактики или выявления болезней, характерных для населения РФ, иметь преимущества по сравнению с другими средствами, обладать фармакологическими свойствами, которые равноценны аналогичным средствам.
  2. Устанавливается методика расчет граничных розничных цен на препараты из списка.
  3. Проводится госрегистрация препаратов и цен, установленных на них производителями.
  4. Утверждаются методики определения органами исполнительной власти граничных уровней оптовых и розничных надбавок к ценам, которые предложены производителями препаратов ЖНВЛП.
  5. Устанавливается порядок выдачи предписаний об утверждении надбавок в соответствии с законодательством. Направляются органам исполнительной власти предписания об установленных границах оптовых и розничных надбавок.
  6. Проведение федерального госнадзора в сфере обращения лекарств и контроля на уровне регионов над уровнем цен уполномоченными органами исполнительной власти федерации и на уровне субъектов. Оперативный мониторинг позволит получать информацию своевременно.
  7. Привлечение к ответственности лиц, которые нарушают порядок установления цен на ЖНВЛС.

Регулярный мониторинг цен

Оперативный мониторинг цен на препараты жизненной необходимости осуществляется в соответствии с приказом № 277н.

Медицинским и аптечным организациям до 1 июня 2012 необходимо зарегистрироваться на сайте Росздравнадзора в разделе «Оперативный мониторинг». Каждая организация издает приказ и назначает ответственное лицо, которое предоставляет данные в электронном и в бумажном варианте, согласно предложенной форме, с подписями руководителей.

Оперативный мониторинг ЖНВЛС - обязанность медицинских и аптечных организаций любых форм собственности. Каждый месяц до 25 числа вносится отчет, в котором перечисляются запасы на 15 число отчетного периода по лекарствам из перечня ЖНВЛС:

  • аптеки отчитываются по месту торговой деятельности;
  • лечебно-профилактические организации предоставляют отчет по филиалам.

Ответственными за качественную, достоверную и полную информацию являются руководители аптек и медицинских организаций.

Положение о мониторинге цен

Мониторингу подлежит ассортимент и цены лекарств в аптеках и лечебно-профилактических организациях. Основанием для проведения проверок является перечень лекарств первой необходимости.

Оперативный мониторинг цен на ЖНВЛС Росздравнадзора проводится на основании списка препаратов, из которого формируется перечень для проверки с указанием:

  • торгового названия;
  • лекарственной формы;
  • дозировки;
  • компании-производителя.

Основанием для формирования списка являются декларации о соответствии лекарственных средств. Перечень получают управления Росздравнадзора субъектов РФ. Если указанный препарат на протяжении двух месяцев отсутствует в аптеках и лечебно-профилактических организациях, то список корректируется именно на местном уровне.

Кто обязан подавать отчеты?

Согласно закону, не все аптечные и лечебно-профилактические учреждения обязаны участвовать в мониторинге ежемесячно, но их количество должно достигать как минимум 15% от общего числа по данному субъекту РФ.

Конкретно структура проверяемых организаций по каждому субъекту РФ должна включать 25% аптек, из них - 25% федеральных и муниципальных и 50% - частных организаций.

В состав подотчетных организаций должны входить:

  • специализированные и многопрофильные медучреждения республик, областей, краев и округов;
  • городские больницы городов с населением выше 250 тыс. человек (по 4 учреждения с каждого субъекта);
  • муниципальные учреждения (не менее 5);
  • центральные больницы районов (не меньше 3).

Оперативный мониторинг осуществляется по всем лечебно-профилактическим организациям с федеральным подчинением.

Если в субъекте РФ нет аптек, то увеличивается количество участников мониторинга за счет муниципальных учреждений. Предусматривается следующее соотношение между аптеками, аптечными пунктами и киосками в структуре отчета - 30:60:10.

Формирование отчетности и аналитика

Система оперативного мониторинга является многоступенчатой. Каждый месяц информация о лекарственных средствах, находящихся в наличии на 15 число, собирается по аптекам и лечебно-профилактическим учреждениям каждого субъекта РФ, подпадающего под ежемесячную проверку. Не позже 5 числа следующего месяца местные органы Росздравнадзора предоставляют в электронном и бумажном виде сводный отчет по каждому субъекту, согласно определенным законом формам. Также предоставляются дополнительные сведения для аналитики, указанные в приложениях в Положении.

Задача Росздравнадзора - на основе полученных отчетов не позже 10 числа следующего месяца предоставить в электронном и бумажном виде Департаменту развития фармацевтического рынка и рынка медтехники Минздравсоцразвития России данные о лекарственном обеспечении населения.

Отчет должен содержать конкретную развернутую информацию:

  • структура рынка фармации по сегментам розницы, опта, производства, больниц;
  • объемы и структура потребляемых препаратов;
  • обеспечение лекарствами граждан отдельных категорий;
  • анализ ценового уровня на лекарства;
  • обзор надбавок в списке ЖНВЛС в опте и розницы;
  • перечень мер, которые приняты для сдерживания роста цен.

Департамент не позже 15-го числа следующего месяца готовит проект доклада правительству про мониторинг ЛС и ассортимента лекарств, принятых мерах, обеспечивающих доступность и качество медобеспечения. Доклад подписывается министром здравоохранения.

Особенности заполнения форм

Аптечные и лечебные организации при заполнении отчетов указывают не только наименование, производителя, дозировку препарата, а также другие данные:

  • замену лекарству в случае его отсутствия на дату мониторинга, в пределах одного непатентованного наименования;
  • название оптовика, который занимается поставкой лекарственных средств в случае отсутствия конкретного препарата на складе;
  • причины отсутствия препарата и сроки возобновления поставок.

Оперативный мониторинг цен служит для улучшения качества снабжения лекарствами больниц и населения через аптечные сети.

Оперативный мониторинг лекарственных средств введен комиссией правительства, чтобы поддержать экономический рост в стране и улучшить всех слоев населения. Решение одобрено протоколом, оформленным в приказе Минздрава и социального развития РФ 277н в мае 2009 года.

Целью действий Росздравнадзора, на работников которого возложены основные обязанности, является ценовая доступность медикаментов для населения. Оперативный мониторинг лекарственных средств проверяет ассортиментную и ценовую политику поликлиник и аптек.

Оперативный мониторинг поможет выполнить несколько задач:

  • объективно оценить ситуацию на рынке фармации;
  • вовремя выявить отрицательные тенденции и скорректировать их.

Результатом проверок будет отчет, который появится на сайте Росздравнадзора и государственном реестре цен.

Проверка цен на жизненно важные препараты

Отдельно стоит выделить обеспечение жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами (ЖНВЛП). Федеральное законодательство четко определяет регулирование оборота данных медицинских средств, а с 2010 года было введено государственное регулирование цен на них.

По определению ВОЗ, к препаратам жизненной необходимости и важности относятся те, которые:

  • соответствуют целям медобслуживания населения;
  • значимы для целей здравоохранения страны;
  • имеют доказанную эффективность и безопасностью;
  • отличаются экономической эффективностью.

Решение проблем фармацевтического рынка

Проблема регулирования ассортимента и цен на фармацевтическом рынке РФ остается актуальной, поскольку доля доступных лекарств ежегодно сокращается, устанавливаются завышенные цены на продукцию, дорожают региональные и муниципальные закупки по сравнению с федеральными.

Правительство публикует обновленный перечень на основе медицинской статистики:

  1. Список препаратов данной категории утверждается ежегодно.
  2. Мониторинг оперативный преследует главную цель - обеспечить профилактику и лечение болезней, преобладающих по доле заболеваемости среди населения РФ.

Приоритетные потребности здравоохранения названы в законе №61-ФЗ, а именно в пункте 6, статьи 4.

Государственный реестр цен

На региональном портале по фармацевтической деятельности и лекарственному обеспечению farmcom.info собраны все законодательные акты по регулированию оборота лекарства. На данном сайте можно получить полную информацию о составлении отчетов:

  • для медицинского назначения;
  • перечень препаратов, которые назначаются врачебными комиссиями;
  • перечень лекарств для лиц с гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, раком крови, рассеянным склерозом, больных после пересадки органов.

Оперативный мониторинг цен на ЖНВЛС Росздравнадзора призван сделать самые необходимые лекарства доступнее для социально незащищенных слоев населения. На сайте можно узнать о требованиях к минимальному ассортименту средств для оказания медицинской помощи для аптек с производственной деятельностью, аптечных пунктов и киосков.

Представлен реестр цен на препараты ЖНВЛС на каждый конкретный период по субъектам РФ. Таблица содержит информацию о наименовании лекарства, торговом названии, производителе, форме выпуска и цене.

Этапы проведения мониторинга

Закон о государственном регулировании цен определяет, что оперативный мониторинг Росздравнадзора поЖНВЛС осуществляется в несколько этапов:

  1. Утверждение списка средств под химическими наименованиями, не имеющими патента и признанными во всем мире. Препараты должны применяться для лечения, профилактики или выявления болезней, характерных для населения РФ, иметь преимущества по сравнению с другими средствами, обладать фармакологическими свойствами, которые равноценны аналогичным средствам.
  2. Устанавливается методика расчет граничных розничных цен на препараты из списка.
  3. Проводится госрегистрация препаратов и цен, установленных на них производителями.
  4. Утверждаются методики определения органами исполнительной власти граничных уровней оптовых и розничных надбавок к ценам, которые предложены производителями препаратов ЖНВЛП.
  5. Устанавливается порядок выдачи предписаний об утверждении надбавок в соответствии с законодательством. Направляются органам исполнительной власти предписания об установленных границах оптовых и розничных надбавок.
  6. Проведение федерального госнадзора в сфере обращения лекарств и контроля на уровне регионов над уровнем цен уполномоченными органами исполнительной власти федерации и на уровне субъектов. Оперативный мониторинг позволит получать информацию своевременно.
  7. Привлечение к ответственности лиц, которые нарушают порядок установления цен на ЖНВЛС.

Регулярный мониторинг цен

Оперативный мониторинг цен на препараты жизненной необходимости осуществляется в соответствии с приказом № 277н.

Медицинским и аптечным организациям до 1 июня 2012 необходимо зарегистрироваться на сайте Росздравнадзора в разделе «Оперативный мониторинг». Каждая организация издает приказ и назначает ответственное лицо, которое предоставляет данные в электронном и в бумажном варианте, согласно предложенной форме, с подписями руководителей.

Оперативный мониторинг ЖНВЛС - обязанность медицинских и аптечных организаций любых форм собственности. Каждый месяц до 25 числа вносится отчет, в котором перечисляются запасы на 15 число отчетного периода по лекарствам из перечня ЖНВЛС:

  • аптеки отчитываются по месту торговой деятельности;
  • лечебно-профилактические организации предоставляют отчет по филиалам.

Ответственными за качественную, достоверную и полную информацию являются руководители аптек и медицинских организаций.

Положение о мониторинге цен

Мониторингу подлежит ассортимент и цены лекарств в аптеках и лечебно-профилактических организациях. Основанием для проведения проверок является перечень лекарств первой необходимости.

Оперативный мониторинг цен на ЖНВЛС Росздравнадзора проводится на основании списка препаратов, из которого формируется перечень для проверки с указанием:

  • торгового названия;
  • лекарственной формы;
  • дозировки;
  • компании-производителя.

Основанием для формирования списка являются декларации о соответствии лекарственных средств. Перечень получают управления Росздравнадзора субъектов РФ. Если указанный препарат на протяжении двух месяцев отсутствует в аптеках и лечебно-профилактических организациях, то список корректируется именно на местном уровне.

Кто обязан подавать отчеты?

Согласно закону, не все аптечные и лечебно-профилактические учреждения обязаны участвовать в мониторинге ежемесячно, но их количество должно достигать как минимум 15% от общего числа по данному субъекту РФ.

Конкретно структура проверяемых организаций по каждому субъекту РФ должна включать 25% аптек, из них - 25% федеральных и муниципальных и 50% - частных организаций.

В состав подотчетных организаций должны входить:

  • специализированные и многопрофильные медучреждения республик, областей, краев и округов;
  • городские больницы городов с населением выше 250 тыс. человек (по 4 учреждения с каждого субъекта);
  • муниципальные учреждения (не менее 5);
  • центральные больницы районов (не меньше 3).

Оперативный мониторинг осуществляется по всем лечебно-профилактическим организациям с федеральным подчинением.

Если в субъекте РФ нет аптек, то увеличивается количество участников мониторинга за счет муниципальных учреждений. Предусматривается следующее соотношение между аптеками, аптечными пунктами и киосками в структуре отчета - 30:60:10.

Формирование отчетности и аналитика

Система оперативного мониторинга является многоступенчатой. Каждый месяц информация о лекарственных средствах, находящихся в наличии на 15 число, собирается по аптекам и лечебно-профилактическим учреждениям каждого субъекта РФ, подпадающего под ежемесячную проверку. Не позже 5 числа следующего месяца местные органы Росздравнадзора предоставляют в электронном и бумажном виде сводный отчет по каждому субъекту, согласно определенным законом формам. Также предоставляются дополнительные сведения для аналитики, указанные в приложениях в Положении.

Задача Росздравнадзора - на основе полученных отчетов не позже 10 числа следующего месяца предоставить в электронном и бумажном виде Департаменту развития фармацевтического рынка и рынка медтехники Минздравсоцразвития России данные о лекарственном обеспечении населения.

Отчет должен содержать конкретную развернутую информацию:

  • структура рынка фармации по сегментам розницы, опта, производства, больниц;
  • объемы и структура потребляемых препаратов;
  • обеспечение лекарствами граждан отдельных категорий;
  • анализ ценового уровня на лекарства;
  • обзор надбавок в списке ЖНВЛС в опте и розницы;
  • перечень мер, которые приняты для сдерживания роста цен.

Департамент не позже 15-го числа следующего месяца готовит проект доклада правительству про мониторинг ЛС и ассортимента лекарств, принятых мерах, обеспечивающих доступность и качество медобеспечения. Доклад подписывается министром здравоохранения.

Особенности заполнения форм

Аптечные и лечебные организации при заполнении отчетов указывают не только наименование, производителя, дозировку препарата, а также другие данные:

  • замену лекарству в случае его отсутствия на дату мониторинга, в пределах одного непатентованного наименования;
  • название оптовика, который занимается поставкой лекарственных средств в случае отсутствия конкретного препарата на складе;
  • причины отсутствия препарата и сроки возобновления поставок.

Оперативный мониторинг цен служит для улучшения качества снабжения лекарствами больниц и населения через аптечные сети.

Здание Московской горной академии. 1930 год

История НИТУ «МИСиС» уходит корнями в далекое прошлое, когда в 1918 году была основана Московская горная академия (МГА). МГА, созданная на базе горного факультета Варшавского политехнического университета, который в годы Первой мировой войны был эвакуирован в Москву, стала одним из первых технических вузов в Советской России. Несмотря на то, что шла Гражданская война и в стране царила разруха, академия уже через год активно работала, привлекая лучшие научные и преподавательские кадры того времени. Изначально МГА задумывалась как исключительно образовательное учреждение, однако уже в первые годы своего существования в ней были созданы научно-исследовательские лаборатории, в дальнейшем переросшие в отдельные исследовательские институты. Так, уже в 1919 году ученые академии изучали свойства радиоактивных элементов, для чего была учреждена специальная кафедра, а курс «Радиоактивные вещества» был включен в учебный план.

Преподаватели академии и ее выпускники – это плеяда выдающихся специалистов, внесших колоссальный вклад в развитие советской промышленности и вплоть до 50-х годов определявших повестку всех профильных научных направлений (материаловедческого, металлургического, горно-рудного и геологоразведочного). К примеру, усилиями И. М. Губкина в СССР началась активная нефте-газовая разведка, в ходе которой был открыт, в частности, Волго-Уральский нефтегазоносный бассейн, получивший название «Второго Баку». Губкину же принадлежит идея крупномасштабного исследования Курской магнитной аномалии, которое привело к открытию крупнейшего в мире месторождения железной руды. Выпускник МГА Е. П. Славский почти тридцать лет возглавлял советский атомный проект, будучи министром среднего машиностроения СССР. А. П. Завенягин, также учившийся в МГА и ставший первым ректором Московского института стали, руководил Магнитогорским металлургическим комбинатом, а позже возглавил строительство Норильского горно-металлургического комбината. В послевоенные годы он занимал должности министра среднего машиностроения и председателя комитета по использованию атомной энергии. Черную металлургию СССР долгие годы возглавлял И.Ф. Тевосян, а цветной металлургией руководил П.Ф. Ломако.

Леонид Вайсберг, доктор технических наук, профессор, академик РАН, Председатель совета директоров «Механобр-техника», член Международного научного совета НИТУ «МИСиС»

«Московская горная академия образовалась именно тогда, когда нужна была индустриализация страны, нужны были специалисты в области минерально-сырьевых ресурсов. Академия дала отрасли руководителей. Это были знаковые люди, которые много сделали для своей страны. Нынешнему поколению студентов НИТУ «МИСиС» повезло – они учатся в университете, где созданы фантастические условия для жизни и учебы».

С началом масштабной индустриализации МГА была реорганизована и разделена на шесть отраслевых втузов: горный, черной металлургии, цветных металлов и золота, торфяной, нефтяной и геологоразведочный. Институт черной металлургии приказом первого ректора Завенягина практически сразу же был переименован в Московский институт стали (МИС). В те времена стране были как воздух нужны специалисты и организаторы промышленности, способные сразу по окончании вуза руководить технологическими процессами на крупных индустриальных объектах, умеющие создавать новые агрегаты и технологии, новые материалы. Развитие металлургии в значительной степени определяло уровень и многих других отраслей народного хозяйства, а также уровень обороноспособности страны. Закончив МИС, молодые инженеры отправлялись на производство, и за годы первых пятилеток им удалось решить сложнейшую задачу - модернизировать советскую промышленность. К концу 30-х годов техническая и экономическая отсталость страны была практически ликвидирована.

В страшные годы Великой отечественной войны само спасение страны зависело от того, удастся ли флагманам индустрии решить новые, иногда казалось – нерешаемые задачи, которые возникали у советской промышленности. Горнякам и металлургам удалось сделать невозможное. Так, в 1941-42 гг. была проведена грандиозная эвакуация крупных промышленных объектов, не имеющая аналогов в мировой истории. Важнейшую роль в вывозе заводов в восточные регионы страны и запуске этих объектов сыграли выпускники институтов. Они проявили не только высочайший профессионализм, но и боевую отвагу – зачастую оборудование приходилось эвакуировать под огнем противника. В результате героических усилий тружеников тыла уже в 1943 году нехватка металла для оборонных заводов страны была ликвидирована. Неоценим вклад специалистов института в создание новых сплавов для военной техники, без которых невозможно себе представить Великую Победу. Как следствие – за успешную работу по подготовке кадров для черной металлургии МИС получил в 1944 году свою первую награду – орден Трудового Красного знамени.

Ректор Московского института стали и сплавов, профессор, доктор технических наук В.И. Явойский. 1967 г.

Студенты Московского института стали и сплавов им. И.В. Сталина, сталинские стипендиаты на занятиях в лаборатории металлографии; 2-й слева – С.С. Горелик, 3-й слева – Н.Т. Чеботарев. 1940 г.

На занятиях в подшефной школе №7 Московского института стали; занятия проводит мастер института. 1955 г.

Студенты 5 курса московского института стали и сплавов Ференц Керн (Венгрия) и Любовь Любавская (СССР) на консультации у ассистента кафедры теории и автоматизации печей А.М. Беленького (в центре). 1970 г.

Аспирант Московского горного института Виктор Пащенко руководит геодезической практикой студентов во время летних каникул. 1960 г.

Перемешивание раствора в миксере на кафедре аналитической химии Московского института стали и сплавов. 1980 г.

В лаборатории Московского института стали и сплавов. 1973 г.

Операторы вычислительной машины "Минск-22" Татьяна Федотова и Элла Бучинская за работой. 1981 г.

Студент-дипломник В. Саурин (на переднем плане) и старший лаборант К. Шамоди проверяют приборы для лаборатории кафедры физики полупроводников в Московском институте стали и сплавов. 1963 г.

Студент 2 курса Московского института стали и сплавов Михаил Невзоров работает на вычислительной машине. 1969 г.

Группа выпускников Горного института после вручения дипломов. 1979 г.

Если в довоенное время институт делал упор на подготовку инженерных кадров для предприятий промышленности, то после войны приоритетом стала научно-исследовательская работа. Формировались новые научные школы, расширялся исследовательский профиль, открывалось все больше лабораторий – институт преобразовывался в политехнический вуз, который, отвечая требованиям времени, готовил теперь не только металлургов, но также и физических химиков, специалистов по полупроводниковым и радиоактивным материалам. Эти кадры были, в частности, крайне востребованы в двух основных советских проектах послевоенных лет - атомном и космическом. В создании и развитии высоких технологий для космической и ядерной программ непосредственное участие принимали инженеры и ученые института, который с 1962 года получил название Московский институт стали и сплавов.

Реформирование деятельности института, переориентировавшее МИСиС на решение новых задач государственной важности по развитию материаловедения, было проведено ректором МИС В.П. Елютиным – выдающимся государственным деятелем, ученым-металлургом и педагогом. Окончив МИС в 1930 году, уже в 1945 году он возглавил институт, и именно Елютин инициировал открытие факультета физической химии, запустившее процесс «научной модернизации» вуза. В институте было открыто три новых факультета, и за полтора десятилетия МИСиС из отраслевого металлургического института превратился в многопрофильный политехнический вуз. Этот прорыв обеспечили такие представители руководства института, как ректоры В.И. Явойский, П.И. Полухин, проректор В.А. Роменец и др.

Анатолий Седых, председатель Совета директоров ОМК, выпускник Московского института стали и сплавов

«Когда я поступил в 1982-м в МИСиС, Владимир Андреевич Роменец был первым проректором, профессором. Он читал нам курс «Введение в специальность». И именно на лекциях Владимира Андреевича я понял, что сделал абсолютно правильный выбор, решив стать металлургом. Владимир Андреевич был влюблен в металлургию и в свою профессию. И этим, конечно, заражал всех окружающих.

Он добился огромных успехов в развитии нашей отрасли, сделал десятки прорывных открытий, которые и сегодня применяются по всему миру. Кроме этого, Владимир Андреевич внес огромный вклад в развитие инфраструктуры МИСиС».

Надо сказать, что реформаторская деятельность В. Елютина не ограничилась масштабами вуза. Позже на посту министра высшего и среднего специального образования СССР, который он занимал несколько десятилетий, с 1954 по 1985 год, именно Елютин создал знаменитую позднесоветскую систему высшего образования, восхищавшую весь мир. Нынешний НИТУ «МИСиС», развивая потенциал, сформированный Елютиным, чтит и преумножает традиции отечественной инженерной школы.

Продолжая славную вековую историю в настоящем

Вид на корпус нового здания Московского института стали и сплавов. 1980 г.

Сегодня НИТУ «МИСиС», как в свое время МИСиС и МГИ, принимает непосредственное участие в формировании образовательной и научной повестки страны, совместно с государственными структурами и бизнес-сообществом, решая инженерные и исследовательские задачи, направленные на укрепление благосостояния России и ее научного потенциала, на строительство цифровой экономики.

Являясь одним из ведущих технических вузов России, университет активно развивает такие стратегически важные для страны направления как биомедицина, нанотехнологии и ИТ, оставаясь лидером в традиционных для себя областях: материаловедении, металлургии и горном деле.

Став в 2013 году одним из победителей Программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100), НИТУ «МИСиС» уделяет большое внимание развитию университета, как ведущего научно-образовательного центра страны.

НИТУ «МИСиС» пять раз становился победителем конкурса мегагрантов Правительства РФ, в результате которого были созданы лаборатории, являющиеся сегодня лидерами в своих областях не только в России, но и за рубежом. Так, под руководством профессора Алексея Устинова, возглавляющего лабораторию «Сверхпроводящие метаматериалы» НИТУ «МИСиС», группой российских ученых был впервые измерен, а потом создан первый отечественный кубит. Начав заниматься квантовыми технологиями в 2011 году, сегодня университет является одним из лидеров этого направления – в 2018 году вуз выиграл конкурс Российской венчурной компании на создание Центра НТИ по квантовым коммуникациям. В будущем Центр НТИ станет основой для формирования консорциума, в который войдут также Российский квантовый центр, Математический институт имени Стеклова, РАНХиГС, ТГУ и другие профильные организации.

НИТУ «МИСиС» сотрудничает с ведущими мировыми научными центрами, принимает участие в международных коллаборациях уровня MegaScience – LHCb, SHiP, Horizon 2020. В 2017 году в университете был создан Центр инфраструктурного взаимодействия и партнерства MegaScience, основная цель которого – координация международного сотрудничества университета в сфере масштабных научных и образовательных проектов, развитие академической мобильности. В этом же году НИТУ «МИСиС» стал первым российским вузом, подписавшим соглашение о сотрудничестве с Европейской организацией по ядерным исследованиям (CERN), практическим результатом которого стал совместный курс по подготовке молодых специалистов для разработки перспективных технологий и материалов для поиска новых физических эффектов в экспериментах CERN.

За время участия в Проекте 5-100 в университете были созданы более 30 научно-исследовательских лабораторий и инжиниринговых центров, не уступающих лучшим зарубежным центрам по интенсивности научной работы и возглавляемые ведущими учеными России и мира. Созданная научно-исследовательская инфраструктура позволила заметно увеличить объем исследований – НИТУ «МИСиС» совместно с бизнес-партнерами проводит более 500 научно-исследовательских разработок и опытно-конструкторских работ в год. Как результат за это время более чем в два раза выросла публикационная активность университета, а цитируемость статей – более чем в три раза. Сегодня университет занимает первое место среди вузов-участников Проекта 5-100 по количеству публикаций в области инжиниринга и материаловедения за последние пять лет.

Продолжая уже вековую традицию, университет очень тесно работает с бизнесом и число компаний-партнеров приближается к двум тысячам. Среди них крупнейшие отечественные и зарубежные металлургические, сырьевые, энергетические компании, лидеры IT и финансового рынка. В их число входят такие корпорации, как Металлоинвест, ОМК, Росатом, Каракан-инвест, Северсталь, Сбербанк, Внешэкономбанк, Норильский никель, РУСАЛ и многие другие. Сегодня это сотрудничество не ограничивается совместными научно-исследовательскими проектами, большое внимание уделяется образовательным программам, направленным на подготовку и переподготовку квалифицированных специалистов, а также социальным проектам.

Андрей Варичев, Генеральный директор УК «Металлоинвест»

«Металлоинвест плодотворно сотрудничает с НИТУ «МИСиС» и его филиалами в Старом Осколе и Новотроицке. В нашей компании работают сотни выпускников университета, а в Центре инноваций Металлоинвеста активно стажируются студенты. Сейчас на базе университета по программе повышения квалификации «Институт лидеров производства» 206 сотрудников наших предприятий повышают свои технические компетенции, улучшают навыки проектной работы, учатся цифровой трансформации.

Хочу отметить запущенную в этом году на ОЭМК сталеплавильную лабораторию. Её ядром является вакуумно-индукционная печь с небольшой загрузкой. Она дает возможность оперативно проводить опытные плавки в малых объемах. В лаборатории можно производить специальные стали и сплавы сложного состава. Это позволяет ОЭМК решать практически любые задачи по освоению новых марок стали.

Предмет гордости – образовательно-профориентационный выставочный центр «Железно!», открытый нами в 2014 году совместно с Политехническим музеем и НИТУ "МИСиС". Проект стал центром притяжения для школьников и молодёжи, поддерживая престиж и перспективы металлургических профессий».

За счет этого взаимодействия происходит глобальная модернизация производств и коммерциализация научных разработок. Так, в этом году по заказу ПАО «Северсталь», гиганта российской металлургии, ученые НИТУ «МИСиС» разработали новый сплав для нефтепроводов, который продлит срок их службы вдвое и позволит снизить экологические риски от нефтедобычи. В 2017 году университет совместно с компанией РУСАЛ, одним из крупнейших в мире производителей алюминия, учредил Институт легких материалов и технологий (ИЛМиТ). Здесь создаются новые материалы для различных высокотехнологичных отраслей машиностроения и разрабатываются аддитивные технологии и алюминий-ионные аккумуляторы.

В результате преобразований, которые и сегодня происходят в университете, НИТУ «МИСиС» входит в предметные рейтинги THE, QS и ARWU сразу по шести направлениям, занимая 30-е место в мире в категории „Инжиниринг - Горное дело“ и входя в ТОП-100 по направлению „Инжиниринг - Металлургия“. Являясь ведущим российским вузом в области материаловедения, в мире университет занимает позицию 201+.

«Вхождение в глобальные и предметные рейтинги лучших университетов мира – это закономерный результат системной работы и планомерно-проводимой политики НИТУ «МИСиС» по развитию приоритетных научных направлений. Фактически, сейчас мы получаем результаты работы, начатой в 2013-14 годах - по созданию научно-исследовательских лабораторий и научно-образовательных центров, которые возглавили в результате победы в открытых международных конкурсах ведущие ученые России и мира, активизации научных исследований, и как итог - увеличению количества публикаций в научных журналах, индексируемых в базах Web of Scienсe и Scopus».

Поскольку университет поддерживает тесную связь с сотнями зарубежных вузов по программам академической мобильности, двойных дипломов и стажировок, большой упор делается на изучение иностранных языков. В 2011 году НИТУ «МИСиС» и Кембриджский университет запустили уникальную языковую программу Touchstone@Misis специально для студентов технических специальностей. В качестве примера международного научного сотрудничества вузов можно привести коллаборацию с итальянским Национальным институтом ядерной физики (INFN) и Неаполитанским университетом им. Фридриха II (UNINA), наряду с НИТУ «МИСиС» участвующими в эксперименте ShiP Европейской организации по ядерным исследованиям.

В качестве ведущего технического университета, кузницы высокопрофессиональных инженерных кадров, НИТУ «МИСиС» принимает самое активное участие в создании условий для перехода страны к цифровой экономике.

В частности, университет совместно с Внешэкономбанком в 2017 году открыл первый в России Центр блокчейн-компетенций, объединяющий ведущих мировых экспертов и российских практиков для реализации пилотных проектов на базе технологий блокчейн в разных сферах деятельности: от регистрации сделок с недвижимостью до мониторинга цепочек поставок лекарственных препаратов.

В последние годы передовые университеты ищут способы сократить временные затраты на усвоение учебного материала и повысить эффективность образовательного процесса. Наилучший результат показали форматы МООК (массовых открытых онлайн-курсов) и Blended Learning (cмешанного обучения). НИТУ «МИСиС» в 2015 году совместно с семью российскими ведущими университетами основал Национальную платформу открытого образования, где сегодня размещено уже более 300 онлайн-курсов. В 2017 году вуз стал участником приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», нацеленного на повышение доступности качественного образования для всех граждан страны. Способствуя поиску новых, лучших практик обучения и их внедрения, НИТУ «МИСиС» стал идеологом и организатором крупнейшей в Европе глобальной конференции по технологиям в образовании #EdCrunch.

НИТУ «МИСиС» был и остается верен традициям, заложенным с момента основания Московской горной академии, – способствовать научно-технологическому прогрессу страны, оперативно реагируя на вызовы эпохи.

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», профессор, д.э.н.

«За 100 лет МГА прошла яркий путь. Вся деятельность Московской горной академии и созданных на ее основе институтов неразрывно связана с историей страны. Находясь на острие научно-технического прогресса университет всегда отвечал на вызовы времени: участвовал в создании крупнейших проектов эпохи индустриализации, занимался послевоенным восстановлением страны, был активным участником атомного и космического проектов, формировал известные сегодня во всем мире научные школы и развивал международное академическое сотрудничество. Мы открываем новый век, ставя перед собой цель – стать одним из лучших технических университетов мира. Для этого у нас есть все необходимое: правильно выбранная стратегия, высокопрофессиональные преподаватели и сотрудники, талантливые студенты, поддержка наших бизнес-партнеров».