В результате коренной трансформации российского общества изменились характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики, социальная политика все более приобретает государственно-общественный характер, но, тем не менее, государство остается наиболее важным и влиятельным субъектом наряду с гражданским обществом.
При этом для всех людей и социальных групп как объектов социальной политики государства существуют свои цели и задачи. Множественность и дифференцированность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского общества.
Это вовсе не означает игнорирование важной для любого общества проблемы общественной консолидации, проблемы так называемой национальной идеи, проблемы формирования единой системы ценностей в современном российском обществе.
Поскольку в демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путем общественного взаимодействия, демократического компромисса, объединения социальных сил, то это служит основой многоцелевого характера российской социальной политики.
Мы предлагаем мероприятия по совершенствованию социальной политики России в целях построения эффективной системы обеспечения защищенности граждан:
- 1) совершенствование молодежной политики,
- 2) развитие частно-государственного партнерства, становление гражданского общества.
Рассмотрим данные направления более подробно.
1. Совершенствование молодежной политики.
Отношение к молодежи всегда является актуальным как для государства, так и для общества. Мы считаем, что именно от уровня развития молодежи, от степени ее социальной адаптации зависит качество будущего человеческого капитала города.
Целью молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
Существует необходимость совершенствования ресурсного обеспечения молодежной политики, в частности:
- 1) создание реестра детских и молодежных общественных объединений, поддержание его в актуальном режиме;
- 2) создание молодежного медиа-канала для информирования молодежи об общественных движениях, развлекательных программах, молодежных творческих проектах;
- 3) издание методических материалов для лидеров общественных объединений и некоммерческих организаций нормативно-правового и тематического характера;
- 4) обеспечение широкой рекламы лучших молодежных проектов в СМИ и на различных мероприятиях.
Важным является формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни. А именно, предполагается совместно с направлением физкультурной и спортивно-массовой работы - стимулирование мер по пропаганде здорового образа жизни, по развитию у молодых граждан потребности к активным занятиям физической культурой и спортом; а также разработка совместного плана мероприятий с направлениями здравоохранения, образования и культуры.
Активизация мер по профилактике наркомании, зависимости от наркотических средств и психотропных веществ, по профилактике сохранения психического здоровья молодежи. Мы считаем, что необходимо обеспечение досуга и самореализации посредством формирования и постоянное обновление банка данных о молодежных творческих объединениях, коллективах, отдельных талантливых исполнителях, художниках и т.д. в целях использования их потенциала в мероприятиях различного уровня; разработка календаря мероприятий и реализация данных мероприятий.
Мы считаем, что данные мероприятия позволят повысить эффективность управленческих взаимосвязей, укрепить информационные, кадровые и материальные ресурсы для повышения эффективности и результативности реализации программных мероприятий в области молодежной политики, объединить усилия различных направлений социальной сферы в области дополнительного образования детей и подростков по всем направлениям творческой и спортивной самореализации.
2. Развитие частно-государственного партнерства, становление гражданского общества.
Мы считаем актуальными мероприятиями по следующим направлениям:
- 1) проведения мероприятий, направленных на повышение правовой культуры руководителей, членов и участников общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
- 2) создания и обеспечения работы различных советов и других консультативных и совещательных органов, действующих при исполнительных органах государственной власти, с участием представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
- 3) создания единого реестра общественных объединений и иных некоммерческих организаций, участвующих в работе советов и других совещательных и консультативных структур при исполнительных органах государственной власти;
- 4) разработки прогнозов развития Общественно-государственного партнерства.
Важно создать систему информационного обеспечения и популяризация среди граждан механизмов взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества осуществляется за счет:
Ё анализа состояния и динамики развития общественного сектора;
Ё информационной поддержки органами государственной власти социально значимых программ, проектов, акций общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
Ё информирования населения о функционировании Общественно-государственного партнерства, в том числе при реализации социально значимых проектов;
Ё издания и распространения информационных бюллетеней, тематической литературы и других источников информации граждан о деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
Ё поддержки информационных ресурсов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги граждан, а также участвующих в деятельности различных советов и других консультативных и совещательных органах при исполнительных органах государственной власти.
Одной из наиболее эффективных форм участия граждан в формировании и реализации государственной политики в различных сферах общественных отношений является деятельность общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Необходимым является преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, а также создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги.
Важной задачей является повышение роли граждан в процессе подготовки управленческих решений. Необходим переход от пассивных форм (изучение общественного мнения, информирование общественности) к более активным (двусторонние консультации, обеспечение участия граждан в принятии решений) вплоть до принятия гражданами полной или частичной ответственности за управление процессом в отдельных сферах (например, эксплуатация и содержание жилищного фонда).
Мы считаем, что на данном этапе развития является актуальным обеспечение прозрачности и открытости работы органов власти города. Важным является отражение информации на сайтах о реализуемых программах развития города, а также отчетов о деятельности органов власти.
Мы предлагаем создание на сайтах каждого органа исполнительной власти отдельных разделов, посвященных целевым программам города в конкретной области, а также раздела, отражающего результаты реализации отдельных целевых программ и регулярные отчеты о деятельности органов.
Значимым направлением является работа по совершенствованию информационного обеспечения института обращений граждан с учетом все большего развития информационного пространства, вовлечение в него большего количества граждан.
Реализация предложенных мероприятий, главным образом, будет способствовать активизации процессов системы Общественно-государственного партнерства, обеспечить общественный контроль над деятельностью органов государственной власти.
Приводя в жизнь перечисленные приоритеты социальной политики, возможно создание демократического государства, представляющего адекватно выражающего коренные интересы граждан, а также социально ориентированного и надежно контролируемого государством рынка.
За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства.
Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не приняты стандарты социального обслуживания населения, не внедрен порядок лицензирования этой деятельности.
В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы.
Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность по созданию условий для надежной социальной защиты населения соответственно происходящим в обществе изменениям; по улучшению их социального положения путем достаточного материально-технического, кадрового и организационного обеспечения соответствующих институциональных структур; выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Принцип равенства всех граждан - равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений экономического вклада, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности, предоставление равных возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности.
Принцип соединения правового и этического регулирования - соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении всех граждан в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с нуждающимся.
Принцип социального участия - стимулирование деятельности нуждающихся категорий граждан по самообеспечению, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.
Принцип социального партнерства - взаимодействие государства и граждан в осуществлении мероприятий, имеющих целью достижение благосостояние и социального благополучия нуждающихся категорий людей, постоянное сотрудничество с общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, занятыми предоставлением помощи и услуг.
Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан - сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки населения и поступательное развитие деятельности в их интересах.
Принцип социальной эффективности - позитивные результаты мер, направленных на повышение благосостояния и социального благополучия населения, на поддержание их высокого социального статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов.
Принцип единства политики в отношении граждан нуждающихся в государственной поддержке на федеральном, региональном и местном уровне - обеспечение предоставления пожилым людям установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, дополняемых и развиваемых на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Развитие социальной защиты населения в Кемеровской области должно происходить путем концентрации усилий на последовательной реализации мер по усилению и расширению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:
- - улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
- - повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
- - развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
- - совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
- - использование международного опыта для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики (Швеция, Германия и т.д.);
- - организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
- - обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.
Остро стоит проблема подготовки в российских ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности как социальная защита не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых находится сейчас Россия. Для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки, начиная от изучения социального заказа до программ индивидуального продолжения обучения в процессе непрерывного образования.
Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки населения является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся:
В сфере развития социальной защиты и реабилитации инвалидов.
В настоящее время остро стоит проблема инвалидизации населения и этой проблеме нужно уделить достаточно внимания. Акцент должен быть сделан на комплексную реабилитацию инвалидов, позволяющую преодолеть ограничения их жизнедеятельности и обеспечить участие в жизни общества, уделив особое внимание реабилитации детей-инвалидов, способных стать его полноправными членами. Кроме того, необходимо смещение акцента от политики стационарного обслуживания инвалидов в сторону их независимого проживания и оказания помощи на дому.
В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей.
В целом по многим показателям условия жизнедеятельности семьи, женщин и детей остаются неблагоприятными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения в области и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации. Поэтому основными направлениями развития социального обслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать:
- - обеспечение необходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение дотаций на детей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля за медицинскими учреждениями);
- - создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;
- - обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (развитие детских клубов, спортивных секций, кружков, проведение организации экскурсий в другие города).
Решение поставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и детей, в том числе, в области поддержки семьи:
- - государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;
- - развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков, расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям.
В целях улучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка:
- - обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;
- - расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);
- - создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями.
- - срок реабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальными проблемами.
- - на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания при центрах социального обслуживания, обеспечив условия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.
В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста.
Одним из основных направлений в системе социального обслуживания и социальная помощь гражданам пожилого возраста.
Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).
Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход является наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком диапазоне.
На основе вышесказанного целесообразно следующее:
- - формирование комплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах во всех сельских центрах, такие бригады существуют, но их очень мало;
- - организацию мастерских, подсобных хозяйств и других форм предпринимательской деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение работой пожилых людей и инвалидов;
- - рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного мнения по проблемам пожилого возраста и инвалидов;
- - изучение возможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а также детей, оставшихся без родителей.
В целом изменения должны идти, прежде всего, а в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.
Анализ показал, что вопросами реабилитации инвалидов в настоящее время занимаются органы управления и организации, являющиеся составной частью различных организационных систем (здравоохранение, образование, органы социальной защиты, труда и занятости и других). Наиболее востребованными из реабилитационных услуг для детей-инвалидов, как отмечают руководители и специалисты профильных учреждений реабилитации, сегодня являются социально-медицинские, социально-бытовые услуги, содействие в обеспечении ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации, а также индивидуальная коррекционная работа, направленная на повышение социально-бытового, психологического и социально-правового статуса ребенка.
Социальное обслуживание семей, в которых проживают дети-инвалиды, сегодня осуществляется в различных формах, а именно: стационарное обслуживание, нестационарное обслуживание, социальное обслуживание на дому. Однако, вне зависимости от формы работы, основной целью деятельности учреждения является улучшение качества жизни детей-инвалидов, расширение социальных контактов, развитие новых личностных качеств, формирование новых умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Несмотря на имеющуюся в настоящее время нормативно-правовую базу и наличие сети реабилитационных учреждений, отсутствует четкая координация действий соответствующих ведомств при реализации индивидуальных программ реабилитации. Это создает трудности, с одной стороны для инвалидов и членов их семей, с другой стороны не дает возможности осуществлять контроль за процессом реабилитации, а, следовательно, эффективно управлять системой реабилитационных мероприятий на территориальном уровне.
Отсутствие единой информационно-аналитической системы (мониторинга инвалидизации населения) приводит к тому, что ни одно из заинтересованных ведомств и органы власти не имеет необходимой информации для планирования и организации эффективных и адекватных мероприятий по реабилитации инвалидов.
В связи с этим разработана региональная модель управления процессом реабилитации детей-инвалидов на территориальном уровне. Процесс реабилитации детей-инвалидов, как целостная система, включает ряд подсистем (блоков), обеспечивающих достижение поставленной цели. Каждый из блоков может быть рассмотрен как самостоятельная система, включающая подсистемы. Необходимость такого системного рассмотрения процесса реабилитации детей-инвалидов очевидна, поскольку это проявляет всю естественную структуру реабилитационной деятельности, позволяет определить перечень критериев для оценки её качества и эффективности, а также сформировать информационные потоки в системе управления процессом реабилитации, как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях (Приложение 2, рис. 2). Эта же схема должна быть положена в основу программно-целевого планирования реабилитационных мероприятий для каждого ребенка-инвалида в отдельности и всего контингента в целом.
Повышение эффективности системы реабилитации может быть обеспечено на основе реализации в полном объеме индивидуальной программы реабилитации. Кроме того, индивидуальная программа реабилитации могла бы выполнять функции планирования на региональном (федеральном) уровне объемов реализуемых реабилитационных мероприятий и определения необходимых затрат на эти цели. В соответствии с этим для обеспечения адекватного управления процессом реабилитации детей-инвалидов на региональном уровне необходимо организовать соответствующее информационное обеспечение. В связи с этим для целей организации региональной системы реабилитации инвалидов имеет большое значение формирование единой базы данных о разработанных в регионе индивидуальных программах реабилитации и их реализации. В соответствии с результатами выполненного исследования, в эту информационную базу должны быть обязательно включены сведения о наличии у детей-инвалидов сопутствующей патологии, о факторах социальной среды, полученной на основе социологических исследований, сведениями о состоянии среды обитания.
Создание единой базы данных об индивидуальных программах реабилитации, в формировании которой примут участие все заинтересованные структуры, позволит получить представление об имеющихся потребностях в различных реабилитационных мероприятиях инвалидов, проживающих в отдельных муниципальных районах области и в регионе в целом; осуществлять планирование объемов различных реабилитационных услуг, лекарственного обеспечения инвалидов, обеспечения техническими средствами реабилитации; осуществлять ретроспективную оценку выполнения индивидуальных программ реабилитации и определять имеющиеся проблемы в их реализации.
Аналитическая подсистема мониторинга предусматривает оперативный и ретроспективный анализ информации, последовательное и комплексное использование описательно-оценочных, аналитических и экспериментальных методов эпидемиологических исследований, а также формулирование обоснованного аналитического заключения (диагноза), позволяющего принимать адекватные управленческие решения. Формирование такого диагноза должно осуществляться на основе оценки показателей деятельности различных служб, принимающих участие в процессе реабилитации детей-инвалидов, и эффективности реабилитационных мероприятий в отношении детей-инвалидов. На основе проведенного исследования нами разработаны критерии оценки показателей качества и эффективности реабилитации детей-инвалидов в области здравоохранения, медико-социальной экспертизы, социальной защиты, образования, культуры, работы с молодежью, средствами массовой информации, Роспотребнадзора, административного влияния.
Организационно-исполнительская подсистема должна обеспечить принятие адекватных управленческих решений и их полноценную реализацию. В соответствии с предложенными критериями проведен анализ потребности детей-инвалидов в различных видах реабилитации, а также выполнения реабилитационных мероприятий. Установлено, что потребность детей-инвалидов в медицинской реабилитации составила 100%, психолого-педагогическая реабилитация рекомендована 26% детей-инвалидов. В профориентации нуждалось 16% от общего числа признанных инвалидами детей. Индивидуальная программа реабилитации была разработана в 100% случаев. Показатель полной реабилитации составил 13,9% на 100 переосвидетельствований.
Важнейшим организационным решением в сфере реабилитации должно стать соглашение между ведомствами, участвующими в реализации реабилитационного процесса. В состав участников межведомственного органа, занимающегося вопросами здоровья и реабилитации инвалидов на региональном уровне должны входить представители органов управления на региональном уровне (Министерства здравоохранения, труда и социального развития, физической культуры и спорта, культуры, образования, Роспотребнадзора), экспертных и реабилитационных учреждений, науки, региональных общественных организаций инвалидов.
Основными направлениями совершенствования системы реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов на территориальном уровне должны стать:
- 1. Своевременное и в полном объеме информационное обеспечение родителей и опекунов детей-инвалидов о роли и значении индивидуальной программы реабилитации инвалида в процессе реабилитации инвалида. Эту задачу в пределах своей компетенции должны осуществлять Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения и бюро медико-социальной экспертизы.
- 2. Упрощение порядка прохождения медико-социальной экспертизы, получения протезно-ортопедических услуг.
- 3. Определение координирующего органа в системе реабилитации инвалидов.
- 4. В связи с высокой медико-социальной эффективностью оздоровления детей-инвалидов, необходимо увеличение его коечной мощности и объема реабилитационных воздействий.
консультирование ребенок инвалид реабилитация
Подводя итог, хотелось бы отметить, что ООО «Адидас» достойно выдерживает конкуренцию, привлекает всё больше новых покупателей, что обеспечивает компании популярность, престиж и стабильность. Но, несмотря на такое положение вещей, корпоративная культура ООО «Адидас» имеет ряд как положительных, так и отрицательных моментов. Рассмотрим некоторые из них:
В организации присутствует ориентация, главным образом, на результат. С одной стороны, это правильно, но не стоит забывать и о человеческом факторе. Без должного внимания сотрудникам ни одна компания не достигла успеха;
Ещё один негативный момент - нормы и правила, принятые в ООО «Адидас», навязаны руководством против воли сотрудников. Принятые нормы и правила направлены, прежде всего, на дисциплину и сосредоточение сотрудников на своей работе;
Ещё один недочёт - ритуалы (в частности, проведение торжественных событий) носят больше формализованный характер, не имеют своей целью укрепление корпоративного духа и поддержание корпоративной культуры организации;
В ООО «Адидас» отсутствует слаженная команда, дружный коллектив;
Иерархия ценностей, разработанная руководством организации, адаптирована к экономическим условиям родной страны ООО «Адидас», Германии, и не имеет ничего общего с российской реальностью. Отсюда несовпадение интересов «чего хотят работники» и «что предлагает руководство».
В целом, корпоративная культура ООО «Адидас» определяется как сильная. В данной организации уделяется недостаточно внимания сотрудникам, человеческому фактору. Это влечёт за собой не соответствие стратегическим целям компании, поскольку основная цель - развитие, а оно не возможно без определённых инвестиций в персонал.
Анализ социальной политики Общества показал, что в ООО на высоком уровне работают социальные программы, направленные на достижение целей по мотивации персонала, что в свою очередь влечет за собой решение многих задач по улучшению условий труда, повышению лояльности к компании и корпоративной культуры. Совершенствование и развитие внутрифирменных социальных программ в ООО «Адидас» должно соответствовать миссии и стратегическому развитию компании.
В ООО «Адидас» работают социальные программы, направленные на обеспечение бесперебойной выплаты из средств фонда социального страхования; оказание материальной помощи; организации отдыха работников Общества; медицинское обслуживание; организации досуга работников; обучение и повышение квалификации. Последнее предоставляет сотрудникам возможность карьерного роста.
1. В целях совершенствования социальных программ как основного элемента мотивации персонала необходимо все внутрифирменные программы разрабатывать под отдельные категории занятых (менеджеры отделов; сотрудники торговых залов, финансовых отделов, бухгалтерии; менеджеры и сотрудники отделов снабжения и маркетинга и т.д.), что обеспечивает максимальное приближение к проблемам конкретных подразделений и рабочих мест, объединенных в группы по признаку функциональной однородности или тесной производственной взаимосвязи.
2. Изыскать финансовую возможность для развития социальной программы, направленной на материальной стимулирование молодых специалистов, родителей-одиночек, пенсионеров и др. сотрудников, подпадающих под категорию социально незащищенных слоев населения.
3. Разработать социальную программу по формированию кадрового резерва, через предоставления мест прохождения практики студентам ссузов и вузов.
4. Разработать и внедрить социальную программу накопительного страхования жизни и здоровья сотрудников, которая позволит переложить финансовую нагрузку в случае получения сотрудником травм или ухода из жизни на страховую компанию, с которой будет заключен договор страхования, а также позволит сотруднику получить определенную сумму денег от страховой компании через указанное работодателем время. Данная программа позволит дополнительно мотивировать сотрудников и обеспечит снижение текучести кадров.
Внедряя предложенные мероприятия в деятельность предприятия можно решить основную проблему ООО «Адидас» - повышенную текучесть кадров.
Расчет производим по формуле (3.1):
Уменьшение текучести рабочей силы, выявленной неудовлетворенностью организацией труда.
Эс = ?4i=1 Рт1 * (1 - КТ2/КТ1), (3.1)
где?4i=1 Рт1 - среднегодовой ущерб, причиняемый предприятию текучестью рабочей силы, руб., в том числе:
Рт1 - ущерб, нанесенный недополучением прибыли в течение двух недель у работников, решивших оставить работу;
Рт2 - ущерб, нанесенный недополучением прибыли у работников, вновь принятых на работу;
Рт3 - затраты связанные с обучением вновь принятых работников;
Рт4 - дополнительные расходы, связанные с организационной работой по приему и увольнению работников по собственному желанию;
КТ2 - ожидаемый коэффициент текучести рабочей силы после внедрения комплекса мероприятий по научной организации труда, %;
КТ1 - фактический коэффициент рабочей силы в связи с недостатками в организации труда на предприятии, %.
Рт1 = 15750 р.
Рт2 = 65000 р.
Рт3 = 92500 р.
Рт4 = 19600 р.
192850 * (1 - 10% / 20%) = 96425 р.
Проведенные мероприятия значительно повлияют на снижение текучести кадров.
Подводя итог, хотелось бы также отметить, что при реализации вышеизложенных мероприятий компания получит ряд других положительных результатов:
Формирование понимания общих целей и задач Общества и соотнесения их с личными целями и задачами сотрудников;
Осознание взаимозависимости в достижении целей и задач ООО и удовлетворения личных потребностей сотрудников;
Улучшение психологического климата;
Повышение работоспособности и дисциплины;
Усиление лояльности сотрудников;
Улучшение личных взаимоотношений между сотрудниками;
Появление новых форм мотивации персонала;
Сохранение и развитие персонала.
Предложения по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания Липецкой области
- Информирование получателей услуг о месте нахождения информационных стендов в помещениях организаций социальной сферы при поступлении в организацию.
- Разъяснение получателям услуг, особенно в организациях социальной сферы для инвалидов и пожилых лиц, содержания необходимой информации о деятельности организации социальной сферы, а также возможности получить информацию на сайте организации.
- Повышение качества, полноты информации о деятельности организации, размещенной на официальном сайте организации, а также расширение возможности доступа в сеть «Интернет» для поиска необходимой информации получателей услуг.
- Соблюдение стандарта при оказании услуги по времени ожидания предоставления услуги получателем услуги, особенно в организациях социального обслуживания для инвалидов и пожилых лиц.
- Дополнительное обучение персонала, обеспечивающего непосредственное оказание услуг, вопросам этики профессиональной деятельности для повышения удовлетворенности получателей услуг доброжелательностью, вежливостью работников организации социальной сферы.
- Расширение форм дистанционного взаимодействия, как с получателями услуг, обсуживающимися в организациях социальной сферы, так и с их родственниками и потенциальными получателями услуг.
Для совершенствования информационного обеспечения деятельности организаций социальной сферы Липецкой области (в части соответствия информации о деятельности организации социальной сферы, размещенной на официальном сайте организации социальной сферы, ее содержанию и порядку (форме), установленным нормативными правовыми актами) необходимо актуализировать следующую информацию:
- о финансово-хозяйственной деятельности,
- сведения о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за плату,
- сведения о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, и количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания за плату, частичную плату в соответствии с договорами о предоставлении социальных услуг за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц.
Также ряду организаций необходимо обратить внимание на предоставление технической возможности выражения получателем услуг мнения о качестве условий оказания услуг организацией социальной сферы на сайтах организаций.
- Краснинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Очаг»
- Задонский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда»
- Елецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ковчег»
- Воловский центр социальной помощи семье и детям «Исток»
- Верхне-Матренский дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов
- Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор»
- Центр социальной защиты населения по Хлевенскому району
- Долгоруковский центр социальной помощи семье и детям «Доверие»
- Данковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»
- Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей
- Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа
- Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району
- Центр социальной защиты населения по Краснинскому району
- Липецкий дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства
2017 год
Предложения по улучшению качества предоставляемых услуг учреждениями социального обслуживания Липецкой области
В целом исследование выявило достаточно высокий уровень обслуживания в учреждениях социального обслуживания. Текущее состояние обслуживания в учреждениях социального обслуживания при принятии определённых мер в отношении обследованных учреждений позволяет дать позитивный прогноз в отношении достижения максимально возможного уровня удовлетворенности пользователей услуг качеством и уровнем их оказания.
В части информационной политики:
- Освещать деятельности учреждений социального обслуживания в средствах массовой информации.
- Размещать информации на электронных ресурсах.
- Обеспечить полноту и достаточность информации.
В части комфортности условий и доступности предоставления услуг:
Специфика деятельности учреждений социальной защиты определяет необходимость их максимальной доступности для лиц с ОВЗ. В ходе исследования были выявлены учреждения, показатели доступности и комфортности которых не соответствуют предъявляемым требованиям.
Для целей улучшения оценки потребителями услуг уровня комфортности и доступности целесообразно проанализировать высказанные пользователями услуг пожелания к деятельности организации и учесть данные пожелания при составлении плана работы учреждения.
В части доброжелательности, вежливости и компетентности работников:
Общая оценка по этому показателю как пользователями услуг, так и сотрудниками, говорит о достаточно высоком уровне компетентности сотрудников учреждений социального обслуживания.
Для развития и поддержания необходимого уровня данного показателя целесообразно проводить тренинги для сотрудников по направлению «доброжелательность, вежливость и компетентность в отношении клиентов учреждения».
В части удовлетворённости услугами:
Проведенное исследование показало достаточно высокий уровень удовлетворенности услугами и желание пользователей рекомендовать услуги учреждений своим родственникам и друзьям.
С целью повышения уровня удовлетворенности услугами целесообразна работа по повышению оценок по всем рассматриваемым в исследовании показателям, а также внедрение передовых методов работы с получателями услуг.
1. ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Липецку»
- Повысить уровень доступности здания (зданий), помещений учреждения и его структурных подразделений для всех категорий обслуживаемых граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с пунктом 5.2.2. ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания» и СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»:
Оснастить учреждение подъемными устройствами для инвалидов;
Оборудовать санузел согласно требованиям для инвалидов.
2. ОБУ «Центр социальной защиты населения по городу Ельцу»
- Проанализировать причины неудовлетворенности клиентов временем ожидания предоставления социальных и организовать деятельность по их устранению. Обеспечить рекомендуемое время ожидания услуг для клиента не более 15 минут;
3. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Лебедянскому району»
4. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Липецкому району»
- Учесть при организации деятельности учреждения пожелания клиентов по обеспечению доступности получения услуг, так как некоторые опрошенные считают, что территория, прилегающая к организации не полностью оборудована для маломобильных групп населения.
- Проработать вопрос о удовлетворенности качеством услуг их получателями, так как 5% опрошенных не готовы рекомендовать данное учреждение родственникам и знакомым.
5. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Тербунскому району»
6. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Добровскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Проанализировать причины неудовлетворенности клиентов временем ожидания предоставления социальных и организовать деятельность по их устранению. Обеспечить рекомендуемое время ожидания услуг для клиента не более 15 минут.
- Проработать вопрос о удовлетворенности качеством услуг их получателями.
7. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Елецкому району»
- проработать вопросы об улучшении информационной открытости и доступности в части расположения информационных стендов в общедоступных местах.
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Проанализировать причины неудовлетворенности клиентов временем ожидания предоставления социальных и организовать деятельность по их устранению. Обеспечить рекомендуемое время ожидания услуг для клиента не более 15 минут.
- Проработать вопрос о удовлетворенности качеством услуг их получателями, так как 5% опрошенных не готовы рекомендовать данное учреждение родственникам и знакомым.
8. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Лев-Толстовскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Проработать вопросы об улучшении информационной открытости и доступности, например, с использованием местных СМИ и Интернет-ресурсов.
- Уточнить адрес местонахождения отдела социального обслуживания на Интернет-ресурсах.
9. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Добринскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Проработать вопросы об улучшении информационной открытости и доступности, например, с использованием местных СМИ и Интернет-ресурсов.
10. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Чаплыгинскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Проработать вопросы об улучшении информационной открытости и доступности, например, с использованием местных СМИ и Интернет-ресурсов.
- Провести мониторинг среди получателей услуг в части доступности оказания услуг. Учесть при организации деятельности учреждения пожелания клиентов по обеспечению доступности, улучшению материально-технической базы и расширения спектра услуг.
11. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Хлевенскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Проработать вопросы об улучшении информационной открытости и доступности, например, с использованием местных СМИ и Интернет-ресурсов.
- Провести мониторинг среди получателей услуг в части доступности оказания услуг. Учесть при организации деятельности учреждения пожелания клиентов по обеспечению доступности, улучшению материально-технической базы и расширения спектра услуг.
- Проанализировать причины неудовлетворенности клиентов временем ожидания предоставления социальных и организовать деятельность по их устранению. Обеспечить рекомендуемое время ожидания услуг для клиента не более 15 минут.
12. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Долгоруковскому району»
- Проработать вопросы об улучшении информационной открытости и доступности, например, с использованием местных СМИ и Интернет-ресурсов.
- Провести мониторинг среди получателей услуг в части доступности оказания услуг. Учесть при организации деятельности учреждения пожелания клиентов по обеспечению доступности, улучшению материально-технической базы и расширения спектра услуг.
- Проанализировать причины неудовлетворенности клиентов временем ожидания предоставления социальных и организовать деятельность по их устранению. Обеспечить рекомендуемое время ожидания услуг для клиента не более 15 минут.
13. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Данковскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Проработать вопросы об улучшении информационной открытости и доступности, например, с использованием местных СМИ и Интернет-ресурсов.
14. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Становлянскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Проработать вопросы об улучшении информационной открытости и доступности, например, с использованием местных СМИ и Интернет-ресурсов.
- Оборудовать санузел для инвалидов.
- Оборудовать территорию для маломобильных групп населения
15. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Воловскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Оборудовать санузел для инвалидов.
16. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Краснинскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Провести работу с сотрудниками учреждения по соблюдению требований Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания.
17. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Усманскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Проработать вопросы об улучшении информационной открытости и доступности, например, с использованием местных СМИ и Интернет-ресурсов.
18. ОБУ «Центр социальной защиты населения по Измалковскому району»
- Провести анализ результативности телефонных звонков в организацию социального обслуживания, назначить специалиста, ответственного за прием телефонных звонков.
- Обеспечить доступность здания, помещений учреждения для всех категорий обслуживаемых граждан, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения:
Оборудовать парковочные места для инвалидов в непосредственной близости от учреждения;
Установить пандусы, соответствующие нормам обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов;
Привести в соответствии к вышеуказанным нормативам двери, лестницы, пути движения; -оснастить визуальной, звуковой и тактильной информацией помещения, предназначенные для пребывания граждан.
19. ОГБУ «Ламской психоневрологический интернат»
20. ОГБУ «Дёмкинский психоневрологический интернат»
- Определить специалиста, ответственного за обращения по электронной почте, контролировать ответы на данные обращения.
21. ОГБУ «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка»
- В связи с наличием жалобы в книге жалоб организации на питание в учреждении, рекомендуется провести анализ организации питания клиентов учреждения, выявить недостатки и устранить
причины неудовлетворенности.
2016 год
Предложения по улучшению деятельности учреждений социальной защиты в сфере предоставления социальных услуг
- Привести в соответствие информацию об организации порядку размещения информации, утвержденному Приказом Минтруда России от 17.11.2014 №886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)».
- Размещать информацию о деятельности организации социального обслуживания (в том числе о перечне, порядке и условиях предоставления социальных услуг, тарифах на социальные услуги) на информационных стендах в помещениях организации, где проживают получатели услуг, дополнить информацию в брошюрах, буклетах.
- Создать альтернативную версию официального сайта организации социального обслуживания в сети "Интернет" для инвалидов по зрению.
- Наладить работу обратной связи по электронной почте или с помощью электронных сервисов на официальном сайте организации в сети "Интернет".
- Обеспечить размещение информации о порядке подачи жалобы по вопросам качества оказания социальных услуг в общедоступных местах, на официальном сайте организации.
- Обеспечить наличие в помещениях организаций социального обслуживания видео-, аудиоинформаторов для лиц с нарушением функций слуха и зрения.
- Оборудовать помещения для предоставления социальных услуг в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых в данной организации социального обслуживания.
- Обеспечивать укомплектованность учреждений социального обслуживания специалистами, осуществляющими предоставление социальных услуг и своевременное прохождение повышения квалификации /профессиональной переподготовки работников организации (кроме административно-управленческого персонала) по профилю социальной работы или иной осуществляемой в организации социального обслуживания деятельности.
- Обеспечивать доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания.
- Совершенствовать техническое оснащение учреждений (транспорт, оборудование, приборы, аппаратура, музыкальные инструменты, спортивное и иное оборудование и т.д.).
- Развивать современную реабилитационную базу для совершенствования коррекционно-развивающей деятельности получателей услуг.
- В учреждениях социальной поддержки семьи, материнства и детства для полноценного психического и личностного развития в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации усилить работу по методической разработке и реализации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ, обеспечению спортивных сооружений или спортивных залов необходимым оборудованием, созданию или расширению компьютерных классов, созданию или оборудованию игровых комнат, площадок и комнат отдыха для детей младшего школьного и дошкольного возраста.
2015 год
Предложения по улучшению деятельности учреждений социальной защиты в сфере предоставления социальных услуг
1) Открытость и доступность информации об организации.
Обратить внимание на качество открытости и доступности персональных сайтов, создать альтернативную версию официального сайта организации социального обслуживания в сети «Интернет» для инвалидов по зрению.
2) Комфортность условий и доступность получения социальных услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
При организации внешнего и внутреннего благоустройства учитывать специфику учреждений и потребности потребителей социальных услуг. Произвести оценку и п продолжить работу по созданию доступной среды для обслуживания для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других маломобильных групп населения. Важно не только формальное наличие пандуса при входе в учреждение, а пандус, которым можно воспользоваться. Приобрести видео-, аудиоинформаторы для лиц с нарушением функций слуха и зрения в помещения организации социального обслуживания.
3) Доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации.
Наладить канал обратной связи между получателем социальных услуг и организацией с целью выяснению удовлетворенности качеством взаимодействия с персоналом.
4) Удовлетворенность качеством обслуживания в организации.
Ввести внутренний мониторинг удовлетворенности получателей качеством социальных услуг и по его результатам утвердить план мероприятий по улучшению качества обслуживания.