Офтальмология

Тонинг и родовое пение. Пение до рождения. О методах музыкального оздоровления будущего ребенка Родовое пение шя

Тонинг и родовое пение. Пение до рождения. О методах музыкального оздоровления будущего ребенка Родовое пение шя

Ирина Клещина

Женщины, готовящиеся к родам, в основном, слышат, что в схватках нельзя кричать - это сбивает дыхание, отнимает силы, пугает и не нравится врачам. В результате они пытаются, на сколько это возможно, стоически переживать любую боль, не издав ни стона. А, тем временем, использование голоса может стать мощным инструментом, позволяющим снять боль и ускорить раскрытие. И, наоборот, стремление контролировать звук, нарушает естественное течение родов и препятствует раскрытию шейки матки. Так почему возникла такая путаница в данном вопросе?

Как и в отношении многих других проблем, дело здесь в том, что женщины разучились рожать, перестали слушать своё тело и идти за его потребностями. В древности возможности использования голоса были известны всем. Есть сведения, что египетские женщины во время родов пели псалмы, а Платон упоминает, что у акушерок того времени в арсенале были специальные песни, которые они использовали в работе с роженицами. Да и в наше время те немногие, кому удаётся полностью уйти в процесс, забыть страхи и стеснение, отказаться от любых попыток контроля, не могут рожать в тишине - на определённом этапе они начинают «звучать» - стонать, завывать, гудеть, рычать, издавать низкий утробный рёв. Опытные акушерки по издаваемым роженицей звукам могут судить, на каком этапе она находится, как чувствует себя, каково состояние родовых путей и движется ли ребёнок.

Попытаемся объяснить, зачем необходимы эти звуки и как они помогают.

«Звучание» раскрепощает. В обычной жизни мы привыкли контролировать свой голос, подавлять желание кричать, издавать резкие и громкие звуки, создавая зажимы и очаги напряжения. Роды - процесс природный, чтобы он прошёл естественно, необходимо отказаться от такого контроля, и в первую очередь - дать себе разрешение использовать любые звуки. При этом может сработать обратная цепочка: начав петь или «гудеть», вы расслабите организм, ведь во время пения человек всегда чувствует себя более раскованным и свободным.

«Звучание» способствует раскрытию . Шейка матки контролируется парасимпатической нервной системой, аналогичным образом, окончания данного типа преобладают в районе лица, шеи и голосовых связок. Медики говорят, что реакции данных областей связаны - если женщина напрягает лицо и сжимает губы, то и шейка спазмируется. Ещё Грантли Дик-Рид писал о том, что самое важное и сложное в технике расслабления - это научиться снимать напряжение с мышц лица. Голос - гудение или свободное пение позволяет справиться с этой задачей.

Пение оказывает благотворное действие на все органы . При пении создаются звуковые волны, причём большая часть из них поглощается организмом того, кто их воспроизводит. Ещё в 1960 году певица Мари-Луиз Ошер заявила, что голос можно использовать в терапии: в результате пения создаются вибрации, которые оказывают влияние на различные органы, а также имеют психологический эффект. Об опыте использования такой звуко-терапии можно прочитать в книге Мишеля Одена «Возродённые роды». Последовательница этой методики акушерка Шанталь Вердьер выяснила, что пение помогает беременным справиться с токсикозом, снять тонус матки, установить связь с малышом, а в родах - расслабить поперечные мышцы матки и облегчить раскрытие шейки. Занятия пением тренируют дыхание, которое необходимо для обеспечения организма (и маминого, и детского) кислородом, такие навыки пригодятся в родах, когда особенно важно размеренное раскованное дыхание.

◊ Низкие звуки и вибрации, которые возникают при пении, влияют на кости таза и мышцы тазового дна, способствуя подготовке к родам и облегчая движение малыша по родовым путям.

◊ Пение или долгие звуки делают дыхание глубоким, каким оно и должно быть в родах. Обычно рекомендуют стараться проводить схватку на выдохе - если вы будете выдыхать со звучанием, это будет гораздо проще, даже когда схватки станут длинными.

◊ Пение способствует выработке эндорфинов, обладающих болеутоляющими свойствами.

Единственные звуки, которые не помогают, а мешают, это высокий крик, переходящий в визг. Это свидетельство паники, того, что женщина не находится в особом состоянии изменённого сознания и не слушает своё тело. Иногда, чтобы успокоиться, рекомендуют специально начинать издавать низкое гудение и глубоко дышать - срабатывает связь «расслабление - глубокое дыхание». Если речь идёт о втором этапе родов (потугах), то низкие звуки, издаваемые роженицей, - свидетельство работы диафрагмы, тогда как высокий крик не даёт возможности хорошо тужиться.

Если вы всю жизнь ограничивали себя в свободе звуков, то в родах может быть сложно перестроиться и расслабиться, поэтому тренировать своё «звучание» лучше заранее:

◊ Хорошо, если вы учились вокалу и можете восстановить свои навыки, либо готовы заняться этим делом в качестве новичка (не нужно для этого иметь какие-то задатки, цель - научиться правильному дыханию и использованию голоса).

◊ Можно попробовать разные звуки: гудение, низкое выпевание «А» и другие. При этом прислушиваться к своему телу - как оно отзывается ни разное звучание, что его расслабляет, а что приводит в тонус.

◊ Если ощущаются зажимы, не снимаемые пением, можно прибегнуть к массажу лица, устраняющему напряжение, и попробовать «звучание» уже после сеанса.

Наблюдения показывают, что беременные, практикующие пение, более уравновешены и эмоционально стабильны, меньше страдают от перепадов настроения, с помощью пения устанавливается связь с ребёнком. Таким образом, подобные занятия могут быть полезны не только для будущих родов.

Видео, в котором упоминается про звучание и приводится в пример родовая песня http://www.youtube.com/watch?v=y-z-wu3yvxo

Если вас интересует практическая сторона вопроса и вы проживаете в Самарской области, можно провести тренинг "Раскрытие звука"

Эта методика рекомендовалась роженицам еще бабками повитухами. Не ведая о точной технике влияния голосового сопровождения родов на организм рожающей, они советовали не кричать, а петь или молиться. На Руси было поверие, что беременным и роженицам вообще не стоит много разговаривать. Особенно тщательно требовалось соблюдение обета молчания в родах. Зато приветствовалось голосовое сопровождение родов в виде речитативов, песен или молитв.

Без шума и пыли

Хорошо известны научные факты о том, как крик воздействует на роженицу и родовой процесс. При этом женщинам по-прежнему разрешается голосить, а вот кричать (сильно, натужно) настоятельно не рекомендуется. И вот почему.

Роды - достаточно энергоемкий процесс, требующий от женщины немалых сил. Равно как и сильный крик. Не стоит выбрасывать драгоценную энергию на воздух. Она жизненно необходима вашему ребенку - вам предстоит помогать ему продвигаться по родовым путям во время потуг.
Кроме того, когда вы кричите изо всей силы, создается дополнительное напряжение в брюшной полости, а также в мышцах малого таза, что только увеличивает болевые ощущения от схваток.

Если вы продолжаете голосить и во время непосредственного рождения ребенка, это может мешать вам сконцентрироваться и слушать указания акушерки, которые направлены на скорейшее окончание родов, обеспечение их безопасности для вас и ребенка.

Говорят, что первородящие боятся родовой боли потому, что с ней еще не знакомы, а рожающие повторно - потому, что знают о ней не понаслышке. Стремление избежать неприятных ощущений толкает женщин на принятие самых разных медикаментозных обезболивающих процедур, вплоть до кесарева. Но мало кто знает, что умение родить легко заложено в каждой женщине. Нужно им пользоваться!

Пой, мамочка, пой!

Легкий обезболивающий эффект голосового сопровождения родов обеспечивается за счет расслабления мышц, участвующих в звукоизвлечении (как при звучном выдохе, а не на сильном крике). Это, в свою очередь, приводит к расслаблению тела, что помогает расслаблению родовых путей.

В родах очень важны раскрепощение, открытие сознания, что помогает открыться и телу, в данном случае родовым путям. Обращение к голосовым упражнениям часто помогает снять телесную зажатость и тем самым достичь большей раскрепощенности.

При резком крике диафрагма (перепонка между пространством для легких и брюшной полостью) словно ударяет матку, что может привести к сбою ритма схваток, что в акушерстве называется дискоординацией родовой деятельности. А при постепенном, монотонном пении этого не происходит: звук уходит в пространство звуковой (механической) непрерывной волной перпендикулярно силе напряжения матки, ослабляя ее и тем самым уменьшая боль.

Страх и стресс могут способствовать развитию слабости родовой деятельности, что сделает необходимым проведение стимуляции. При применении стимулирующих средств схватки становятся более частыми и болезненными.

Напевы

Чтобы освоить вокализацию - родовое пение, - важно знать, что оно должно происходить созвучно с работой вашего тела. Все звуки пропеваются на выдохе во время схватки, что называется на одном дыхании. Проще говоря, вы дышите со звуком. Для достижения максимального расслабления используются гласные звуки «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», «э-э-э» в любом удобном для вас положении тела. Пропевая звук, направляйте его в глубину своего тела. Он получится глубокий, мягкий, вибрирующий.

Дыхание осуществляется животом, а не грудью.
В повивальном искусстве рекомендовалось пропевать не только отдельные гласные звуки, но и речитативы (определенным образом сложенные короткие песенки - фрагмент напевной речи из вокально-музыкального произведения), а также молитвенные тексты, или, в восточной практике, мантры. Последние также являются одним из современных видов голосового сопровождения родов.

Во время расслабления родовой процесс протекает правильно, уменьшается кислородный дефицит, который малыш испытывает во время схватки, нормализуются гемодинамические показатели и эмоциональное состояние женщины. При правильном течении родового процесса (а это на 80 % зависит от самой женщины!) уменьшается вероятность осложнений, в том числе и родового травматизма.

Роды надо любить

С психологической точки зрения, сильные, громкие крики свидетельствуют о негативном отношении женщины к родовой боли, а страх, стресс и неприятие естественных процессов, происходящих в теле во время родов, вызывают еще большее напряжение и тем самым еще больше усиливают боль. Мягкие, но мощные, идущие из глубины тела, низкие звуки расслабляют челюстно-лицевую мускулатуру, мышцы гортани.
Эти звуки, издаваемые спонтанно женщиной во время родов, свидетельствуют о концентрации на происходящих внутри процессах, на вхождении в поток ощущений, принятии их и способствуют успешному родоразрешению. Они могут смягчать неприятные ощущения и обезболивать схватки.

Скажите "Ом!"

Чтобы выполнить эту родовую мантру правильно, сядьте на краешек стула, широко расставьте ноги. Руками лучше упереться в колени, чуть наклонив расслабленное тело вперед.

После интенсивного вдоха - «о-о-о!» следует длинный замедленный выдох с пропеванием низкого загрудинного звука - «м-м-м», даже с небольшой хрипотцой. Следите, чтобы звук концентрировался не в носовых пазухах, а за грудиной. В трахее при этом возникает характерная мелкая вибрация. И по мере вашего плавного, спокойного выдоха тело расслабляется и успокаивается. Приходит ощущение, что дышит и поет все тело, каждый его сантиметр.

Когда вы почувствовали, что выдох закончился, спокойно повторите вдох - «о-о-о!» и следующий за ним продолжительный, беспрепятственный, спокойный, щадящий выдох с тихим мычащим грудным свободным звуком - «м-м-м!».

Лучше хором

В некоторых странах существуют «поющие» родильные дома, где практикуется хоровое пение будущих мам и пап. Музыка и пение обеспечивают психологическую и мышечную релаксацию, что приводит к нормализации процессов торможения и возбуждения в головном мозге, а на электроэнцефалограмме отражается в виде появления устойчивого альфа-ритма, характерного для состояния покоя и внутренней гармонии.

«Укачивание»

После того как вы освоили мантру-медитацию «ом-м-м-м-м», присоедините к пропеванию однообразные покачивания тела вперед-назад. Ритмичные движения и звуки приводят к измененному состоянию сознания, так называемому трансу, в котором ресурсы тела возрастают, что важно для рожающей женщины. Во время беременности такие движения полезны при напряжении матки. Живот «отвисает», и малыш оказывается как будто висящим в гамаке. При сочетании с брюшным дыханием матка быстро расслабляется. Практикуйте в любом сроке беременности и во время родов в качестве динамической медитации.

Учиться вокализации стоит еще во время беременности. Они действуют расслабляюще и успокаивают. К тому же это способ общения с ребенком, которому нравятся спокойные мамины песни и регулярные поглаживания живота.

Вам понравилась публикация?

Когда мне в четвертый раз в течение двух недель задали вопрос, пою ли я своему будущему ребенку песенки, я задумалась. Зачем малышу, который еще не родился и находится в животе у мамы, петь песни? А может, я лишаю своего будущего ребенка чего-то важного, отказываясь от пения в период беременности? Почему в последнее время во многих школах для будущих мам преподают пение? Что это — приятное развлечение, способ расслабиться или, действительно, эффективный способ пренатального развития ребенка?

Обратимся к истории. Правильно говорят: все новое — это хорошо забытое старое. Как оказалось, корни этого новомодного течения лежат очень глубоко. Лечебное действие музыки на организм еще не рожденного ребенка известно с древних времен. Музыка относится к числу искусств, которые вызывают наиболее сильный отклик в душе человека. Она может оказывать непосредственное влияние на его эмоциональный мир. Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человеческого характера. Так, в Китае еще 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка многочасовым пением. Китайцы считали, что жизнь начинается с , а, значит, заниматься воспитанием ребенка необходимо сразу после зачатия. В Японии беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. В древние времена на Востоке существовало поверье, что к свадьбе каждая девушка должна соткать себе ковер, а за время будущая мама должна соткать душу ребенка из музыкальных нитей своего голоса. До последнего времени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни.

Научное объяснение влияния звука на развитие мозга ребенка

Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Тогда же была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода . С другой стороны, существовала научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития и психической зрелости ребенка.

В связи с этим в Европе и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга. Так появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание.

А в 1982 году японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. Известно, что в четырнадцать недель плод начинает реагировать на разные звуковые эффекты различным образом: он может реагировать на громкость и ритм мелодии, она может ему нравиться или нет. При помощи специального ультразвукового сканера ученые обследовали несколько десятков беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой фрагмент музыкального произведения, а прибор фиксировал усиление мозговой активности еще не родившихся малышей. Оказалось, что они не только слышат музыку, но и проявляют свои эмоции: спокойные лирические мелодии заставляют их "грустить", а заводные — "радоваться".

Доказано, что звук — самый сильный интегрирующий фактор, оказывающий влияние на весь организм ребенка, гармонизируя его. Через нейроэндокринную систему, музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника. Это, действительно, некое направление развития человека, где во внутриутробном периоде в него вкладываются очень важные элементы. Также доказано, что малыши узнают, активнее реагируют и предпочитают ту музыку, которую они "слышали" до рождения, будучи в утробе матери. Следовательно, беременность — это не только формирование ребенка, но и потрясающий шанс повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности вашего малыша, простимулировать его познавательное и эмоциональное развитие.

Кстати, об интеллекте. Исследования американских ученых показали, что всего лишь десятиминутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта показало повышение так называемого коэффициента интеллекта в среднем на 8-9 единиц. При этом в группе тестируемых были люди, которые любят музыку Моцарта, и те, кому она совершенно безразлична. А русские ученые И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов установили такую закономерность: оказывается, с помощью музыки можно регулировать дисинхронные ритмы, появляющиеся в мозге при стрессе.

Современные методики пения до рождения

Начиная с 50-х годов XX столетия, в различных странах мира были созданы центры музыкотерапии, которые успешно работают и по сей день. Все методики музыкального оздоровления будущего ребенка направлены на обучение беременных женщин навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на снятие жизненных стрессов, улучшение самочувствия и оздоровления самой беременной женщины с помощью музыки и подготовку ее к родам.

А что касается отечественной медицины, то еще в 1913 году наш выдающийся психоневролог академик В. М. Бехтерев организовал комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки. Он считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость, а также неоднократно подчеркивал важную роль колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка. Наиболее распространенный в нашей стране метод музыкального оздоровления будущего ребенка "Сонатал", разработанный титулованным ученым, профессором М. Л. Лазаревым. Само название сонатал происходит от двух латинских слов "сонанс" — звучащий и "натус" — рожденный и означает "музыка беременности и рождения". В систему Лазарева, получившую название сонатал-педагогика, входит более тысячи специально написанных песен, исполнение которых строго связано с беременной женщины и биоритмами плода. Прежде всего, эта методика направлена на формирование здоровья ребенка. Методика профессора Лазарева представляет собой музыкальную стимуляцию развития плода и новорожденного ребенка. Еще не родившийся малыш слушает, как поет его мама, и проходит свое самое первое в жизни обучение. Материнский голос играет роль камертона, по которому настраивается мировосприятие ребенка. А особая музыкальность всех рожденных на этом методе детей даже не обсуждается — это лишь приятный побочный эффект. И можете не переживать, что у вас нет слуха или голоса. Профессор Лазарев считает, что такой проблемы не бывает. Для вашего слушателя (ребенка) ваш голос самый лучший на свете по определению. Материнский голос, каким бы он ни был, всегда будет восприниматься плодом как чудесные вибрации жизни.

В чем сила пения будущей мамы

  • Пение поможет вам успокоить ребенка и успокоиться самой после дневных стрессов. Именно музыка может предохранить вашего ребенка от зла и стрессов современного мира. Укладываясь спать, спойте еще не рожденному ребенку колыбельную песню. Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, такая музотерапия способствует развитию уравновешенной, спокойной и доброжелательной личности. Да и вам самим колыбельная песня поможет успокоиться и снять накопившийся за день стресс. Действие колыбельных песен в собственном исполнении для будущих мам оказывается эффективнее любых медикаментов, а сон от воздействия колыбельных мелодий особенно крепкий и глубокий.
  • Регулярное исполнение песен в определенные часы поможет маме настроить биологические часы будущего ребенка на определенный режим дня. Вы сможете развить у вашего ребенка ассоциативное мышление: звучит быстрая музыка — надо кушать, медленная — спать и т.п.
  • С помощью пения вы можете развить у ребенка музыкальный слух и привить ему любовь к музыке. Чтобы доказать, что ребенок способен запоминать музыку, находясь еще в материнской утробе, исследователи просили будущих матерей во время беременности ежедневно слушать определенную музыку в течение получаса. А спустя год после рождения детишек выяснилось, что они запомнили любимые композиции своих матерей — будь то музыка Моцарта, Вивальди или композиции поп-групп — и явно предпочитают их любым другим.
  • Пение в период беременности является определенным способом борьбы с внутриутробной гипоксией, которая приводит к рождению физиологически незрелого ребенка. Дозированная двигательная активность плода дает возможность избежать неблагоприятных последствий гипоксии и обеспечивает полноценное постнатальное . Кроме того, пение позволяет воздействовать на двигательную активность плода, что может способствовать улучшению плацентарного кровообращения и обеспечивать условия для профилактики внутриутробных инфекций.
  • Исполняя простейшие песенки, будущая мама незаметно для себя занимается подготовкой к родам. Во время пения происходит улучшение функционального, гормонального и психоэмоционального состояния беременной, повышается порог чувствительности в родах , что способствует более естественному течению родового процесса. Ведь как важно, чтобы свой первый путь (т.е. продвижение ребенка по родовому каналу) был приятным, желанным и безопасным. Кроме того, напевая песенки (если потом не появляется отдышка) вы учитесь правильно дышать, что очень пригодится в родах. Если после исполнения песни у вас появляется отдышка, это означает, что вы не правильно дышите.
  • Кроме того, пение обладает релаксационным и обезболивающим эффектом, активизирует внутренние силы организма, усиливает действие медицинских препаратов, повышает работоспособность, нормализует сон, улучшает настроение и самочувствие будущей мамы и ребенка.

Что слушать во время беременности

В последнее время все чаще врачи и психологи рекомендуют беременным женщинам не только петь, но и почаще слушать классическую музыку. Наиболее благоприятное влияние на развитие плода оказывает мелодичная структурированная музыка. Бетховен, Брамс — возбуждают плод. Музыка, близкая к альфаритмам, такая как музыка Моцарта, Вивальди, успокаивает плод. Кроме того, слушая "правильную" музыку, можно свести к минимуму многие неблагоприятные факторы. Причем, как оказалось, разная музыка выполняет разные лечебные функции. Вот наиболее распространенные произведения, активно используемые в музыкотерапии:

Для снятия стресса и уменьшение чувства тревоги:
Шопен "Мазурка, "Прелюдии"
Штраус "Вальсы"
Рубинштейн "Мелодии"

Для уменьшения раздражительности: Бах "Кантата 2" и "Итальянский концерт"
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор"

Для общего успокоения, удовлетворения:
Бетховен "Симфония 6", часть 2
Брамс "Колыбельная"
Шуберт "Аве Мария"
Шопен "Ноктюрн соль-минор"
Дебюсси "Свет луны"

Для снятия симптомов гипертонии:
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21"
Барток "Соната для фортепиано, "Квартет 5"
Брукнер "Месса ля-минор"
Шопен "Ноктюрн ре-минор"

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
Моцарт "Дон Жуан"
Лист "Венгерская рапсодия"
Бетховен "Фиделио"
Хачатурян "Сюита Маскарад"

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть
Бетховен "Увертюра Эдмонд"
Шопен "Прелюдия 1, опус 28"
Лист "Венгерская рапсодия" 2

От бессонницы:
Сибелиус "Грустный вальс"
Глюк "Мелодия"
Шуман "Грезы"
пьесы Чайковского

Если малыш плохо сосет грудь , специалисты рекомендуют так называемые тонизирующие программы. Это произведения все тех же Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро модерато.

Естественно, при прослушивании мелодий, прежде всего, вы должны ориентироваться на собственные музыкальные симпатии. Нравится вам скрипичная, органная, фортепианная или симфоническая музыка? А может, вы предпочитаете церковную музыку (не зря же она называется духовной)? Решайте сами. Экспериментируйте. Правильно говорят: то, что нравится будущей маме, обязательно придется по душе ее ребенку и наоборот.

Прям заинтриговали - это что ж там у Лазарева за музыка? :) 17.05.2004 13:43:58, Lora

20.03.2004 00:28:49

19.03.2004 17:41:30

Можно ли считать данные 1982 года актуальными. Я закончила биофак, в числе прочих, у нас был спецкурс возрастная физиология. Так вот ребенок в утробе не видит и не слышит, поскольу у него еще не сформировались зрительные и слуховые нервы. Они недоразвиты, именно поэтому рождается ребенок глухой и почти слепой. Так что может быть, петь и полезно, но то, что ребенок этого не слышит это совершенно точно.

Да, Лазарева мы тоже слушали и даже пели на одном занятии... Может, консерваторское образование давит, но песенки показались очень противными. Я такое петь ребенку не смогу, хотя пела кучу всего - фольклор, классику, бардов, свои "импровизации". Но что петь и слушать надо, согласна, конечно.

Будьте осторожнее с господином Лазаревым! Когда я написала про него статью - не хвалебную, как, видно, ожидалось, но и не ругательную – совершенно нейтральную, Лазарев перезвонил мне и "пожелал" всяческих неудач мне и ребенку (я была на седьмом месяце беременности)... И этот человек работает с детьми.

12.03.2004 11:38:47, pup

А можно поподробнее,от чего так накипело,что не так пошло с ребенком и какие результаты.Раз уж заикнулись,что все-таки не так?

11.03.2004 15:18:32, Ксения



Хочу предостеречь мамочек именно от методик "титулованного" Лазарева! Слушать хорошую классическую музыку вместе с ребенком, безусловно, можно и нужно, но отнюдь не те песенки методики "Интоника" и "Сонатал", которые рекомендует этот господин (мы с дитем отзанимались у него с полугода до 1г. 3мес.)
Мамочки, очень внимательно относитесь к тому, что поете и даете слушать ребенку, даже если вам обещают (и гарантируют!) сверхрезультаты.
Простите - накипело. Несколько раз пыталась в Интернете рассказать об этом, но почему-то отрицательные отзывы куда-то таинственно "пропадают"...

"Современный человек разучился кричать", - утверждает Дмитрий Фокин, в прошлом - участник ансамбля Покровского, автор методики работы с голосом для беременных. Городские условия с характерной теснотой квартир, офисов, перенаселенностью, скученностью заставили нас перейти на шепот. С самого детства окружающие - в первую очередь родители под давлением общественного мнения - внушают нам, что громко разговаривать неприлично, а кричать - возмутительно. Так, постепенно, день за днем мы лишаемся собственного, данного каждому от природы открытого свободного звука.

"На своих занятиях и беременным и их мужьям я предлагаю простое упражнение: представьте, что на той стороне улицы идет ваш знакомый, окликните его. Для большинства такая простая задача трудновыполнима" - рассказывает Дмитрий. Кто-то вовсе не может крикнуть. Кто-то пробует - и всем становится очевидно, что его не слышно даже на этой стороне. А ведь деревенские жители общаются через картофельное поле, не испытывая ни малейшего напряжения.

Горожане общаются горлом. Тело же остается безучастным. Чтобы извлечь более громкий голос, они напрягают горло еще больше. Звук получается хриплый, без обертонов, во всем теле - напряжение. А в деревне говорят "опорным звуком". Он "опирается" на диафрагму, все тело резонирует, и в итоге голос звучит красиво, мощно, убедительно. При этом горло и мышцы лица максимально расслаблены. Теперь этот голос называется фольклорным, хотя раньше в деревне никто не разделял, каким голосом петь, а каким - с соседом поругаться.

Для чего же беременным понадобился этот самый "опорный звук"?
Первая задача при подготовке беременной к родам - вернуть утраченный контакт со своим телом. В родах женщине предстоит сбросить все свои маски, отвергнуть социальные установки, стереотипы поведения и довериться только своей природе. Поиск своего природного голоса - первый шаг в этом направлении. Выйти за установленные рамки, вернуть своему телу право на широкий, свободный жест, громкий уверенный голос - значит обрести внутреннюю раскрепощенность.

Те, кто нашел свой "опорный звук", говорят, что их по-другому стали воспринимать на работе, что они легче добиваются поставленной цели. Они обрели голос - их услышали. Если беременная обрела голос - она услышала сама себя. Она лучше узнала свое собственное тело. Ей будет проще общаться самой с собой в родах.

Ведь роды нужно не пережить, а ПРОЖИТЬ. Дмитрий предлагает схватки пропеть. Строго говоря, женщина на схватках не поет песни, а издает звук, но именно такой, о котором мы говорили, сформированный в районе солнечного сплетения, с опорой на диафрагму.

Боль дает напряжение, напряжение вызывает еще более сильную боль. Звук же как колебательный процесс позволяет трансформировать болевые сигналы. "Опорный звук", в отличие от хаотичного крика, не сковывает тело, а расслабляет. Женщина, которая хотя бы один раз до этого слышала свой "опорный звук", без труда находит его в родах. А дальше он сам ее ведет. По звучащему голосу опытная акушерка может даже сказать, на какой стадии раскрытия шейки матки находится сейчас женщина. Потому что от схватки к схватке голос сам трансформируется от камерного к более звонкому и внушительному, но никогда не срывается на крик. Потому что женщине, почувствовавшей свой голос, не нужно кричать. Крик порождается страхом и порождает страх и беспомощность. "Опорный звук" - всегда сильный, уверенный, с ним чувствуешь себя защищенной.

Звучать можно и нужно вдвоем. Поэтому у Дмитрия Фокин есть специальные парные занятия, на которых муж и жена учатся звучать вместе. Довольно быстро они находят общее звуковое пространство и дальше питают звуком друг друга. Людям с хорошим слухом это сделать проще. Дмитрий на занятиях часто говорит: "Не забывайте малыша, который в животе, берите его в свое звуковое пространство". И тогда это уже - семейный праздник, гармония, в которой без слов и лишних действий все члены семьи выражают и чувствуют полное доверие друг к другу, поддержку и, наконец, - любовь.

Голос - это еще и та реальная помощь, которую может оказать папа на родах. Звучать вдвоем легче и приятнее, тем более, если пара успела "спеться" до родов. Бывает, женщина теряет свой звук в родах, но стоит папе начать - и она буквально "хватается" за папин голос и не отпускает его до конца. Он ведет ее, направляет, дает поддержку, уверенность.

Научиться этому может каждый. За 10 лет не нашелся еще ни один человек, не открывший в себе рано или поздно "опорный звук". Чем больше зажат и закомплексован человек, тем ему сложнее. Но и он обязательно добьется результата: не через упражнения, так через фольклорные песни. Они - обязательная часть программы.

Голос используется в процессе родов только на схватках. Он не ускоряет, не усиливает их - он делает их ровно такими, какими они должны быть, не больше не меньше. Голос помогает сохранить силы на схватках, не истощиться раньше времени, не тратиться на борьбу с болью, а слиться с нею, сделать ее союзницей, даже заставить ее работать на себя. В потугах другая задача. Там голос не нужен. Это время трудиться, время выложить все сэкономленные на схватках силы. Кто грамотно, с чувством пропел схватки - эффективно работает на потугах. Чем плодотворнее потуги, тем роды благополучнее и для мамы, и для малыша.

Кстати, малыши, подготовленные подобным маминым пением, и сами принимают более активное участие в родах. Ведь это еще и отличная дыхательная гимнастика. А значит малыш лучше снабжается кислородом. Многие мамы утверждают, что тот же "опорный звук" для их новорожденных малышей - лучшее успокаивающее средство. Они помнят его еще по той, внутриутробной, жизни. И своей мощью, наполненностью, глубиной он напоминает им о 9 месяцах райской безмятежности и абсолютного покоя.

о том, как правильно пользоваться болью

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы-сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол-не-ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности. Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер-ковные мело-дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи-тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино-последований склады-ваются и развиваются различные стили распева-ния текстов, и церковная музы-ка ста-новится одной из главных составляю-щих христианского богослу-жеб--но-го обря-да. На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при-дер-жи--ваю-щих-ся византийской богослужеб-ной тради-ции, формировались свое-об-раз-ные на-прав-ления в области церковной музы-ки. Это происходило и под влия--нием пре-образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте-ти-че-ских представле-ний о церковном пении. Но при всем разнообразии взгля-дов и подходов музы-ка, «озвучивание» гимногра-фи-ческих текстов, является неиз-менной частью единого целого — церков-ного богослужения.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан-тич-ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко-ря-ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра-жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне-гре-че-ской му-зы-ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре-менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро-ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер-ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд-рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением. <…> Разнежи-вающие звуки музыки хромати-ческой посему мы предоставим людям, устраи-вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным». Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак-терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши-тель-но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен-трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но-вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело-дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный). Наконец, к VII веку была оформлена система визан-тий-ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя. Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст-ной форме и на письме не отражались. Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно-ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы-ки Византийской империи.

Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев) Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. Cappella Romana

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва-лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан-тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под-твер-жден-ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе-ния Григорианское пение — литургическое одно-голосное пение, принятое в Римско-католи-ческой церкви. Название получило благода-ря папе Григорию I Великому (590-604), со-бравшему песнопения литургического оби-хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер-шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече-ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви-ва-лось в устной форме. Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа-ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю-щими на опре-деленные мелодии, датируется только рубежом XI-XII веков «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись. . Вос-при-няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради-ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе-вания и тек-стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време-ни пре-образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде. По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве-ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль-ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.

Пасхальные стихиры (знаменный распев) Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра-ди--ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру-гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно-пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним-ными, однако на протяжении XVI-XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол-кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя-щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла-амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова-тель-ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди-че-ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте-пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Путевой распев

Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран-ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико-княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе-вой Точное происхождение термина неизвестно. По одной из наиболее распространенных версий, название могло быть связано с тем, что он формировался в пути — например, когда государевы певчие дьяки сопровожда-ли царя в походах. Так называемая казан-ская нотация, которой записывались песно-пе-ния этого стиля, возможно, сложилась в пе-риод казанских походов Ивана Грозного. . Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви-зантии расцвета калофо-нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го-лос, звук») искусства, требую-щего уже очень высокого уровня подготовки испол--нителей.

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про-дол-жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра-шений.

«Достойно есть» (путевой распев) Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). Т. Ф. Владышевская

Троестрочие

Уже с XVI века и на протяжении по крайней мере первой половины XVII века в бого-слу--жении Русской церкви распространяется своеобразный многоголос-ный певческий стиль, называемый строчным или троестрошным: он со-стоял и записывался в виде трех мелодических строк, которые пелись одновре-менно. (Напомним: до этого господствовало одноголосье.) Для троестрочия хара-ктер-но особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккор-дов, а, слов-но переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно срав-нить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.

«Господу Исусу рождшуся» (стихира на Рождество Христово, глас 2-й; троестрочие)

Партесный концерт

Этот стиль сложился в период «русского барокко» под влиянием западной музы--кальной традиции, пришедшей к нам через южнорусскую традицию, преимущественно через Киев. К концу XVII века самобытный русский много-голосный стиль (троестрочие) был заменен на западный тип многоголосия — так называемый партесный стиль, то есть пение по партиям. Интересно, что апологеты нового стиля оценивали предшествовавшие ему троестрочное мно-гоголосие негативно, говоря о несогласованности голосов, «неграмотными мужиками составленное» «…Разногласие составление некоим древним мужем состав-ленное, веду-щим мало грамма-тики. Тем же и гласове суть три, кождо чин имущим: низ, и путь, и верхь, и во едино несогласующии“» (А. Рогов. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М., 1973). .

Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. При-чем гармонизовали не только знаменный, но и южнорусские способы распева, также использовавшиеся в богослужебной практике — киевский, болгарский, греческий. Во-вторых, авторы писали так называемые партесные концерты а капелла (на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 голосов), созданные под влиянием и по образ-цу барочных хоровых концертов немецких, итальянских и польских компози-торов XVII века.

Постепенно происходила переориентация эстетических вкусов в исполните-льстве. Так, Павел Алеппский, сопровождавший патриарха Антиохийского в путешествии через Украину в Москву, отмечал в своем пространном описа-нии всего увиденного и услышанного, что украинцы, в церковно-певческой культуре которых уже был развит новый многоголосный стиль, «пели сладо-стным и протяжным напевом», в то время как у русских певчих «голос грубый, густой, басистый, который не доставляет удовольствия слушателю» Путешествие антиохийского патриарха Мака-рия в Россию в половине XVII века, описан-ное его сыном, архидиаканом Павлом Алеп-пским. М., 1986. . Наибо-лее известным композитором этого периода стал певчий дьяк Василий Титов, для сочинений которого характерна особая многоголосная грандиозность и вели-чественность.

«Царю Небесный» (глас 6-й, раннее партесное многоголосие) Исполнение: ансамбль «Сирин», руководитель — Андрей Котов. «Сирин» Василий Титов. «Достойно есть» (партесный концерт) Исполнение: ансамбль Rose, руководитель — Джордан Срамек. Ансамбль Rose

Авторские композиции и гармонизации церковных песнопений в XVIII-XIX веках

Во второй половине XVIII века церковно-певческая культура Русской церкви испытывает влияние итальянской многоголосной традиции, что связано с расц-ветом ее в Европе в целом и русской модой на всё европейское в частности.

В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др. Кроме того, русские композиторы, например Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, получали музыкальное образование в Италии. Всё это привело к формированию итальянского стиля в церковной хоровой музыке. Преобладающим жанром в творчестве этих композиторов и их современников стал хоровой концерт, который мог исполняться, напри-мер, во время литургии, в паузе перед причастием (несмотря на указ Святей-шего синода 1797 года, запрещавший исполнение песнопений в жанре такого концерта на литургии).

Дмитрий Бортнянский. «Херувимская» Исполнение: объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии, регент — архимандрит Матфей (Мормыль). Троице-Сергиева лавра

В XIX веке получили распространение гармонизации (напомним, это когда к основному голосу мелодии добавляются верхние и нижние голоса) тради-цион-ных одноголосных распевов — киевского, греческого (например, создан-ные композитором Федором Петровичем Львовым и, позднее, Николаем Ива-новичем Бахметевым).

Особым стилем гармонизации древних одноголосных распевов уникален по-след-ний директор Синодального училища, готовившего певчих Синода-льного хора, Александр Дмитриевич Кастальский. В отличие от своих предше-ствен-ников он отводил главную роль оригинальной древней мелодии, не изме-няя ее и не искажая традиционный напев в угоду установившимся нормам гармо-низации.

Александр Кастальский. «Всемирную славу» (догматик, глас 1-й) Исполнение: мужской хор под управлением иеромонаха Амвросия (Носова).
Догматик — краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. ВГТРК «Культура»

Развитие же собственной церковно-певческой традиции практически законсер-вировалось, поскольку Придворная певческая капелла обладала правом цензу-рирования всех духовно-музыкальных сочинений.

Ситуация изменилась только после судебного процесса Капеллы с издателем Петром Ивановичем Юргенсоном, который осмелился опубликовать свобод-ную от установленных правил общепринятого гармонического языка «Литур-гию» Петра Ильича Чайковского без позволения директора Придворной пев-ческой капеллы (Юргенсон выиграл дело, и монополия Капеллы закончилась).

Певческие стили в современной Русской церкви

Сейчас в Русской церкви господствующим направлением в церков-ной музыке является многоголосное пение, представляющее собой, как прави-ло, гармони-за-ции песнопений киевского распева (южнорусская ветвь знамен-ного распева, формировавшаяся на территории Украины) с включением автор-ских композиций.

В последние пару десятилетий в церковно-певческой практике снова распро-стра-няются традиционные одноголосные распевы. В этой области присутст-вуют две школы, первая из которых полностью ориентирована на возрождение знаменного распева в Русской церкви (эта традиция сохранилась в богослу-же-нии старообрядческих церквей), вторая же представляет опыт переложения песно-пений современной греческой традиции на церковнославянский язык. Связано это с интересом к истории церковной культуры и певческой традиции в частности, который был утерян в годы СССР. Кроме того, одноголосный стиль считается более углубленным, способствующим молитвенному состоя-нию, а текст, распеваемый одноголосным распевом, более понятен, чем испол-ня-емый в многоголосном стиле (в некоторых авторских композициях нередко с подголосками или повторениями слов).

См. также материалы: « » и « » из курса « ».