Аллергия

Внутренний слух (музыкально-слуховые представления). Формирование музыкально-слуховых представлений детей среднего дошкольного возраста в певческой деятельности Развитие музыкально-слуховых представлений скрипача

Внутренний слух (музыкально-слуховые представления). Формирование музыкально-слуховых представлений детей среднего дошкольного возраста в певческой деятельности Развитие музыкально-слуховых представлений скрипача

В своей работе я активно использую игры и игровые упражнения, которые не только приносят удовольствие детям, что само по себе очень важно, но и помогают развивать активный словарный запас, творческие способности, умение слушать и слышать. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховому вниманию и слуховой памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста.

Не секрет, что ребёнку, обладающему хорошей памятью, вниманием, мышлением, воображением, свободой в проявлении своих творческих способностей будет не только легче учиться в школе, но и в дальнейшей жизни.

В своей работе я активно использую игры и игровые упражнения, которые не только приносят удовольствие детям, что само по себе очень важно, но и помогают развивать активный словарный запас, творческие способности, умение слушать и слышать. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Игры на развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста

Игра «Шумящие коробочки.»

Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости. Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Описание игры: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

Игра «Где звенит?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука ищут товарища.

Игра «У кого бубен? »

Цель: активизировать слуховое внимание

Задачи: учить выделять из музыкальных звуков тембр бубна

Ход игры: Дети встают кругом. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. Задача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выделить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.

Игра «Инструментальный хоровод»

Цель: развивать умение дифференцировать звуки, темп, регистр, громкость звука.

Задачи: создание воображаемых образов с помощью инструментов при смене му-зыкального сопровождения.

Ход игры: На стульчики, стоящие кругом, кладутся инструменты. Дети, образуя внешний круг, под аккомпанемент («Вальс-шутка» Л. Шостаковича) начинают играть на том инструменте, который лежит перед ними. На паузе на счет «раз, два, три» переходят в одном направлении к следующему стульчику. И так пока не обойдут весь круг.

Дети с удовольствием принимают участие в этой игре. Сами расставляют стулья, раскладывают инструменты. Им нравится, когда руководитель варьирует аккомпанемент, изменяя темп, регистр, громкость звука. Желательно при смене сопровождения напоминать об образах, которые дети будут создавать с помощью инструментов: птичка поет на веточке, мишка идет по лесу, козленок прыгает. Иногда сами дети предлагают темы для музицирования: часики тикают, дождик идет. Музыкальные инструменты можно использовать как наглядное дидактическое пособие в обучении и развитии музыкально-сенсорных способностей. Необходимо исследовать с детьми тембро-динамические возможности инструментов и приемы игры на них. Дети должны сами поэкспериментировать над звуком, выбирая тембры для характеристики образов: медведя (барабан, зайчика (бубен, птички (колокольчики). Самостоятельное решение задачи лучше способствует концентрации внимания, развитию памяти и творческого воображения. Коллективная работа создает условия для обретения навыков сотрудничества, проявления индивидуальности.

Игра «Улиточка»

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих детей, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Игра «Стеклянный – деревянный».

Цель: продолжать формировать слуховое внимание и память.

Задачи: Учить отгадывать по звучанию, из какого материала сделаны предъявленные предметы.

Набор предметов за ширмой: посуда (фарфоровая, металлическая, деревянная) ; натуральные предметы из дерева, металла, стекла

Игра «Кто что услышит? »

Цель: развивать звуковое восприятие.

Задачи: научить определять инструмент на слух.

Ход игры: Дети сидят спиной к столику с музыкальными инструментами. Музыкальный руководитель играет поочередно на инструментах. Дети должны определить какой музыкальный инструмент играет.

ДВУСТИШИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Двустишия отлично подходят для развития у детей слухового внимания и языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно вставлять слова в предложениях, развивают память и связную речь.
Детям предлагается добавить последнее слово в двустишии.

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала… (шишка)

Живет в нашем доме Гарик,
У него есть синий… (шарик).

Капризуля наша Маша,
У нее в тарелке … (каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался… (сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят… (ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много… (дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный … (гул).

На палубу упала пачка,
Потому, что была… (качка).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит… (точка).

Портной выбрал красный шелк,
Значит, знает в моде… (толк).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит… (чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось… (чудо).

Очень громко плачет мальчик -
Он поранил стеклом… (пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский … (жук).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей… (журчал).

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он… (ракетку).

Ребятня каникул ждет,
Лето красное … (идет).

Петрушки зеленой пучок
Прожорливый съел… (жучок).

В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен… (мир).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют… (жетон)

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестренка… (Лора)

Всех хвастливей Танякрошка,
У нее на шляпе… (брошка)

Жил на свете старый пес,
Он исправно службу… (нес)

Подарили Рэксу дудку,
И сторожевую… (будку).

У Вали красивый волос
И приятный, звонкий… (голос).

Игра «Что не так?»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.

Примеры стихотворений:

Вьётся из печи дымок,

Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно - пирог)

Видит хитрая лисица,

Где вьёт гнездо перелётная СПИЦА (птица)

Собирает Катя красную малинку,

В самую большую плетёную КАРТИНКУ. (корзинку)

Пчела с цветка нектар попьёт,

И приготовит сладкий ЛЁД. (мёд)

Просыпайся карапуз -

Ку-ка-ре-ку кричит ПАСТУХ. (петух)

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он словно СВЕЧКА. (печка)

С длинным языком, шипя

По земле ползёт ШВЕЯ. (змея)

Кто щелкает орехи мелко?

Ну, конечно это ГРЕЛКА. (белка)

Грохоча на всякий случай,

Принесла нам дождик КУЧА. (туча)

Мы руками ТОПАЕМ,

Мы ногами ХЛОПАЕМ.


«Одним из основных компонентов музыкального слуха является способность слухового представления музыкального материала» . Эта способность лежит в основе воспроизведения мелодии голосом, подбирания ее по слуху на инструменте, она – необходимое условие гармонического восприятия многоголосной музыки (157).

Нормальный ход развития музыкального слуха предполагает одновременное развитие и «внешней» его стороны, т.е. ощущения и восприятия музыкального материала, а «внутренней» его стороны, т.е. музыкальных слуховых представлений (Всякая система воспитания музыкального слуха, строящаяся на разрыве этих двух сторон, неверна по основному замыслу).

Музыкальные слуховые представления прежде всего могут различаться по степени произвольности (161). Музыкальный слух предполагает возможность не просто иметь музыкальные слуховые представления, а произвольно оперировать ими. Внутренний слух мы должны, следовательно, определить не просто как способность представлять себе музыкальные звуки, а как способность произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями .

Своеобразие музыкальных представлений, возникающих только при наличии опоры в восприятии, было хорошо подмечено Майкапаром , предложившим специальный термин – «смешанный внутренний слух», под которым он понимал «такую деятельность внутреннего музыкального представления, которая непрерывно опирается на впечатления внешнего слуха (1915, С. 197) (Теплов, 164).

Индивидуальные различия по степени свободы или связности с восприятием представлений наблюдаются и у крупных музыкантов. Приемы развития внутреннего слуха: продолжение начатой мелодии, представление второго голоса одновременно с действительным звучанием первого, представления сопровождения к исполняемой мелодии и наоборот и т.д. (работа по воспитанию свободных представлений, «чистого внутреннего слуха», по терминологии Майкапара). (С. 166).

Теплов: Музыкальные слуховые представления являются, в первую очередь, представлениями звуковысотных и ритмических соотношений звуков, так как именно эти стороны звуковой ткани выступают в музыке как основные носители смысла.

Из опыта работы педагога ДМШ. Статья по методике преподавания "Формирование и активизация музыкально-слуховых представлений"

Формирование и активизация музыкально-слуховых представлений – одно из условий воспитания интереса у начинающих учащихся на уроках фортепиано.
На первоначальном этапе обучения игры ни фортепиано целью развитие интереса к музыке, её понимания, эмоционального отношения к ней является: слушание музыки, формирование и активизация музыкально-слуховых представлений, а также организация двигательного аппарата на слуховой основе.
На первых занятиях при знакомстве с учеником мы распознаём его музыкальные данные.в дальнейшем мы можем проследить динамику развития этих данных. Но сначала идет накапливание музыкального опыта, музыкально-слуховых представлений, развивается чувство ритма и слуха.
С первых шагов обучения игры на фортепиано в центре внимания педагога должны быть такие задачи как: воспитание музыкальной отзывчивости на музыку, глубокое внимание к развитию творческого восприятия музыкальных образов, формирование и развитие воображения на исполняемую или прослушанную музыку, воспитание сознательного отношения к исполнению. Слушание музыки является важнейшим средством прямонаправленным на воспитание этих качеств.
На первоначальном этапе слушать музыку для начинающих учащихся – задача не простая. Воспитание интереса и желание у учащихся исполнить что-то самим во многом будет зависеть от того, каким образом будет организовано слушание музыки. Очень важно развивать способность воспринимать музыку активно. Если ребенок не настроен на слушание музыки, если его мысли переключаются с одного на другое – такое не приносит пользы. Активное же слушание воспитывается последовательно, путем перехода от простых элементов к более сложным. Необходимо обращать внимание на образное сравнение и сопоставления, развивать ассоциативное восприятие и творческое мышление, развивать способность анализировать исполняемые или прослушанные произведения.
При формировании этих качеств очень важно обеспечить правильный подбор музыкального материала для слушания. Произведения должны пробуждать интерес к музыке на основе их красочного и контрастного характера образного содержания и доступного для понимания ученика.
Сначала перед учеником ставятся простые задачи: определить характер прослушанной музыки. Какое можно было бы дать название произведению? Что напоминает исполнение этой музыки? Что можно делать, слушая «эту» музыку? Далее задания постепенно усложняются. Можно ученику предложить нарисовать словесную художественную картину. Что он может себе представить во время слушания и определить, что в характере самой музыки соответствует сделанному им описанию. Далее возникают более сложные вопросы: вслушаться в ритм, услышать динамическое и тем новое разнообразие, возможные контрасты, определить кульминацию.
Такого рода задания и вопросы активизируют внимание учащихся и повышают эмоциональное восприятие, а также способствуют развитию самостоятельного творческого мышления. Всё это и ведёт к развитию интереса к познанию музыки. В этом плане рассмотрим примеры работы с детьми. Ученице Оле и ученице Наташе на первых уроках было предложено прослушать два разнохарактерных произведения: «Болезнь куклы» П.И. Чайковского и «Вальс» П.И. Чайковского. Было определено задание: определить характер прослушанных произведений, какое можно было бы дать им название и что хотелось бы делать под музыку, слушая то и другое произведение.
Девочки слушали внимательно и обе сразу заметили различие в настроении обоих произведений. Первое произведение они определили как грустное, жалобное, похожее на грустный рассказ. Второе же произведение они сразу определили как танцевальную музыку, назвав его «вальс». В дальнейшем на вопросы о ритме, динамике и красках в музыке они не могли ничего сказать. В дальнейшем путём наводящих вопросов, путём сравнений и различных ассоциаций у девочек пробуждалась бо̀льшая активность, что подводило их к самостоятельному осмыслению прослушанной музыки и к её творческой переработке. На одном из дальнейших уроков были предложены: для слушания «Утешение» Тактакишвили и «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского. Ученица Наташа определила первое произведение как «колыбельную песню». Она отметила, что музыка красивая, душевная, плавная, мягкая, ей представилось, что как будто поёт чей-то голос.
Девочка Оля, прослушав второе произведение, дала ему определение как танцевальное, подвижное и весёлое. Также она отметила, что оно состоит из двух частей. Первая часть более спокойная, звучит нежно, а вторая часть подвижная, весёлая. Также девочка обратила внимание на динамику. В первой части музыка звучит негромко и более спокойно, а во второй части – громче и ярче. Также девочка отметила и разнообразие штрихов. Если в первой части музыка звучит более плавно – на легато, то во второй части приобретает отрывистое, острое звучание – на стаккато.
Слушание музыки необходимо проводить, на мой взгляд, еженедельно, да и не только на первоначальных уроках, но в лучшем случае в течение первых двух лет обучения на инструменте. Во время слушания у учащихся вырабатывается способность воспринимать звуковой образ, эстетически переживать прослушанную музыку. У них вырабатывается своё собственное отношение к музыке.
Слушание музыки – это первый этап в музыкальном обучении. Это очень важный этап, когда у учащихся формируются, развиваются и обогащаются музыкально-слуховые представления, запечатлённые в конкретном воплощении, являются основой зарождения музыкального мышления и началом накопления его музыкального опыта. Формирование и развитие музыкально-слуховых представлений является одним из важнейших условий воспитания интереса к музыке. Именно музыкально-слуховые представления дают возможность развитию осмысленного, самостоятельного и творческого отношения к музыке. Воспитание интереса к музыке может быть достигнуто также путём кропотливой работы по развитию слуха.
Нередко дети со слабовыраженными слуховыми данными теряют интерес к музыке, если первая попытка пропеть простейший музыкальный мотив оканчивается неудачей. В этом случае именно педагог, занимающийся индивидуально с ребенком, должен проявить достаточно терпения и такта.
Развитие слуха и умение пропевать простейшие мелодии возможны при наличии способности дифференцирования звуковысотных звуков. В свою очередь это связано в наибольшей степени с такими умственными операциями, как сравнение, сопоставление, узнавание и различение. В работе необходимо использовать упражнения в различных регистрах и звуков по высоте. Например, звучание низкого регистра на фортепиано можно сравнить с звучанием какого-либо другого низкого инструмента, предположим, виолончели или контрабаса. А если вслушаться в голоса природы, то звучание низкого регистра может напомнить нам низкий голос медведя или льва. Верхний же регистр может напомнить нам звучание какого-либо высокого инструмента, например, скрипки. А если сравнить звуки верхнего регистра с голосами природы, то скорее всего эти звуки напомнят нам высокий голос птиц.
Наиболее эффективным методическим приемом является различение направления движения мелодии. Можно использовать графическую запись движения мелодии. В большинстве случаев это вызывает живой интерес у учащихся. Движение звуков по высоте вверх (как по лесенке) обозначим стрелочкой вверх. И наоборот, движение мелодии или звуков по высоте вниз (по лесенке вниз) – стрелочкой вниз. Если мелодия движется вверх, мы как бы поднимаемся вверх на горку. Если же движение мелодии направляется вниз – то мы спускаемся с горки вниз.
Общий охват всего комплекса звуков в их звуковысотной и ритмической характеристике способствует целостному восприятию мелодии, подводит учащихся к основной закономерности – закономерности движения.
Таким образом , в дальнейшем запись мелодии органически связана с представлениями детей о звуковысотной её характеристике: если звуки звучат высоко, то и ноты пишутся высоко на верхних линеечках. Если мелодия поднимается постепенно вверх, то и ноты пишутся постепенно выше на нотоносце. Такая форма занятий интересна для детей. Это пробуждает их активное осмысливание, а не формальное заучивание нот на нотном стане.
Музыкально-слуховые представления являются также основой формирования двигательных приемов и навыков. Реальной основой двигательного аппарата на слуховой основе является характер и окраска звучания, как средства передачи художественного смысла. Даже такое короткое задание, как исполнить один-два звука вполне конкретного содержания представляет собой сложный психический процесс, требующий анализа и обобщения. Здесь работа начинается с представления учащимся характера звучания, а далее следует поиск нужных движений, соответствующий музыкально-слуховым представлениям.
Возьмем такой пример. Педагог исполняет на фортепиано мелодии мягкого, певучего характера. Предлагает ученице подобрать её по слуху. Ученица Оля на вопрос: «Какая мелодия по характеру?». Дала верный ответ: «Мелодия плавная, грустная, похожа на песню». Ей было предложено подобрать мелодию. Девочка быстро справилась с заданием, но во время игры ей не удавалась плавность в исполнении. Работа над звуком шла по пути поиска качества звучания, характера мелодии. После некоторых указаний учителя на осмысленное оперирование музыкально-слуховыми представлениями, девочка находила соответствующие движения и стала играть значительно лучше. Такой метод занятий направлен на воспитание сознательного творческого отношения к процессу исполнения на инструменте.
С большой осторожностью следует относиться к переходу и игре по нотам, так как игра по нотам представляет для детей известную трудность.
Нотная запись вводится лишь при условии, когда у ученика выработано достаточно ясное звуковое представление и когда процесс чтения нот может быть осуществлен по принципу: зрительное восприятие – слуховое представление – двигательные импульсы. Очень важно, чтобы слуховые представления предшествовали усвоению нотной записи, а нотные знаки выступали как символы ранее усвоенных звуковых сочетаний. Нотный знак должен вызывать представление звука, а не клавишу.
Одновременно с введением нотной грамоты и игры по нотам необходимо воспитывать и развивать у учеников умение представлять, без предварительного проигрывания, «внутренним слышанием», характер простейших мелодий, путем анализа нотного текста и пропеванием «про себя». Мысленная работа над текстом должна начинаться с «разведки глазами». Основное в этом процессе – понимать читаемое «про себя» и уметь предвидеть дальнейшее развитие музыкальной мысли. «Разведка глазами» тесно связана со смысловой догадкой. Здесь проявляется аналитико-синтетическая деятельность. Мысленное предугадывание выступает как синтез, а тонкое различение гармонических и мелодических сочетаний и отдельных интонаций выступает в форме анализа.
Важно, что анализ и синтез проходят не только в слуховой, но и в двигательной сфере. Сознание вначале направлено на осмысление нотного текста, а затем воплощается в двигательное представление. При этом взаимосвязь слуховых и двигательных представлений настолько тесна, что осуществляется почти непроизвольно.
В ходе развития умение «внутреннего слышания» текста важно идти от целостного восприятия музыкальной пьесы к работе над отдельными её деталями, что наиболее интересно для детей и дает плодотворный результат.
Работа, идущая по плану, осознать характер пьесы, её темы, осмыслить её мелодический и ритмический рисунок. Продумать штрихи в пьесе и соответственно представить движение, какими она будет исполняться, без всякого сомнения, будет способствовать грамотному и профессиональному развитию учащихся. Очень важно не забывать о том, что воспитание интереса на начальных уроках фортепиано может быть достигнуто направленностью обучения на воспитание эмоциональной отзывчивости и творческого восприятия музыкальных образов. Следует всегда помнить о том, что формирование музыкально – слуховых представлений играет важнейшую роль в воспитании сознательного отношения в обучении игры на инструменте.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Развитие музыкальных способностей
детей дошкольного возраста»
Выполнила: преподаватель теоретического отдела
МОУДОД «Жуковская детская школа искусств»
Маслова А.Н.
г.о. Жуковский
2012 г.

Содержание
1. Музыкальное искусство, как средство воспитания человека.
2. Основы методики работы с начинающими детьми.
3. Цели и задачи дошкольного образования в Детской школе искусств.
4. Определяющие направления в занятиях в подготовительном классе:
4.1. Формирование вокально-интонационных навыков и ладового чувства;
4.2. Воспитание чувства метроритма;
4.3. Формирование музыкально-слуховых представлений.
5. Список методической литературы.


1. Музыкальное искусство, как средство воспитания человека.

«Музыка – величайшая сила», - утверждали древние философы. «Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать». Люди знали об этом уже несколько тысяч лет назад. Они не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство, некое таинство, благодаря которым музыка способна управлять их действиями и чувствами. Не случайно одним из самых любимых мифов у древних греков был миф об Орфее, о магической, всепобеждающей силе музыки. Она помогает нам легче переносить горе, вдвойне ощущать радость. Музыка возвышает чувство любви – любви ко всему: к человеку, к природе, к солнцу.
Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем её многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир, воздействуя на чувства, способствует активному сопереживанию. Величайший педагог нашего времени В.А. Сухомлинский считал музыку могучим средством воспитания и самовоспитания. Значение музыкального искусства, как средства воспитательного воздействия на человека, в наше время все более возрастает.
Последнее столетие отличается активным поиском эффективных мотодов развития слуха, как основы музыкального воспитания (системы З. Кодая, К. Орфа, работы Асафьева, Б. Яворского и других). При всем несходстве подходов к воспитанию их объединяет общая направленность – формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать, оценивать происходящие в музыке события.
Ещё Платон и Сократ заявляли, что музыка – это сочетание математики и волшебства. Она объединяет научное и духовное начало, и что это самый привлекательный и необходимый предмет для юных умов.
В течение последних 30 лет музыкальное образование уделяет большое внимание дошкольному воспитанию, очень важному для начала обучения.
На раннем этапе музыкального образования закладываются нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного процесса.
Важнейшим условием музыкального воспитания является установление преемственности на различных возрастных этапах. Его сущность заключается в том, что на каждой следующей ступени элементы пройденного материала повторяются, но в расширенном, углубленном виде.
Задачи музыкального воспитания сводятся к следующему:
1. Пробуждение активного интереса и любви к музыке, эмоциональной отзывчивости.
2. Обогащение музыкальных впечатлений, благодаря знакомству с разнообразными произведениями.
3. Приобщение к различным видам деятельности: пению, игре на детских музыкальных инструментах, движение под музыку.
4. Формирование певческих голосов, развитие мелодического слуха, ладового и ритмического чувства.
5. Воспитание творческих способностей.
6. Воспитание музыкального вкуса, умения выразить свои впечатления о музыке.


2. Основы методики работы с начинающими детьми.

В основу работы с начинающими детьми легли следующие методические принципы:
1. взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка;
2. первичность накопления музыкальных впечатлений, которые затем ложатся в основу музыкальной деятельности;
3. принцип «от частного к общему»;
4. концентрический характер обучения (постоянное возвращение к пройденному на новом этапе), отсюда вытекает обязательное повторение материала, его усложнение.
На эти принципы указывает программа для подготовительного класса И. Домогацкой и Л. Чустовой, они в основе моей работы и многих других преподавателей.
Благодаря этим принципам музыкальное развитие ребенка идет по нарастающей линии, преемственность в обучении дает возможность обеспечить последовательное развитие ученика.
Усвоение материала зависит во многом от природных способностей детей, уровня общего развития, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
Важно также не перегружать ребенка, стараться чередовать различные виды и формы заданий, т.к. дети такого возраста не могут сосредотачиваться на выполнении одного задания долгое время. Их быстрая смена позволяет поддерживать интерес к занятиям на протяжении всего урока.
Давно и широко известно, что в интересной игре дети могут овладеть многими сложными понятиями, которые в другой, необразной форме ими усваиваются с трудом или вообще не воспринимаются. Поэтому игровые ситуации являются неотъемлемой частью урока. При этом очень тщательно продумывается характер и содержание игры, чтобы у детей не было повода просто шутить и развлекаться, не задумываясь. Очень важным моментом в работе с маленькими детьми является поведение педагога на уроке: он должен быть спокойным, добрым, внимательным к каждому ребенку. Дети должны полюбить своего учителя, это первое условие, при котором занятия будут успешными.

3. Цели и задачи дошкольного образования.

Подготовительные группы в Жуковской детской школе искусств создавались с целью обеспечения отбора детей с наилучшими музыкальными данными для поступления в 1-й класс, т.к. на приемных испытаниях практически не было отсева, принимались все дети с нормальным умственным развитием. Вторая причина создания этих групп – раннее обучение – не в семи, а в шести - , пяти- или даже четырехлетнем возрасте.
В качестве наиболее целесообразной формы первоначального музыкального воспитания были организованы групповые занятия с целью общего музыкального развития детей, без обучения игре на музыкальном инструменте.
В связи с этим в задачи педагога входило выявление и развитие способностей детей с тем, чтобы потом распределить их на инструменты в связи с их возможностями и желанием.
Критерием распределения детей по группам был возраст. В одних группах занимаются дети от четырех до пяти лет, в других – от пяти до шести, и есть группа для детей старше шести лет.
Программа в группах от четырех до пяти лет рассчитана на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Каждый возраст отличается своими особенностями, и это обязательно учитывается при определении объема содержания программы. При всем их различии программы определяют следующие направления:
Формирование вокально-интонационных навыков и ладового чувства;
Воспитание чувства метроритма;
Формирование музыкально-слуховых представлений.
Урок в подготовительном классе строится не просто по плану, а по сценарию, предполагающему логическое появление каждой новой формы занятий, движение к кульминации, взаимосвязь уроков.
Во время урока дети плавно переходят от одного вида деятельности к другому. Они поют, двигаются, слушают музыку, занимаются музыкальной грамотой. Для этого подбирается такой песенный материал, который связывает между собой различные формы работы, развивает музыкально-аналитические навыки, помогающие сделать ребенка активным, творческим участником в восприятии и исполнении музыки.
Накопление музыкально-аналитических навыков осуществляется по принципу: от ощущения через осознание к освоению.
Первый этап – активная, но неосознанная деятельность детей: разучивание песен по слуху, обсуждение прослушанной музыки, движение под музыку.
Второй этап – первичное осознание элементов музыкальной речи: показ относительной высоты, подбор по слуху, двигательные упражнения, направленные на осознание метроритма, пропевание мелодий ритмическими слогами, сольфеджирование знакомых мелодий.
Третий этап – осознанное освоение тех же элементов музыкальной речи, которое осуществляется как на знакомом, так и на новом материале: узнавание пройденных песен по нотам, транспонирование их на фортепиано, в старших группах – пение от разных звуков, запись нотами простых незнакомы мелодий.
Далее мне хотелось бы более подробно остановиться на каждом раздеде урока.

4. Определяющие направления в занятиях в подготовительном классе.
4.1. Формирование вокально-интонационных навыков и ладового чувства.
Пение - это основная форма деятельности в подготовительном классе. Певческие возможности детей невелики. И все-таки, начиная с подпевания, они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать, выражать свои чувства. Идет работа над правильным звукообразованием и дыханием, ясным происнесением слов, а так же над строем и слитностью звучания во времени, необходимыми для коллективного исполнения.
Урок начинается с музыкального приветствия, которое сразу вводит ребят в музыкальную атмосферу. Далее следует распевание детей. Для этого раздела урока подбираются разнообразные упражнения с интересным текстом, иногда шуточного содержания («Мы веселые мышата», «Мы не пели», «Куры-гуси», «Ежик», «Звонко пойте» и т.д.) Упражнения-распевания дают возможность ребенку различать высотные и ритмические соотношения звуков, изменение движения мелодии (вверх, вниз, на одном звуке, через звук и т.д.).
Для формирования правильного звукообразования используются попевки неторопливого или подвижного характера.
Чтобы добиться напевности и преодолеть типичный детский говорок, можно использовать такие песни, как «Спите, куклы!» Е. Тиличеевой, р.н.п. «Ты не пой, соловей». Навык легкого, подвижного звучания приобретается в ходе упражнений соответствующего характера.
В песнях часто встречаются трудные интервальные ходы, скачки. Справиться с этим помогают попевки типа «Эхо», «Качели» Тиличеевой (интонирование сексты, септимы, других сложных интервалов).
Певческая деятельность на занятиях проявляется в восприятии, разучивании песен по слуху с аккомпанементом педагога.
Пение по слуху дает возможность сделать репертуар разнообразным по тематике, в него включаются песни и народные, и шуточные, и о природе, и о животных, и о временах года, и праздничные. Когда дети достаточно хорошо знают текст песни и мелодию, в исполнение песни включается звучание ударных инструментов, таких как треугольник, молоточек, деревянные палочки, бубен, ручной барабан и т.д. Ритмическое сопровождение вносит и разнообразие в исполнении, и в то же время способствует ритмическому восприятию детей.
Если на уроке разучивается песня изобразительного характера, дети с помощью педагога придумывают к ней различные движения в соответствии с характером музыки, устраивается маленькое театральное представление (например «Еж» Лещинской). На примерах этих песен идет работа не только над качеством исполнения, но и пополняется багаж теоретических знаний детей.
Часто дети поют песни-попевки, в которых могут передать какой-то образ. Например, в попевке Кабалевского «Разные ребята» дети передают характер спокойных ребят и непосед. В соответствии с этим они поют то спокойно, плавно, то отрывисто, коротко, с подчеркнутой артикуляцией.
Наряду с этими песнями разучиваются короткие песенки-попевки, интонационно-ладовые упражнения, способствующие формированию у детей ладового чувства и звуковысотных представлений.
Последовательность прохождения песенного репертуара такова:
1. Короткие песенки-попевки узкого диапазона соль-ми-ля (это центральная зона звучания детского голоса). Например, песенки «Два кота», «Маленькая Юлька», «Колокольчик», «Жили-были два дружка», «Вы со мной знакомы близко» и т.д.
2. Песни, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звуками, помогающие усвоить мажорный звукоряд в пределах тонической квинты. Например, песенки «Снегопад», «Гоп, лошадка», «Белка пела», «Зяблик с юга прилетел», «Пастух» и т.д.
Сначала дети поют их только со словами, одновременно с пением ребенок «рисует» мелодию рукой, что помогает связать слуховое восприятие со зрительным осознанием звуковысотной линии мелодии, облегчает подбор на инструменте (металлофоне, ксилофоне, фортепиано).
Буквально с первых шагов фиксируется внимание ребенка на ладовой окраске, направлении движения мелодии: скачках вверх и вниз, повторности звуков, поступенном движении. Дети отвечают на вопросы: куда «бежит» мелодия – «на горку» или «с горки», поднимается, опускается или стоит на месте.
Очень популярна у детей такая игра. Один из них стоит спиной к роялю и слушает мелодию; если мелодия восходящая, ребенок поднимается на цыпочки и тянет руки вверх, если нисходящая – приседает, а если звуки повторяются – кладет руки на пояс. Хорошо проследить затем эту мелодию по схеме вертикальной «лестницы».
Кроме вертикальной используется горизонтальная схема, на ней детям легче выделить взглядом нужную ступень. Сохраняя высотные соотношения ступеней, она по горизонтали соответствует расположению звуков на клавиатуре. Когда дети начинают подбирать песни по слуху на клавиатуре, предпочтение отдается горизонтальной схеме. У каждого ребенка есть лесенка, аналогичная классной, приклеенная на обложку тетради. Сначала один из детей работает у доски, группа наблюдает за ним, неточности исправляются, затем дети поют песенку все вместе, показывая её на своих схемах. Это позволяет всем детям одновременно принимать активное участие в работе, а педагогу – контролировать их действия. Чтобы избежать тонального однообразия, песни пропеваются от разных звуков и «лесенке» дается имя. Например, «лесенка «до». Табличка с именем подвешивается на первую ступеньку «лесенки», далее дети выясняют названия соседних ступеней. К этому времени дети знакомятся с расположением нот на нотном стане. Абстрактная «лесенка» приобретает конкретный вид. После пения по такой «лесенке» можно записать песню нотами на доске и петь её вместе с детьми, показывая каждую ноту в момент её звучания одновременно с показом ручных знаков. Надо сказать, что дети лучше начинают понимать, что такое ступени, при виде макета «лесенки», сделанной из дерева или кубиков. По такой лесенке могут идти куклы, мишки, любимые детские игрушки.
Когда «лесенка «до» освоена, можно приступить к транспонированию, лесенке дается новое имя, табличка на первой ступени заменяется на «фа», «соль», «ре»; определяется название соседних ступеней, далее проводится та же работа, что и на лесенке «до»: узнавание знакомых песен, показанных на лесенке, пение цепочкой, чередование по фразам пения с прохлопыванием ритма, пения вслух и «про себя» (способствует развитию внутреннего слуха ребенка).
На самом раннем этапе обучения с детьми четырех лет ступеньки лесенки раскрашиваются в определенные цвета (цвета радуги) для того, чтобы облегчить прохождение нотной грамоты.
Следующее стихотворение дети читают по фразам ритмослогами, отмечают ритм ладошками:
Над полями и лесами
Птицы распевали,
Звуки музыки, как птицы,
В воздухе порхали.

Встала радуга-дуга,
Гордо изогнулась,
Разноцветными руками
К песне потянулась.

Звуки выстроились гаммой –
Вы легко поймете:
Краски радуги дала
В гамме каждой ноте!

Любая нотка ассоциируется у ребенка с определенным цветом. С этой же целью используется магнитная доска с цветным нотным станом, цветными нотками-магнитами. Дети, работая с таким пособием, получают огромное удовольствие, быстро запоминают нотки. Цветными карандашами они работают в своих тетрадях.
Работая в этом направлении, можно придумать массу наглядных пособий; это могут быть цветные пуговицы, цветные ленточки, клубочки и т.д. На каждую пластинку металлофона, ксилофона наклеивается полоска соответствующего цвета, дети начинают лучше ориентироваться и быстрее находить нужные нотки.
Для развития внутреннего слуха, чувства лада, долговременной памяти используется ещё одно пособие - нарисованная «клавиатура». Дети поют песенки одновременно с показом или после показа, по памяти. У каждого ребенка есть своя маленькая «клавиатура», которой он пользуется на уроке и при выполнении домашних заданий.
С детьми шести лет возможно применение болгарской «Столбицы». С этим пособием работает вся группа хором.
Из этого следует, что мы в своей работе применяем метод, сочетающий в себе относительную и абсолютную сольмизации. На мой взгляд, этот метод прекрасно работает на начальном этапе обучения. Использование ручных знаков, «столбицы» рождает у детей наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношении ступеней в ладу, позволяет последовательно осваивать ладовые закономерности, дает возможность активно заниматься транспонированием.
По мере развития детей диапазон мелодий постепенно расширяется, усложняется внутриладовое содержание (разучиваются песни «Елка» Ковнера, немецкая народная песня «Хохлатки», «Мыльные пузыри» Ц. Кюи и т.д.)
Дальнейшее изучение мажорного лада происходит на освоении и осознании тяготения, устойчивости и неустойчивости, вводнотоновости, опеваний устойчивых звуков.
Знакомство с минором происходит на уровне активного восприятия и освоения песенного репертуара, накопления слуховых впечатлений, на которых в будущем происходит изучение минорного лада. Для этого разучиваются следующие песни: Витлин «Серенькая кошечка», Васильев-Буглай «Осенняя песенка», Кравченко «Подарки» (параллельные тональности), «Закатилось солнышко», «День и ночь» (сопоставление мажора и минора).
По мере накопления музыкального материала, на котором происходит освоение верхнего и нежнего тетрахордов, полного музыкального звукоряда (песни «8 марта» Тиличеевой, «Прыгалка», «Птичка-синичка» Абелян, «Мы стоим на месте» и т.д.), дети начинают петь звукоряды мажорных гамм; поют гаммы с пропусками и повторениями звуков (в старшей группе), определяют на слух пропущенные и повторенные звуки («Игра в прятки»), допевают до тоники («Дорожка домой») по ручным знакам или «лесенке», играют в «живые нотки» (за каждым ребенком закрепляется определенная нота, эта нотка «звучит» по указке педагога или кого-то из детей в знакомой песенке или незнакомом тексте).
Делаем попытки развивать гармонический слух. Дети слушают много пьес, на которых идет накопление музыкальных впечатлений («Часы» Гаврилина, «Кукушкин вальс» Остена, «Упрямые кварты», «Квинты поют», «Великаны септимы», пьеса из сборника Т. Зебряк «Играем на уроках сольфеджио» и др.)
Процесс изучения интервалов пытаемся делать интересным, связываем с пением песен, их содержанием. Например, песня Гретри «Спор», на которой дети учатся различать терции и квинты. Тут же вводятся карточки с излображением ослика-квинты и кукушки-терции. Далее вводятся карточки и на другие интервалы.
В старшей группе дети поют устойчивые звуки, при этом обязательно фиксируется внимание учеников на интервалах, которые образуются между ними.
Разучиваем хорошо известное упражнение «Упрямый ослик», когда хорошо поющие дети поют I (III, V) ступень, а остальные ученики поют по руке педагога или по «лесенке», «столбице».
Известно, что в дошкольном возрасте интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка происходит преимущественно через двигательную активность, поэтому задания, основанные на движении, помогают лучшему усвоению материала. Для этого используется длинный плакат с нотным станом, несколько комплектов цветных нот, которые можно выкладывать на нотный стан и потом ходить по ним.
Вот задания для этого раздела урока:
1. подъем вверх по нотному стану и пением песенки каждой нотки;
2. самостоятельное выкладывание ноток в восходящем и нисходящем направлении;
3. введение понятия звукоряда: «Если звуки встали в ряд – получился звукоряд»;
4. введение понятия скачка: «Если прыгает сверчок – получается скачок» (до – фа, до - соль, соль – до, до – ми, ми - до);
5. совмещение скачка с поступенным движением (звукоряд вверх, скачок вниз и т.д.);
6. введение понятия трезвучия («Через ноту я шагаю и три звука получаю»);
7. качание (вспомогательное движение по соседним звукам до-ре-до, соль-фа-соль);
8. совмещение этих понятий.
После усвоения двигательного алгоритма, можно их переносить на игру на металлофоне.
Все эти упражнения направлены на формирование основ ладогармонического слуха.
Ещё один из важнейших аспектов работы с маленькими учениками – развитие музыкальной памяти. Для этого придумываются различные упражнения и игры, такие, как ритмическое и мелодическое эхо, игра в «обезьянки» (в которой дети повторяют ритм), игра в «попугайчиков» (повторение мелодии), игра в «торопыг» и «зевак» (в которой дети после внимательного прослушивания отмечают хлопком только один звук мелодии, как бы передавая её соседу).
Итак, пение, как вид музыкальной деятельности, состоит из певческих и слуховых упражнений, распеваний, а также заданий на различение звуковысотных и ритмических соотношений; поэтапного разучивания песни, направленного на её последовательное усвоение, на развитие певческого голоса и слуха, песенного творчества.

4.2. Воспитание чувства метроритма.

Одной из важнейших задач в работе с маленькими детьми является формирование метроритмического чувства во всем многообразии (чувство темпа, метра, ритма – ритмического рисунка, формы).
Важное значение при этом имеют все его компоненты, но среди них главный – чувство равномерной метрической пульсации, ощущение внутреннего времени музыки. Ребенок, не слышащий метра, плохо двигается, не чувствует формы, делает «все не так». На воспитание чувства метра направлены все усилия, особенно в первый год обучения.
Для развития чувства метра используется равномерное движение: хождение под музыку, покачивание, «капельки», удары колокола и т.д. (Гречанинов «Утренняя прогулка», Красев «Летний день», Качурбина «Колыбельная» и т.д.)
В работе над ритмом нужно придерживаться определенной последовательности, которая много раз подтверждалась практикой:
1. Равномерное метрирование музыки.
2. Выделение сильной доли (акцент).
3. Тактирование (сильные и слабые доли).
4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.
Восприятие музыкального ритма – это всегда активный процесс. По выражению Б. Теплова, он является не только слуховым, но слуходвигательным. Поэтому, первоначальное восприятие музыки у детей связано а неосознанным движением, с бессознательным использованием в игре основных ритмических единиц: четвертей и восьмых.
Поэтому изучение соотношения длительностей связывается с движением: четверть – шаг, восьмые – бег, половинная – остановка. В названии длительностей используются ритмослоги: четверть – «та», восьмые – «ти-ти», половинная – «ту». Вводятся условные движения (так называемые «умные ладошки») для обозначения длительностей: восьмые – легкое постукивание кончиками пальцев о другую ладошку, четверть – хлопки в ладоши, половинные – ручки на пояс.
Полезны примеры на сопоставление четвертей и восьмых, звучащих одновременно в разных голосах в музыкальном произведении (Гендель «Пассакалия»); в стихотворном тексте. С детьми разучивается стихотворение следующего содержания:
Шел я с папой по дорожке,
Так что лишь мелькали ножки,
Только как я ни старался,
Сзади папочки остался.
Далее дети читают текст, отмечая на коленях ударами ладошек папины шаги (четверти), попеременно правой и левой руками, затем дети читают тот же текст, но делают по два легких удара каждой ручкой (восьмые); они начинают понимать, что у папы широкий шаг и, чтобы от него не отстать, малышу нужно делать два маленьких шажка. Затем шаги папы и малыша фиксируются кубиками. Красные кубики – папины шаги, синие кубики – шаги малыша. Дети вновь начинают читать стихотворение, но при этом делают удары не ладошкой, а палочкой о кубик. Здесь же вводятся ритмослоги.

Две подружки, две восьмушки
В синем домике живут.
«Ти-ти» стукнет молоточек,
Две восьмушки тут как тут.
В красном доме – четверть «та»,
Не нужна ей суета.
«Ти-ти-ти» бегут восьмые.
Шагом ходит четверть «та».

С помощью кубиков можно составлять разные ритмические двухтакты, проговаривая их ритмослогами и отмечая ладошками (играем в «паровозики»).
Дети продолжают учиться говорить ритмично тексты разных стихотворений с характерным раскачиванием на прямых ногах (четверть). Например:
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки.
Идет постепенное усвоение различных ритмоформул.

Вводится ритмическое двухголосие. В стихотворении «Бим-бом, загорелся Кошкин дом» одна группа детей отмечает удары колокола (четверть), другая – ритмический рисунок. Затем выбираются двое детей, один играет на треугольнике (четвертями), другой – на палочках (удар на каждый слог).
Параллельно дети разучивают песни, содержащие ритмическое движение из восьмых и четвертей в размере 2/4: Герчик «Песенка друзей», Эрнесакс «Паровоз», Витлин «Серенькая кошечка». Только тогда, когда дети хорошо усвоят четверть и восьмую в различных сочетаниях, можно осваивать половинную длительность (Лещинская «Маляр», латвийская народная песня «Петушок», затакт-считалка «Серый волк пришел из сказки», паузу «Две лошадки» Лещинской, детская песенка «Лягушка»).
В работе над ритмом обязательно используются наглядные пособия – ритмо-карточки и схемы; инструменты ударного оркестра. На начальном этапе за каждой длительностью закрепляется определенный инструмент, например: восьмые – палочки, четверти – бубен, половинка – треугольник; одновременно инструменты, как правило, звучат на последних аккордах.
В своей работе мы используем следующую литературу:
Андреева и Конорова «Первые шаги в музыке»;
Руднева, Фиш «Музыкальное движение»;
Л. Чустова «Гимнастика музыкального слуха»;
Савинкова, Полякова «Раннее музыкально-ритмическое развитие детей»;
«Музыка и движение» - составители Белкина, Ломова, Соковнина.
На музыкальных примерах из этих пособий дети отстукивают метрические доли в размере 2/4, ¾, только сильные доли, определяют размер, дирижируют на 2/4 (в старших группах – на 3/4), отхлопывают ритмический рисунок, проговаривают его ритмослогами, показывают «умными ладошками», «записывают» шажками.
Кроме вышеперечисленных используются следующие формы работы: ритмическое «эхо», ритмическое остинато, импровизация ритмического рисунка на данный текст, ритмическая импровизация (преподаватель отхлопывает ритмическую фразу (2 такта в размере 2/4), далее по цепочке дети повторяют ее, внося свои изменения); ритмическая разминка (работа с ритмическими карточками; прохлопать ритм, одновременно отсчитывая доли, или дирижируя на 2/4, проговаривать ритм слогами).
Хочется упомянуть ещё один вид музыкальной деятельности, объединяющий пение, движение и другие виды деятельности. Эти пальчиковые и жестовые игры, изучению которых посвящалось много времени в последние годы.
Давно известно, что развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в овладении речью, совершенствовании его интеллектуальной и эмоциональной сфер, т.к. на руках находится множество нервных окончаний, регулирующих работу мозга. Подобные упражнения представляются неотъемлемой частью на занятиях по развитию музыкальных способностей, так как позволяют ребенку настроиться на работу и включиться в процесс взаимодействия с преподавателем, путем установления личного контакта через тактильные ощущения, что немаловажно в раннем возрасте обучаемых. В процессе работы использовались программы Екатерины и Сергея Железновых по музыкальному воспитанию детей и работы логопедов О. Крупенчук и М. Картушиной.
В заключении хочется привести высказывание профессора Б.М. Теплова: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая, как передача ритма музыки в простых и легко доступных детям движениях».
Поэтому дети на уроках много двигаются, они с удовольствием ходят, бегают, прыгают, танцуют под хорошую музыку. При этом получают разрядку, развиваются, учатся двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками, строением музыкального произведения (различать вступление, части, фразы, начинать и заканчивать движение точно вместе с музыкой).
Используется много упражнений, музыкальных игр из «Ритмики» Е. Конноровой.
Если удается выполнить все, что намечено, довольно сложный процесс развития чувства метроритма становится интересным и увлекательным.

4.3. Формирование музыкально-слуховых представлений.

На занятиях с подготовительными группами большое внимание уделяется слушанию музыки. Цель этого раздела урока – вызвать живой интерес к музыке, научить детей вслушиваться в неё и размышлять о прослушанном, осознавая отдельные средства выразительности. Кроме того, слушание музыки развивает эмоциональность восприятия, слуховое внимание и, в конечном итоге, музыкальная память. Об этом подробно пишет В. Серединская в работе «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио» (М., Музгиз, 1962).
При отборе пьес для слушания желательно придерживаться известных методических принципов: «от простого к сложному» и «от конкретного к абстрактному». Поэтому произведения для слушания выбираются небольшие по объему, по содержанию – близкие жизненному опыту детей. Это сочинения, в которых воссоздаются сцены детской жизни, действуют герои любимых сказок и т.п.
Начальной формой приобщения к музыке могут быть аудиозаписи музыкальных сказок народных песен, которые предлагаются детям для домашнего прослушивания, а затем в классе проводится музыкальная викторина.
В начале детям предлагаем для слушания вокальные сочинения «Зайка» Александрова, «Веселые песенки» Слонимского, «Бабушка и внучек», «Мой Лизочек» из цикла «16 песен для детей» Чайковского, «Четыре песни-шутки» Кабалевского на слова Маршака и Михалкова и другие. А затем переходим к программным сочинениям. Объясняется это тем, что инструментальные программные сочинения сложнее для понимания. В них роль слова ограничена названием, поэтому они требуют более внимательного вслушивания, определенных аналитических навыков.
Внимание детей обращается на то, что музыка разговаривает на своем языке, своими средствами (мелодия, темп, регистры, ритм и т.д.). Не все эти термины в начале объясняются или даже называются, но основная мысль о единстве содержания и формы произведений поясняется в доступной форме. Ребенок начинает понимать, что печаль выражается тихим звучанием, медленным темпом, грустной, выразительной интонацией мелодии.
Д.Б. Кабалевский писал: «Слушание музыки – это внимательное вслушивание».
Поэтому перед исполнением программных пьес целесообразно создать «проблемную ситуацию», т.е. задавать вопросы, на которые дети смогут ответить лишь в том случае, если будут внимательно слушать.
Например, перед исполнением «Бабы-Яги» Чайковского, детям говорят о том, что прозвучит пьеса о героине русских сказок. Обычно дети выкрикивают её имя задолго до окончания произведения.
Преподаватель музыкального училища при Ленинградской консерватории В.С. Королева выделяет три группы вопросов. Об этом она пишет в своей статье «Слушание музыки в подготовительных группах ДШИ».
Наряду с программными сочинениями нужно знакомить детей с пьесами в жанре марша, танца (первоначально ребята знакомятся с ними, когда танцуют и маршируют под музыку). Представления о жанрах, полученные во время движения, далее закрепляются во время слушания.
При этом задаются вопросы: «В каком жанре написана пьеса, кто марширует (дети, военные, сказочные персонажи и т.д.), какое у них настроение?» Так в «Марше» Прокофьева маршируют озорные мальчишки.
Вот примерный план изучения музыкально-выразительных средств:
1. Во время слушания музыки отмечать долевую пульсацию, двигаться, сообразуясь с характером, аккомпанировать на инструментах детского оркестра.
2. Определять регистры, отмечать руками нисходящее и восходящее движение мелодии («На саночках с горы» Дварионаса, «Дед Мороз» Шумана).
3. Определять темп, сопоставление темпов в одной пьесе («Неаполитанская пьеса» Чайковского).
4. Определять строение пьесы (количество частей, фраз).
5. Определять динамические оттенки f,p,mf,mp,cresc/dim, штрихи staccato, legato.
6. Определять мажорный и минорный лад.
При обсуждении характера музыки целесообразно предлагать детям на выбор несколько контрастных эпитетов: веселая, радостная, светлая, торжественная или грустная, печальная, жалобная и др.
Когда дети прослушают определенное количество произведений, мы играем в «Музыкальную шкатулку» (своеобразную викторину).
Надо сказать, что раздел «слушание музыки» теснейшим образом связан с другими разделами урока: ритмикой, пением, музицированием на детских инструментах, то есть устанавливаются многочисленные взаимосвязи, позволяющие решать общие задачи музыкального воспитания.
Примерный список произведений:
1. И.С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты №2.
2. М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
3. В. Селиванов «Шуточка».
4. С. Майкапар «В садике».
5. Д. Кабалевский «Клоуны».
6. Р. Шуман «Дед Мороз».
7. П. Чайковский «Танец» из балета «Спящая красавица».
8. Ф. Шуберт «Март» соч.40 №4.
9. А. Ферро «Маленькая тарантелла».
10. Ф. Шуберт «Вальс» соч.9 №16.
11. П. Чайковский «Детский альбом».
12. Э. Беттольф «Прогулка»
В заключении хочется сказать следующее: ещё Платон и Сократ заявляли, что музыка - это сочетание математики и волшебства. Она объединяет научное и духовное начало и что это самый привлекательный и необходимый предмет для юных умов.

5. Список литературы.
1. М.Андреева, Е.Конорова «Первые шаги в музыке», - М., «Музыка», 1979г.
2. Альсира Легаспи де Арисменди «Дошкольное музыкальное воспитание». - М., «Прогресс», 1989.
3. Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке». – М., «Просвещение», 1983.
4. С.И. Бекина и др. «Музыка и движение». - М., «Просвещение», 1983.
5. И. Домогацкая «Первые уроки музыки». – М., «Росмэн», 2003.
6. Т.Л. Стоклицкая «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». – М., «Музыка», 1999.
7. С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика. Музыкальное движение». – М., «Просвещение», 1972.
8. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». – М., «Просвещение», 1981.
9. О.В. Савинкова, Т.А. Полякова «Раннее музыкально-ритмическое развитие детей». – М., ООО «Престо», 2003.
10. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике». – М., «Музыка», 1973.
11. Г. Струве «Хоровое сольфеджио». – М., ЦСДК, 1994.
12. Н. Ветлугина «Музыкальный букварь». – М., «Музыка», 1973.
13. М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л. Батхан «Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений». – Л., «Музыка», 1988.
14. Л.И. Чустова «Гимнастика музыкального слуха». – М., «Владос», 2003.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти. «Активное запоминание слуховых представлений, - отмечает Б.М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным».

Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма .

Чувство ритма– это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Переживание ритма, а следовательно, и восприятие музыки - это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс».


Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

5) Выразительные средства музыки .

1) Мелодия(вокальные, инструментальные)- последовательность музыкальных звуков, объединенных посредством ритма и лада, выражающая музыкальную мысль.

2) Ритм- соразмерность. Ритм в музыке- равномерное чередование длительности звуков. Ни одна мелодия не мыслима без ритма и количество ритмических вариантов бесконечно велико, они зависят от творческой фантазии композитора.

3) Лад- согласованность звуков в музыке, разных по высоте.

Основных ладов 2: минорный и мажорный.

4) Динамика- сила звучания. Основных динамических оттенков 2: форте(громко) и пиано(тихо).

5) Темп- скорость исполнения музыкального произведения: быстрый, медленный и умеренный.

6) Тембр- окраска звука. Каждый человеческий голос и каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр. По тембру мы отличаем голоса певцов.

7) Диапазон- расстояние от низкого звука до высокого.

8) Регистр- место положения звука: высокий, низкий и средний.

9) Гармония- аккорды и их последовательность.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Выразительность языка музыки во многом схожа с выразительностью языка речи. Музыкальные звуки воспринимаются слухом так же как и речь. С помощью голоса передаются эмоции, состояние человека: тревога, радость, печаль, нежность, плачь. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, силы голоса, темпа речи, акцентов и пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными особенностями.

6) Характеристика методов и приемов музыкального воспитания .

§ 1. Методы музыкального воспитания Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Все это различные моменты общей музыкальности дошкольника, которые еще очень скромны в своих проявлениях и видоизменяются в зависимости от возраста. Соответственно должны меняться и методы воспитания.
Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точную классификацию методов дать трудно. Поэтому остановимся на тех, которые в теории советской педагогики являются основными: а) убеждение, б) приучение, упражнения.