Проктология

Бегство от самого себя в другой город. Бегство от самого себя. Как радоваться жизни, имея серьезные проблемы

Бегство от самого себя в другой город. Бегство от самого себя. Как радоваться жизни, имея серьезные проблемы

Часто приходиться слышать, что россияне покидают Отечество из-за тяжелой экономической ситуации в стране Я для себя решил, что эмиграция- не выход и что я вряд ли уеду из России навсегда «Почему?»- спросите вы что бы ответить на этот вопрос мне необходимо понять, что значит для меня быть русским, россиянином? Каково смысловое наполнение этих слов? И мне как историку легче будет решить эту проблему, переведя её в историософскую плоскость.

Для начала я хотел бы поделится с читателями своими мыслями о том, что, на мой взгляд, следует понимать под нацией?

ВИ Ленин выделил три признака нации: единство территории, языка и культуры Марксизм со свойственным ему экономикоцентризмом формирование этого единства связывал с возникновением капитализма, когда складываются прочные внутриэкономические связи в государстве. Национальность с точки зрения советской науки понятие более узкое, ибо включает только два признака из ленинской триады(последние два)

На Западе под нацией искони понимали всего лишь принадлежность к определённой стране. Так в советское время для иностранца понятия «русский» и «гражданин СССР» были тождественны. И до сих пор всех без различия выходцев из СНГ неофициально называют там русскими.

В то же время в западной науке существует термин «этнос»(от греч.- народ), введённый в научный оборот Брамлеем. Этнос — исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, имеющих общие стабильные особенности культуры(в т.ч. язык), и психики. Эта общность осознает своего единство и отличия от других подобных образований, что выражается, в частности, в этнониме (самоназвании).

Признание за людьми, принадлежащими к одному этносу, общих особенностей психики важный шаг к антропологическому его пониманию. Современная наука стремится увидеть за этим понятием человека, его внутренний мир. Отсюда растущий интерес к изучению менталитета, национальной психологии и т.п. Во главу угла ставится не общность языка и материальной культуры, а общность ценностей, идеалов, норм и моделей поведения. В сфере внимания оказывается и бессознательное народов. Родоначальник этого направления — Карл Густав Юнг, который ввёл понятие национального бессознательного

Однако в случае с Россией ни западного научного опыта, ни советского для определения понятия нации, как мне кажется недостаточно Очевидно, что понятие «россияне» нельзя свести ни к понятию гражданства, ни к понятию «этнос», ни к понятию нации с точки зрения ленинской триады Все эти подходы либо не учитывают полиэтничность России, либо обезличивают понятие нации, не рассматривают человеческий дух Выход, какмне кажется в цивилизационном подходе

Что же такое цивилизация? В советской исторической науке дано три основных определения этого понятия: 1) культура; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (например античная цивилизация); 3)Высшая ступень общественного развития по схеме Л.Морган и Ф Энгельса наряду с « варварством» и «дикостью», которая наступает с возникновением письмености.

На западе в 18 в понятие цивилизации рассматриалось в тесной связи с понятием «культура». Французсике просветители (Вольтер, Монтескье, Дидро и др.) называют общество цивилизованным если оно основано на началах разума и справедливости.

В XIX в. в эпоху промышленного переворота понятие цивилизованностьи стали связывать с индустриализацией и идеей линейного прогресса. Постепенно в западной общественной мысли вызрела концепции локальной цивилизации. Её создатель А. Тойнби определил её как устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками. Духовная общность понимается им как религиозное. Тойнби выделяет семь цивилизаций, среди которых называет православно-христианскую с русской ветвью.

В нашей стране идею России как цивилизации развил в 60-70-х годах XIX в. русский социолог Н.Я. Данилевский. В XX веке ученые- эмигранты Н. Трубецкой, П Савицкий, Г. Вернадский, Л.Карсавин и др. создали концепцию России-Евразии -цивилизации сформировавшейся в результате взаимодействия славянских и тюркских элементов. Среди современных русских историков, движущихся в этом фарватере следует назвать Игоря Николаевича Ионова, который определяет локальную цивилизацию как человеческое сообщество национального или наднационального уровня, существенно отличающееся от других таких образований по направлению социокультурного развития, идеалам и мировоззрению; как носителя своеобразного универсального проекта жизнеустройства

Очевидно, что цивилизация состоит из отдельных индивидов, обладающих своим внутренним миром, своей самостью, под которой я понимаю некий стержень, центр притяжения внутреннего мира человека, существующий как в бессознательном, так и в сознании, где он фигурирует как человеческое «Я». Локальная цивилизация, в целом,тоже имеет такой духовный стержень, свою самость. Я думаю,что каждый человек, принадлежащий к той или иной цивилизации, содержит ее всю в своём внутреннем мире и ее самость имеет в качестве одного из уровней своей индивидуальной самости. Это проявляется в менталитете, ценностных ориентациях, нормах, идеалах, моделях поведения человека, который есть цивилизационный микроскоп.

Совокупность людей, объеденнёных общей для них самостью российской цивилизации ограничена территорией одного государства, составляет одно общество и может быть названа нацией, то есть человеческим субстратом локальной цивилизации. Российская цивилизация, таким образом, есть нация россиян в её историческом развитии, во всех его проявлениях, будь-то государственные институты или шедевры русской классической литературы И то и другое носит на себе отпечаток ее самости

Какова же эта самость? Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться к базовым, исторически сложившимся ценностям, идеалам русского народа, которые веками усваивались другими российскими народами в процессе культурной ассимиляции. Русский этнос выступает как цивилизациообразующий. Он как духовный магнит притягивает к себе другие этносы России, втягивая их в орбиту российской цивилизации.

Высший идеал русского народа, по мнению исследователей, это Правда Историк А.С. Ахиезер пишет, что она есть: «внутренний принцип, закон мироздания, некая нравственная субстанция мира»; этот идеал « включал Правду-истину, Правду-справедливость, Правду-силу»(Ахиезер А.С.Россия: критика исторического опыта). Действительно, русские на протяжении всей своей истории искали Правду.Одни - ее у Христа, другие- у Маркса Русская интеллигенция-в народе. Старообрядцам она грезилась прекрасным Китеж-градом, где всё устроено по Божьей воле,где царит Божий закон и Божья любовь. Казаки видели её в своей вольнице, где господствует общинность. Русские революционеры отождествляли её с государством-коммуной, основанной на социальной справедливости и равенстве людей. Известны также слова св. благоверного кн. Александра Невского перед Ледовым побоищем: «Не в силе Бог, но в правде». Сейчас, как мне кажется, восторжествовал в обществе сверху до низу какой-тоизвращенный идеал воровской правды. Недаром, так популярна тюремная субкультура в российской глубинке, наример блатные песни. Как бы там ни было, а поиск Правды, стремление к ней определяет цивилизационную самость России.

Эмиграция обычно мотивируется экономическими или политическими проблемами и кажется некоторым нашим соотечественникам единственным выходом из сложившейся за последние десять лет в нашей стране ситуации Но Россия не просто страна, это страна-цивилизация, и все её внутренние проблемы обусловлены её цивилизационной самостью, которая в каждом из нас,россиян, существует как один из уровней нашей индивидуальной самости. Поэтому эмиграция из России бесполезна, ибо это бегство от самого себя. Можно покинуть « Родину - снаружи», но невозможно убежать от «Родины - внутри». И не просто невозможно, но даже опасно,как мне кажется делать это, ибо при соприкосновении с чужой цивилизацией неизбежно возникает конфликт между « Родиной-внутри» и «чужбиной-снаружи» .И для россиянина он наиболее болезнен, ибо неизбежно переходит в некую моральную плоскость как борьба между внутренним стремлением к Правде и необходимостью мириться с кривдой чужой цивилизации

Думается, что от экономических, политических проблем современной России нужно не бежать, а решать их. И первое, что нужно для этого сделать - это вновь обрести национальное достоинство, которое должно основвываться не на идее исключительности, а на идее уникальности нации россиян, на осознании своей национальной самости. Это позволит преодолеть цивилизационный раскол в обществе и ценностную егодезорганизацию, вновь обрести ему свой духовный стержень.

Как вовремя распознать, что есть нечто более реальное, чем нам кажется? Как понять, что мы пытаемся убежать от себя, от своих желаний и потребностей? Есть некоторые косвенные указатели на это.

Быть честным с собой очень сложно. Да и зачем так напрягаться, если все мы просто хотим быть счастливыми? Вот так и получается, что иногда проще не видеть правду, не прислушиваться к себе, витать в облаках и строить замки, чем взглянуть на свою жизнь, и признать, что что-то пошло не так. Ведь, мало того, что это не очень приятно – признавать свои ошибки, с этим же потом еще и придется что-то делать: один раз увидев, развидеть уже не получится.

Как понять, что мы пытаемся убежать от себя, от своих желаний и потребностей

Вот наша психика заботливо и натягивает нам на глаза розовые очки иллюзии, в которых можно плыть себе по течению и дальше, особо ничего не предпринимая. Потому что когда дело касается «поднять свое мягкое место, и что-то сделать» - психика опять же подкидывает массу оправданий, объяснений, поводов и причин это не делать.

И все же, как вовремя распознать, что есть нечто более реальное, чем нам кажется? Как понять, что мы пытаемся убежать от себя, от своих желаний и потребностей? Есть некоторые косвенные указатели на это. Их заметить легче.

Итак, вы убегаете от себя, если:

1. Вы хотите уехать

Огромное количество людей считает, что в других местах им будет лучше, там они станут счастливее, успешнее, любимее. A правда в том, что если человеку на своем месте было плохо и не особо успешно, то и на новом месте звезд с неба он вряд ли нахватает. Звезды светят тем, кто и у себя дома неплохо развивается и идет вверх. Для них «хорошая экономика» действительно может стать трамплином. А для тех, кто дома статистику подтверждал – так и будет продолжать ее подтверждать в любом другом месте.

2. Вымышленный мир слаще реального

В любых проявлениях. Тут и онлайн общение (без выхода в реал), и игры (с бесконечной прокачкой персонажей), и даже книги. Да-да, книги. Иногда люди не хотят/не могут жить в реальности и предпочитают (чаще неосознанно) жить в фантазиях и иллюзиях. И тогда запойное чтение книг, которое не способствует налаживанию глубоких связей с людьми и с самим собой, начинает вредить реальной жизни. Все глубже засасывая в прекрасные миры и судьбы героев.

3. Вы живете жизнь хомячка в колесе

Почему не белки? Сравнение с белками слишком лестно в таком ракурсе. Хомячок – это беспросветная и бестолковая суета. При такой формате у человека примерно следующий распорядок жизни: встал, обслужил себя, поработал, пообедал, пришел, поотдыхал, поспал. И так по кругу. Из года в год. И ради чего? Зачем? К чему?

Мы с вами прекрасно знаем, что очень многие люди, к сожалению, не знают ответов на эти вопросы. Потому что им некогда – им нужно крутить колесо. И это их предназначение. Если вы про свою жизнь часто говорите «день сурка», «замкнутый круг», «работа-дом-работа-дом» и т.д., то, возникает вопрос – а, быть может, вы боитесь остановиться? Потому что тогда вам придется взглянуть на свою жизнь не в размытом фокусе вечной суеты, а сфокусировано? И тогда будет ли что-то там, что порадует глаз? Вот в таком ракурсе – «жизнь по кругу» может быть побегом от себя.

4. Вам скучно с собой, неинтересно

И тогда вы пытаетесь сделать все, чтобы не оставаться с собой наедине. Чтобы не слышать своего внутреннего голоса. А самое страшное – это остаться в тишине. Очень многие люди, находясь на кухне или готовя еду, даже просто заходя домой - сразу включают хоть что-то: телевизор, радио, музыку. Лишь бы не оказаться со своими мыслями один на один.

5. Вы не склонны к самоанализу и здоровой самокритике

Нет, погрызть и поругать себя – это всегда пожалуйста. Это вы можете и любить. А вот конструктивной критики – не получается, не умеете вы этого. Потому что это уже здоровые, долгосрочные отношения с самим собой. Но когда бы вы могли их выстроить, если вы заняты только вечным побегом от себя с периодичными передышками на безэмоциональный и саморазрушаюший секс с самим собой? Это намного проще. Кстати, большинство людей сегодня так не только с самими собой обращаются.

6. Вам не нравится, как вы выглядите, какой вы человек в целом

Вы – плохая мать, слабый сотрудник, неважный друг, некрасивая женщина, даже слегка полная и т.п. Тут, конечно, можно говорить и о низкой самооценке. Но разве та же самооценка – это не есть то самое непринятие себя?

Этот список можно продолжать бесконечно. Но если у вас что-то откликается на вышенаписанное, то вы узнали в себе склонность к побегу от себя. Давайте попробуем разобраться, что же можно предпринять, чтобы это остановить.

Необходимо начать общаться с собой. Нужно наладить внутренний диалог. Только так вы сможете услышать и понять свои истинные потребности и желания, и найти способы их адекватно удовлетворить. Т.е. вы не станете очертя голову ломиться в другую страну, «все бросать» и «начинать с чистого листа» после разрыва отношений с кем-то. Это как раз побег от себя.

Вместо этого вы сможете сесть и поговорить с собой. Р азобраться в том, что произошло, по каким причинам, какие выводы вы делаете для себя в будущем, как будете стараться их придерживаться и главное – куда вы пойдете дальше? И если Ваш путь «дальше» будет лежать через другую страну – отлично! Но это будет уже не побег от прошлого, а путешествие в будущее. Разница ведь есть, согласитесь.

Для этой цели заведите дневник, где вы начнете писать о своих мыслях, чувствах, о событиях, о людях в своей жизни. Очень сложно в начале выдержать последовательность в беседе с собой в своей же голове, это непросто. Поэтому нужно зеркало. А бумага – лучшее зеркало для таких целей: вы всегда можете вернуться и посмотреться в него (перечитать).

Приготовьтесь к тому, что не всегда будет легко, радостно и комфортно. Вы не привыкли заботиться о себе, потому что вы этого никогда толком не делали. Когда вы начнете задавать себе разные неудобные вопросы (типа: почему я по 10 часов прокачиваю своего эльфа в онлайне, а в реальной жизни я не прокачиваю даже своего физического тела?), не всегда на них будет легко находить честный ответ (типа: потому что я не верю в свои силы, да и мотивации нет, потому что нет цели, а иногда просто лень). В этом случае можете поговорить с кем-то: с другом или психологом.

Самая главная цель, к которой надо стремиться – это:

а) понять, что в моей жизни не так;

б) понять, а как я хочу, чтобы было;

в) понять, как этого достичь.

Если действительно начать жить хотя бы по этим трём пунктам, бег от себя остановится. И начнется обратный путь – навстречу к себе. Желаю вам приятного путешествия!опубликовано .

Олеся Богуцкая

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

На дороге стоял эльф. Стоял и в упор разглядывал Верау и Людочку вместе с лошадью. Верау натянул поводья. Эльф был высок, светловолос и подтянут. Хрупкие черты лица, тонкие запястья. В общем, его можно было принять за человека, но уши ни с чем нельзя было перепутать. А ещё глаза. Они тоже были почти обыкновенны. Но чуточку крупнее, чуточку более раскосые и чуточку более яркие. Всего по чуть-чуть, но этой малости как раз и хватило для Людочки, чтобы замереть от непонятной смеси восторга и ужаса.

Верау, твоя дама никогда не видела эльфов? - вздохнул предмет девичьего изумления.

Не могу сказать точно: девушка потеряла память.

Как интересно, - совсем без интереса пробормотал эльф. - Значит, можно считать, что не видела. И откуда ж ты её такую взял?

Да ты знаешь, я сам не очень понял, откуда она взялась. Только отвернулся, а она, представь себе, образовалась на моем собственном одеяле. И ничего не помнит.

Эльф едва заметно хмыкнул и приподнял изящную бровь.

Потрясающая история. Надо же. Неизвестная девушка, неизвестно откуда, и ничего не помнит. Мда... О, смотри-ка! Она отмерла. Здравствуйте, уважаемая девушка! Приятно с Вами познакомиться. Я Эрестель, эльф, как вы могли заметить. Вижу по вашей реакции, что раньше вы моих сородичей не встречали, и уж совершенно точно не заглядывали никому из нас в глаза.

Людочка крепко зажмурилась. "Эльф, Боже мой! Настоящий эльф! Не могу поверить!" Открыла глаза. Эльф все ещё стоял перед ней и протягивал руку, чтобы помочь спуститься с лошади.

Милая девушка, ну право же, моя скромная персона не стоит таких сильных эмоций и переживаний! Ну, подумаешь, эльф! И гипнотическое воздействие взгляда должно было уже пройти. Итак, давайте с начала: Приятно с вами познакомится, милая девушка, я эльф и меня зовут Эрестель.

Людочка наконец подала ему руку.

Простите. - Людочка была в полном замешательстве. - Я не знаю, как меня зовут, но мы с Верау решили, что он будет называть меня Лу. Называйте меня так и вы.

Лу, Эрестель поедет с нами в Медеру. Мы заболтались, и я забыл тебя предупредить. Кстати, Рест, у меня к тебе будет просьба. В Медере с пакетом к племяннику барона пойдешь ты, ладно? А то могут возникнуть сложности, которых бы мне очень не хотелось.

Да не, ничего. Пойду умоюсь, потом поговорим. - Он пошел к ручью, но обернулся через несколько шагов. - У тебя есть что-нибудь жесткое и шершавое? Вроде пемзы...

Они не смоются, Вер.

Да знаю я... Ну а вдруг бы смылись? - Он скривил лицо и махнул рукой. - ...!! Все. Я ушел умываться.

Минут через десять умытый наследник танаидского престола вернулся для такого неприятного, но необходимого разговора. Здорово было бы, если б всего этого вообще не было. Но так же ясно было, что Эрестель не отстанет. И будет прав.

Что ты собираешься делать теперь? - и Эрестель действительно обошелся без лишних слов и торжественных прелюдий. Верау только ухмыльнулся. Потом, впрочем, снова скривился.

То же, что и раньше: скрываться. Понятно, это будет несколько сложнее...

Это будет практически невозможно! Не представляю, как ты сможешь улизнуть.

Я не стану Наследником, слышишь! Я не могу! Не стану! Это не моя жизнь. Все эти бесконечные интриги, придворный этикет, чертовы лизоблюды. Рест, ну ты же сам все знаешь. - все это каждый раз заводило его с полоборота.

Не горячись. Я понял. Но, Верау, послушай меня. Ты сын короля, ты должен быть его наследником, ты, а не кто-то другой.

Рест, мы уже обсуждали это. Я не должен быть Наследником, им должен был стать мой брат. И вполне вероятно, что "кто-то другой" справится с этой ролью лучше.

А может и нет. И артефакт нашел тебя.

Рест, я начинаю злиться.

Ладно. В таком случае объясни мне, как ты собираешься от всего этого увильнуть. Любой, кто тебя встретит, сразу узнает эти росписи. И, несомненно, доложит о найденном Наследнике или человеке, выдающем себя за него. Кроме того, в Медере уже должен формироваться отряд для твоих поисков и торжественного препровождения в столицу. И у них активированный кристалл, который ты теперь притягиваешь как магнит.

Но это продлится всего месяц! Нам просто надо избегать людей и двигаться в противоположную от Медеры сторону. Меня пока никто не видел. Нам повезло, что это случилось в лесу. И, кроме того, насчет кристалла... Я вообще-то очень рассчитывал на твою помощь. Ты же эльф в конце концов, знаешь всякие магические штуки. Сотворишь какое-нибудь заклятье, и никакой кристалл им не поможет.

Верау, как ты полагаешь, сколько энергии требуется, чтобы целый месяц поддерживать такой заслон? - мягко начал эльф. - Если коротко, то это меня полностью истощит, а может даже убьет. Возможно, что даже меньше, чем за месяц. Я как-то раньше не экспериментировал.

Расстроился принц. - Я надеялся, что это будет проще. Но ты все равно наверняка можешь хоть что-то сделать.

Хоть что-то я уже сделал. Уже вчера. Чары кристалла узконаправленные. Идя туда, куда он указывает, они должны придти точно к тебе. Я немного их рассеял. Они буду знать, где ты с точностью лишь до трех-четырех километров. Но знаешь, друг, я все ещё считаю, что это блажь. Мне придется сильно выложиться. Притом, что твоей жизни и благополучию ничего не угрожает. Артефакт выбрал тебя. Может, стоит все же задуматься о том, что это твоя судьба, что ты станешь хорошим правителем для Танаиды?

БЕЖАТЬ ОТ <САМОГО> СЕБЯ. Разг. Принимать решение и поступать вопреки своим желаниям, убеждениям, способностям, призванию. Сменив дневную школу на вечернюю, готовилась в строительный институт, но вот уговорили её - «не беги от себя» - поступать в театральный (Т. Александрова. Наталья Гундарева: в гриме и без грима). БЕГСТВО ОТ <САМОГО> СЕБЯ. Природа наградила Гоголя кремневым характером, в его жилах текла кровь соратников Тараса Бульбы. Правда, была минута отчаяния, скорее даже бегство от самого себя: я имею в виду необъяснимую поездку автора сожжённого «Ганца Кюхельгартена» по местам меланхолического своего героя (В. Клименко. Енотовая шуба).

  • - ограничение воли интересами изолированного Я при пренебрежении интересами другого и общими целями; своекорыстие, эгоизм, игнорирующий общее благо...

    Философская энциклопедия

  • - Ср. The proper study of mankind is man. A. Pope. Essay on Man. 2, 1. . Ср. Connais-toi toi-même. Ср. Il connaît l"univers et ne se connaît pas. La Fontaine. Démocrite et les Abdéritains. Ср. Il meurt connu de tous et ne se connaît pas. des Yvetaux . Sonnet. Ср. Qu"un homme est malheureux à l"...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - найти <самого> себя Чаще сов. Определить свои наклонности, свое призвание; наиболее полно раскрыть свои способности, проявить свое дарование. С сущ. со знач. лица: художник, музыкант… нашел себя...

    Учебный фразеологический словарь

  • - С латинского: Nosce te ipsum . Древнегреческий оригинал: Gnothi se auton . Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу. Надпись на храме Аполлона в Дельфах...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - БЕЖАТЬ ОТ <САМОГО> СЕБЯ. Разг. Принимать решение и поступать вопреки своим желаниям, убеждениям, способностям, призванию...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Правильно определить своё призвание, свои способности, наклонности. - Я братьям написал: двадцать два года, мол, ошибался, теперь я нашёл себя, могу играть...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - от чего. Устар. Прийти в сильное возбуждение, забыться. Похвалы загремели мне отовсюду, и я не вспомнил сам себя от радости. Не вспомнил себя правитель от гнева. Забыл он, что наг и безоружен, и бросился на пастуха...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Экспрес. 1. О ком-либо. Сохранять результаты своей деятельности в памяти потомков, людей. Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт На борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт. 2...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - ПРЕВОСХОДИТЬ <САМОГО> СЕБЯ. ПРЕВЗОЙТИ <САМОГО> СЕБЯ. Экспрес. Делать что-либо значительно лучше, чем делал прежде или чем можно было ожидать...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Сиб. Быть сдержанным, скрытным. ФСС, 59...
  • - Кар. Быть без сознания. СРГК 1, 104...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Разг. Сохранять свое значение после смерти, оставаться в памяти людей. ФСРЯ, 315...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 самовосхваление...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 самоизнурение...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 3 переживший себя сохранивший свое значение после смерти утративший свое значение при жизни...

    Словарь синонимов

"Бегство от самого себя" в книгах

СПАСТИ ОТ САМОГО СЕБЯ

Из книги Рыжий дьявол автора Дёмин Михаил

СПАСТИ ОТ САМОГО СЕБЯ Теперь мне все было, в принципе, ясно. За исключением одной только детали.Откуда, недоумевал я, откуда же взялись его ночные страхи? Весьма предметные страхи - постоянное ожидание мести, боязнь преследования… О какой мести может сейчас идти речь?

Эпиграмма на самого себя

Из книги Сочинения автора Луцкий Семен Абрамович

Эпиграмма на самого себя Не трогайте его. Он занят. Он творит. Он Музе говорит, и Муза отвечает… А он, нахмурившись, затворником сидит И крестословицу внимательно

В поисках самого себя

Из книги Пути, которые мы избираем автора Поповский Александр Данилович

Успех у себя самого

Из книги Моя жизнь в искусстве автора Станиславский Константин Сергеевич

Успех у себя самого «Село Степанчиково»К началу следующего года был снят и отделан для Охотничьего клуба великолепный дом на Воздвиженке, где прежде помещалась московская городская дума. С открытием клуба мы возобновили наши очередные еженедельные спектакли для его

Эго Бегство от себя...

Из книги Диалог с мастером об истине, добре и красоте автора Раджниш Бхагван Шри

Эго Бегство от себя... Вместо того чтобы бежать прочь, бегите внутрь. Приближайтесь к себе, чтобы лучше себя рассмотреть. Никто другой не может увидеть вашей внутренней реальности; только вы можете увидеть это великолепие и это величие. Из-за того что никто другой не может

- Облекайте Моих детей в достойные их призвания ризы - в белые одежды - Человек забыл Бога. Адам в состоянии векового сомнамбу-листического сна - Человек забыл самого себя - Радость - в чем Она? - Назначение человека - облечься в ризы вышеангельские - Человек потерян. Он забыл самого себя. на ближне

Из книги Навстречу Жениху автора Блаженный (Береславский) Иоанн

Облекайте Моих детей в достойные их призвания ризы - в белые одежды - Человек забыл Бога. Адам в состоянии векового сомнамбу-листического сна - Человек забыл самого себя - Радость - в чем Она? - Назначение человека - облечься в ризы вышеангельские - Человек

Глава 12 (60). ОСВОБОДИТЕ СЕБЯ ОТ САМОГО СЕБЯ

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 4. автора Раджниш Бхагван Шри

Бегство от себя

Из книги Четвертый лист пергамента: Повести. Очерки. Рассказы. Размышления автора Богат Евгений

Бегство от себя Нередко читательские исповеди - это портрет удачи или чаще неудачи, очарования или разочарования, небольшая житейская история, исследование интимного переживания.Самые интересные исповеди - опыты самопознания, испытания себя, собственных сил,

Гнев на самого себя с целью убедить себя, что вы что-то делаете

автора Ридлер Билл

Гнев на самого себя с целью убедить себя, что вы что-то делаете Фред потерял работу пять недель назад. Однажды утром он сказал жене: «Я так зол на себя! Я до сих пор не нашел работу. Что со мной случилось?» Жена решила поддержать его: «Все нормально, милый. Ты ведь пытался».

Гнев на самого себя с целью заставить себя что-то сделать, чтобы улучшить ситуацию

Из книги Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] автора Ридлер Билл

Гнев на самого себя с целью заставить себя что-то сделать, чтобы улучшить ситуацию Муж Марджи позвонил с работы и сказал ей, что они с шефом заедут домой пообедать. Она согласилась, хотя ей ужасно не хотелось готовить. Ей пришлось отказаться от своих планов на этот день для

Бегство от себя

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Бегство от себя Часто наблюдаю любопытный парадокс – человек весь в проблемах с головы до ног, постоянно на что-то жалуется, но при этом мысли его заняты разной чепухой.То есть он не только не думает о том, как решить свои проблемы, но он вообще не думает о самом себе. Он

Это нехорошо - зажимать себя и накручивать (плиттис) самого себя, чтобы стать монахом

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Это нехорошо - зажимать себя и накручивать (плиттис) самого себя, чтобы стать монахом Кто хочет преуспеть в монашестве, для того все должно быть открыто - все возможности (и жить в миру и жениться), и он должен принять свободное решение, движимый одной лишь Божественной

11. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо

Ум - это бегство от себя

Из книги Зеркало просветления. Послание играющего Духа автора Раджниш Бхагван Шри

Ум - это бегство от себя Ум всегда в глубоком напряжении, он в постоянной тревоге. Но из-за повседневных беспокойств, трудностей, большинство людей не замечает этой глубинной тревоги. Что же это за тревога? Откуда она? Ум подобен мосту через бездну - он соединяет жизнь и

Эго Бегство от себя…

Из книги Страсть к невозможному. В поисках истины, доброты и красоты автора Раджниш Бхагван Шри

Эго Бегство от себя… Вместо того чтобы бежать прочь, бегите внутрь. Приближайтесь к себе, чтобы лучше себя рассмотреть. Никто другой не может увидеть вашей внутренней реальности; только вы можете увидеть это великолепие и это величие. Из-за того что никто другой не может

Карабущенко Наталья Борисовна 2006

Психология личности

Н. Б. Карабущенко Астраханский государственный университет

«БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ»

КАК «БЕГСТВО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Когда немецкий психолог Э. Фромм писал свою работу «Бегство от свободы» (1941), то, давая ей такое название, он имел в виду самое массовое явление, которое охватило весь мир в первой половине ХХ в. - в эпоху расцвета индустриализма и тоталитаризма. Он описывал «бегство от свободы» преимущественно как феномен массовой психологии. Но за этим бегством масс стояли вожди, которые и организовывали этот «побег» человека от самого себя. Сам по себе отказ от свободы есть нарушение человеческого естества. В ХХ в. этот процесс приобрел массовый характер. Остались единицы - те, кто не перешел за эту грань, остался свободным, но был вынужден взять на себя груз ответственности за всех остальных. «Бегство от свободы» стало фактически «бегством от ответственности».

В психологии массового человека эпохи развитого индустриализма и господства тоталитарных политических режимов бегство от свободы стало реальным способом сохранить свою жизнь и не стать жертвой репрессивного аппарата. Бегство от свободы делает человека субъектом толпы,

а, как известно, «осЫокга1;о8» («власть толпы») диктует человеку свои условия помимо его воли и желания . Психология масс («¥-осЫо8») и психология элит («¥-еШе») являются двумя разными полюсами в общественной психологии. Без анализа их сущности все наши представления об общественной психологии будут носить весьма приблизительный характер.

Если в психологии элит на первом месте стоят такие ценности, как свобода и ответственность (долг), то в психологии масс мы, напротив, наблюдаем их полное или частичное отсутствие. Чувство долга и чести всегда было достоянием аристократического начала. Оно и порождало приверженность субъекта элиты к ответственному поведению. Массовый же человек (особенно в эпоху так называемого «восстания масс») демонстрирует «чудеса» своего безответственного поведения (Н. А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет). Для демократии такой сценарий развития событий крайне нежелателен, но он вполне устраивает диктаторские политические режимы. Вот почему тоталитарные политические элиты устраивают «бегство» своих масс от свободы. Свобода, как и сама демократия, становится удобной для них фикцией, областью их постоянных политических манипуляций. В связи с этим у многих тоталитарных и авторитарных политиков происходит раздвоение личности на официальную (парадную) и теневую (деструктивную).

Э. Фромм фактически провел водораздел между массовой и элитной психологией по линии разлома дихотомии «свобода - рабство», где «рабство» у него - это «бегство от свободы», а в качестве носителей свободы выступает «элита», т. е. те самые «смельчаки», которые не убоялись свободы, точнее, возникающей за ней ответственности, и приняли «вызов своего времени» как «вызов своей судьбы».

В связи с этим у нас есть все основания утверждать, что в психологии современных элит содержится еще одно фундаментальное «бегство» (как отказ) - это бегство от ответственности. Анализ их духовной сущности (этика, интеллект, мотивы поведения и т. д.) указывают на то, что элиты эпохи развитого индустриального мира (конец ХХ - начало ХХ1 в.) не только не отвечают за вверенное их заботам общество, но отказываются также быть ответственными за свои собственные действия, они отказываются быть ответственными даже сами перед собой. Такое состояние мы могли бы с полным основанием назвать «бегство от ответственности».

Отказывающийся от свободы человек осознанно подавляет в себе некоторое свои свойства, определяющие его как независимую личность. Такие понятия, как честь, долг, принципиальность, личные интересы и т. п., уступают место их имитации. Такой человек ограничивает себя в выборе. Перспективы его жизни сужаются до минимума. Он перестает быть хозяином своего «Я». Массовый человек бежит от свободы, для того чтобы исключить ответственность. Примерно по такому же сценарию начинают действовать и некоторые субъекты элиты, в характеристиках которых мы обнаруживаем присутствие скрытого «массового человека». В эпоху «восстания масс» массовый человек (как особый психологический тип) проник и в саму элиту.

Так куда же «бегут» сами элиты? Политические элиты традиционно «бегут» (стремятся) к власти, экономические - к богатству, культурные -к интеллектуальному обогащению и воплощению своих самых амбициозных планов, но все они так или иначе, но сообща бегут от главного своего преследователя - от ответственности за судьбу всего человечества. В век «восстания масс» (ХХ в.) элиты все как одна сложили с себя полномочия быть ответственными за судьбы человечества. Быть может, сущность «восстания элит» (ХХ1 в.) будет заключаться как раз в том, чтобы вернуться к осознанию этого долга и вновь стать ответственными за всё и всех?

Психологические теории элит ХХ в. концентрировали свое внимание главным образом на проблеме власти политического лидера . Чаще всего они рассматривали его абстрактно и дистанцированно. В настоящее время обстоятельства требуют от психологических теорий элит, чтобы они разработали методики конкретных исследований конкретных обывателей элитных групп и элитного статуса. Самим элитам давно уже необходимо создать «службу психологического сопровождения» (профилактики и коррекции) своей деятельности.

Сам феномен «бегства» не столь однолинейный, как это может показаться на первый взгляд. «Бегство» как минимум бывает двух видов: 1) «бегство» как отказ от чего-либо и 2) «бегство» как стремление к чему-

либо. При этом одно «бегство» вовсе не исключает другого: «плюсы» и «минусы» могут распределяться по обе стороны этого деления, т. е. носить как массовый, так и элитный характер. При этом следует отметить, что понятие «массовое» здесь означает обыденное - то, что обычно встречается в нашей повседневности, в то время как «элитное» указывает на единичные и уникальные случаи. В последнем случае речь, скорее всего, может идти не столько о случайном, сколько об идеальном. В идеале элитность должна быть бегством от лжи, зла и насилия. На практике же элиты (особенно политические) начинают копировать свои массы и отказываются быть ответственными за принятые решения.

Элитность, как главное из базовых свойств «души», возникает тогда, когда субъект совершает свой позитивный выбор (в данном случае из двух вариантов выбирает первый) - между «творчеством» и «рутинностью», между «свободой и ответственностью» и «несвободой и безответственностью», между «качеством» и «количеством», между «личностью» и «видимостью личности» («личины»).

Возникающие в результате отказа от свободы психологические и социальные барьеры углубляют психологическую дистанцию между обыденностью и элитностью, ставят препятствия на пути реализации личностью себя как творческого начала . Возникает явление, которое мы могли бы назвать «психологией несвободы» (по аналогии с «психологией власти»). Если «психология власти» характеризует сущность лидера, то «психология несвободы» раскрывает перед нами духовный мир аутсайдера. Некую аналогию в этом дихотомическом противопоставлении психологии лидера и аутсайдера мы можем усмотреть в моральной дихотомии «благородства» и «низости», описание которой впервые дал еще сам Конфуций: «цзюньцзы» («благородный муж») и «сяо жэнь» («низкий человек»). При этом обращает на себя внимание тот факт, что при описании этой дихотомии философ затрагивает сугубо психологические аспекты, например: «Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается... Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других» . При этом следует особо подчеркнуть, что деление на «благородство» и «низость» у Конфуция происходит без какого-либо учета социального статуса индивида. Этой же позиции в дальнейшем будут придерживать все представители антропологического элитизма (Платон, Сенека, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев), что указывает на объективность антропологического фактора элитности и субъективность элитности социального типа.

Свобода духа, по мнению Н. А. Бердяева, есть черта аристократической личности. Под «аристократической личностью» он понимал такую регеопа, которая не боится брать на себя ответственность, заключающуюся в том, чтобы быть в ответе за все человечество. «Главным признаками при-

надлежности к массе нужно считать невыраженность личности, отсутствие личной оригинальности, склонность к смешению с количественной силой данного момента, необыкновенную способность к заражению, подражательность, повторяемость. Человек с такими свойствами есть человек массы, к какому бы классу он ни принадлежал» . Поэтому аристократической должна быть личность человека, а не его социальный статус .

В нашем понимании проблема свободы и ответственности не может быть отделена от проблемы творчества и личности. Каждая личность должна непременно обладать такими качествами, как свобода, творчество, ответственность. Те, кто стремится как-то ограничить эти требования в себе или сделать их формальными, применив специальные технологии (например, РЯ-косметику) считаться 100-процентными личностями не могут.

Свобода является неотъемлемой составляющей человеческой личности. Тот, кто отказывается от свободы духа, отказывается и от самой своей личности. Он превращается в «раба». Психология раба есть по сути своей психология ущербной личности. Несвободный человек не способен на искренние и настоящие чувства. Все они у него будут имитацией. И напротив, элитные качества человека могут развиваться исключительно на основе свободы его духа. Причем речь идет именно о подлинных элитных качествах, а не об их имитации. Имитация элитного (РЯ-косметика) приводит к появлению не личности, а «личины» (маски). Поэтому бегство от свободы есть бегство человека от возможности быть личностью.

Сам Э. Фромм в 1959 г. дал следующее определение творчества: «Это способность удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» . Таким образом, он особо выделял значимость именно интеллектуальных и мотивационных качеств личности.

Именно творчество спасает личность от деструктивности. Пребывание в толпе не позволяет человеку в полной мере проявить свои творческие способности. Напротив, как писал в свое время М. В. Бехтерев, толпа всячески подавляет в человеке его творческое начало . Психология толпы есть психология деструктивного начала. В толпе мы можем наблюдать имитацию творчества. Согласно теории подражания (Г. Тард), толпа может лишь создавать видимость, что она является больше того, чем является на самом деле.

Деструктивность (разрушение) и конструктивность (творчество) представляют собой два вида выхода человеческой энергии - агрессии и (или) созидания. При этом элитность может быть как агрессивно разрушающим началом, так и активно созидающим актом творения. Все зависит от соотношения моральных ценностей добра и зла, которые во многом и предопределяют направление развития элитного качества. Отказ от свободы в конечном итоге оборачивается отказом от реализации себя как творческой личности, который в свою очередь становится отказом от элитности духа.

Вне творчества всякая личность так или иначе скатывается на позицию деструктивного. Процесс элитизации личности через реализации ее творческих способностей представляет собой один из самых главных гарантов того, что личность не будет ввергнута в процесс деградации через активизацию в ней деструктивных начал .

Некоторые бегут от свободы от безысходности, но большая часть -от того, что за нее надо нести ответственность. Именно ответственность и является тем самым проклятием, которое заставляет человека отказываться вполне «добровольно» от предоставленной ему самим Провидением свободы. Отказ сей делается легко и осознанно и не несет за собой угрызений совести. Отказываясь от свободы, человек массы стремится получить в качестве ее компенсации долгожданное спокойствие и комфортность своего обыденного бытия. Свобода же подталкивает человека к борьбе за нее. Но тут выясняется, что не всякий способен перейти этот Рубикон, что не всякий способен быть борцом за свою свободу. Неуверенность в своих собственных силах приводит к тому, что человек переоценивает угрозу стоящих перед ним проблем и принимает решение отказаться от того, что, по его мнению, вызывает наибольшую угрозу для его жизни. Тот, кто принимает вызов своей жизни и осознанно начинает бороться за свободу, как правило, имеет более достоверные сведения о своих возможностях и о качестве тех проблем, которые ему приходится решать в ходе отстаивания своего естественного права быть свободным.

С точки зрения элитологии творчества отказ от свободы есть фактически отказ от творчества и склонность человека к деструктивному поведению. Отказ от творчества есть уже отказ индивида от себя как личности, а потеря личности представляет собой окончательную потерю человеком своего человеческого облика и сущности. Отказ от борьбы за свободу своего духа приводит к тому, что человек принимает ценности и истины, которые ему навязывают те, кто этой свободой обладает. Поэтому право на свободу есть право иметь свою истину, иметь свое собственное независимое ни от кого мнение. Бегство от истины есть фактическая ложь. Мы видим, как в этой одной «точке» переплетаются моральные, гносеологические и психологические характеристики человека. При этом все больше проясняется одна простая (банальная) истина: бегство от свободы означает бегство от ответственности быть самодостаточной личностью, а стремление к свободе всегда есть желание и возможность быть ответственной личностью.

Свобода открывает перед человеком гораздо больший выбор стать такой личностью, которая ему больше всего подходит по его типажу. Те, кто становятся лидерами, чаще всего становятся обладателями наибольшей полноты и самой свободы. В этом плане деление людей на такие типы, как лидер, элита и масса, будет означать их подразделение на группы с разными ресурсами свободы. Последнее, без всякого сомнения, будет серьезно отражаться на психологии субъектов этих групп, мотивировать их поведение и определять систему их жизнеутверждающих ценностей.

Свобода проявляется и в самом отказе индивида от свободы. Правда после этого отказа она в нем и завершается. Несвобода означает детерминированность со стороны свободного.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

2. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия: В 2 т. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999.

3. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

4. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

5. Малявин В. Конфуций. - М.: Мол. гвардия, 1992. - С. 174-175.

6. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. -С. 73.

7. Fromm E. The creative attitude. In H. Anderson (Ed.), Creativity and cultivation. -New York: Harper & Row, 1959.

8. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. - М.: Колос, 1921. - 432 с.

9. Карабущенко Н. Б. Феноменология духа и процесс элитизации творческой личности // Новая феноменология духа. - Т. 1. - М.: Прометей; МГПУ, 2004. -С. 123-134.

Получено 15.05.2006

ESCAPE FROM FREEDOM "AS ESCAPE FROM RESPONSIBILITY”

N. B. Karabushchenko

The article considers problems of psychology of a person in conditions of transformation of industrial society into an informational one. The author analyzes problems of mass and elite psychology, especially their reaction on such fundamental social and cultural principles as the principles of "freedom" and "responsibility".