Онкология

Осознанность мышления. Сознание и мышление. Займитесь более активным саморазвитием

Осознанность мышления. Сознание и мышление. Займитесь более активным саморазвитием

Осознанное мышление — это непрерывный процесс отслеживания текущих переживаний, т.е. всего происходящего в настоящем времени, без отвлечения на мысли о прошлом или будущем.

Осознанный процесс мышления помогает человеку находить связь между всеми произошедшими и происходящими событиями, осознать смысл жизни, совершать осознанный выбор в той или иной ситуации, совершать меньшее количество ошибок, быть внимательным и т.п.

Развитие осознанности всегда относится к конкретной ситуации, в которой находится человек, к деятельности, в которую он вовлечён. Одного определённого способа развития осознанности не существует, потому что этот процесс имеет свои уровни.

Развитию осознанности базового уровня способствуют любые практические действия, совершая которые можно научиться контролировать свои эмоции, находиться в состоянии «здесь и сейчас», уметь расслабляться, осознавать свои желания и потребности.

Более высокий уровень развития осознанности проявляется, когда человек знает свои потребности, умеет их удовлетворить и при этом учитывает интересы окружающих, контролирует не только свои эмоции, но и свои мысли и чувства, старается расширить границы своего восприятия, настроиться на позитивное восприятие окружающего мира.

Осознанный образ жизни помогает человеку:

Осознать свои страхи и причины неприятностей, преодолеть препятствия и изменить убеждения, оказывающие на жизнь деструктивное влияние.
Стать более мудрым, повысить свою самооценку и избавиться от вредных привычек.
Обрести уверенность в себе и своих силах, повысить силу воли и веру в успех.
Научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Безусловно развитие осознанности в повседневной жизни является исключительно полезным и эффективным навыком, благоприятное воздействие которого отражается не только на изменении качества внешней жизни, но и на развитии и обогащении внутреннего мира. Но что же нужно, чтобы сделать свою жизнь осознанной? Как осознать свою жизнь?

Развитие осознанности

Определите то с чего следует начинать работу над собой. Не торопитесь и не хватайтесь за все и сразу. Развитие осознанности можно сравнить с процессом развития физических качеств: постепенное развитие где есть основное направление – это общая физическая подготовка, а есть развитие специальных физических навыков. Основным направлением здесь будет являться развитие осознанного мышления.

Практика развития осознанности

Первый шаг к осознанной жизни – это дыхание. Дыхание – основа жизни и для начала нужно научиться осознавать свое дыхание, контролируя каждый вдох и выдох. Стремитесь к постоянному контролю своего дыхания: в любом месте, в любое время, в общении с любыми людьми, во время выполнения любого действия. Всегда обращайте внимание на то, как вы дышите.

Осознанные ощущения. Возьмите за правило в течение всего дня осознавать все свои ощущения. Осознанно обращайте внимание на состояние своего тела, что заставляет ваше тело чувствовать себя комфортно, а что – дискомфортно, как это взаимосвязано с происходящими в течение дня событиями.

Осознанные эмоции. Осознанность подразумевает контроль эмоции, а контроль прежде всего это наблюдение. Каждый раз, когда у вас возникает та или иная эмоция, просто наблюдайте. Не оценивайте ее не как хорошую не как плохую, посмотрите на неё как бы со стороны. Принимайте ее такую какая она есть.

Осознанные мысли. Наше сознание постоянно ведет внутренний диалог. Поэтому мысли труднее всего поддаются наблюдению, однако это самая эффективная часть практики осознанности.

Если в течение нескольких секунд вы и сможете просто проконтролировать то о чем вы думаете в эту минуту, вы не заметите, как уже глубоко погрузились в новые мысли. Но чем чаще вы будете вспоминать о своих мыслях, тем больше они будут поддаваться вашему наблюдению и контролю.

Основа развития осознанности заложена в четырех осознанных действиях:

Практикуйте в течение месяца осознание своего дыхания, эмоций, ощущений и мыслей. Осознанное наблюдение за тем как вы дышите и что вы чувствуете – процесс довольно сложный. Скорее всего, сначала вы будете всё время отвлекаться и забывать об этом.

Но со временем все легче и легче вам будет контролировать эти процессы. Затем вы и не заметите как наблюдение за всеми своими проявлениями и состоянием станет частью вашей жизни, а значит, вы будете осознанны постоянно.

Практика развития осознанности определенных навыков

Осознанность движений – старайтесь прочувствовать любое свое движение, следите за ощущениями в теле, не торопитесь в действиях. Если что — то привыкли делать быстро или машинально, сделайте теперь наоборот, стараясь осознать даже любое мышечное сокращение.

Осознанность речи – тщательно следите за всем, что говорят окружающие, и что говорите вы сами, обдумывайте свои слова и будьте внимательным.

Осознанность ценностей помогает определиться со своими идеалами, ценностями и убеждениями.

Чтобы развить осознанность действительности постарайтесь всегда и везде стремиться к полноценному восприятию и пониманию того, что происходит вокруг и внутри вас прямо «здесь и сейчас».

Осознанность деятельности – стремитесь к безупречному выполнению всего, за что бы вы ни взялись. Затем вам будет легче работать над развитием осознанности своих поступков.

Прежде чем совершить какой-либо поступок, продумайте результат, рассматривайте его с разных точек зрения и позиций восприятия, учитывайте не только свои желания и потребности, но и интересы окружающих.

Осознанное мышление

В конце концов вы придете к тому, что можно назвать осознанным мышлением. Постоянное наблюдение за собой, саморазвитие, изменение всех своих стереотипов, привычек, реакций, эмоций, мыслей, чувств, желаний, действий, речи подарит вам радость осознанной жизни.

Мозг нуждается в ежедневных тренировках едва ли не больше, чем тело. Для этого изобретены специальные тренажеры, а одним из наиболее эффективных, что доказано исследованиями, является «Викиум». Мы поговорили с нейропсихологом Никитой Хохловым о том, насколько полезна работа с мышлением.

— На чем основаны идеи интеллектуальных тренировок и тренажеров?

— Они сейчас очень распространены. Некая аналогия: если можно ходить качать мышцы, то почему нельзя прокачивать мозг? Но есть и очень много шарлатанов. Это опасно при наличии клинических нарушений: человек перестает лечиться традиционными методами, садится перед компьютером, начинает выполнять упражнения, думая, что это ему поможет. А в реальности все гораздо хуже: он не получает лечение, которое ему давали раньше.

Эффективность тренажеров может быть различной. Любая интеллектуальная деятельность улучшает кровоснабжение мозга, продлевает осознанную старость. Люди, которые занимались ею в течение жизни, дольше сохраняют хороший уровень когнитивных способностей в пожилом возрасте. Люди рабочих специальностей часто демонстрируют снижение таковых способностей. Если работать с хорошими тренажерами регулярно – можно решить эту задачу. Что важно — эффективность тренажера должна быть подтверждена, иначе мы имеем дело с плацебо.

Как скоро следует ждать положительных изменений?

— Могу сказать, что взрослым людям не стоит ждать мгновенных изменений. Память не улучшится от трех занятий, требуется полгода, иногда год тренировок, чтобы добиться перемен. Это все-таки не таблетка. Вопрос устойчивости эффекта тоже важен: любая функция, которую мы не развиваем, падает – так же, как с мышцами тела. На мой взгляд, нужно 3-5 лет.

— Данные программы позволяют лечить деменцию и другие нарушения?

— Деменция – это заболевание. Здесь мы рискуем попасть в неловкую ситуацию, как та компания, которая заявила, что их тренажеры помогают справиться с болезнью Паркинсона или болезнью Альцгеймера. Нельзя утверждать, что тренажеры способны лечить деменцию. Профилактика дается, да, безусловно. Все остальное – требует исследований. В перспективе это десятки лет.

— Как можно применять в жизни полученные таким образом навыки?

— Не совсем точно определено, что мы считаем навыком или способностью. В психологии навыки привязываются к конкретной деятельности. Способность – более общая вещь, создающая операциональные предпосылки для эффективности этой деятельности. То, что развивают тренажеры – именно способности. Например, внимание, которое может быть применено в любой деятельности. Мы можем проконсультировать человека, решившего сменить профиль деятельности, подсказать, чего ему не хватает, и развить эти способности. Вот на эти компоненты и влияют тренажеры.

— Как по вашему мнению, влияют ли антидепрессанты на наш мозг? Многие жители мегаполисов их принимают.

— Любые препараты, работающие с психикой, всегда вмешиваются в биохимию мозга. Побочные эффекты тоже возникают. Если человек заботится о своем здоровье – сопровождение специалиста при приеме таких препаратов необходимо. Любой препарат что-то меняет: одно лечит, другое калечит. Одни антидепрессанты будут снижать память, другие – нет. И, конечно, нужно учитывать особенности каждого человека. Здесь крайне важно сопровождение квалифицированного специалиста, должна быть направляющая рука. Самостоятельно человек просто не в состоянии оценить ситуацию всесторонне и проанализировать ее.

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Задумывался ли ты над тем, что жизнь каждого из нас зависит от наших мыслей? Наши , которые атакуют сознание целенаправленно и неотступно, обладают огромным потенциалом. Получается, что только осознанное мышление позволит нам сохранить здоровье психологическое и физическое…

Думай так, будто тебя слышно…

Приведи свои мысли в порядок

Осознанное мышление

По мнению специалистов, для уравновешивания нервно–физического состояния человека следует развивать в себе способность мыслить осознанно и целенаправленно.

Осознанное мышление помогает человеку приводить в порядок, а так же — следить за тем, чтобы они не имели разрушительного характера.

К сожалению, большинство людей, даже, и не задумываются над тем, что ход их мыслей возможно контролировать.

Обычно, это люди, которые отдают предпочтение фактору насилия, используя который, могут навсегда избавиться от всех своих проблем.

Получается, что агрессия, нацеленная на окружающих, которую они скрытно вынашивают, возвращается к ним же, к их собственному телу.

Чтобы остановить повторяющиеся факты несчастных случаев (порезов, ушибов, ошпариваний, переломов костей и иных травм) психологи, прежде всего, рекомендуют избавиться человеку от переполняющей его душу агрессии и создать в душе мир и покой.

4. Алкоголизм имеет под собой причину — бесцельность существования. Человеку, который страдает от этого порока, следует восстанавливать ощущения утраченных ценностей жизни, заново научиться различать неповторимые краски и радости от мгновений жизни.

Позволь всем мыслям приходить и уходить. Мысли — облака, ты — небо, пространство для всех мыслей, не их враг. Не пытайся удалить мысли или даже успокоить их. Обними их славное ворчание, и знай, что ты – не мысль. (Джефф Фостер)

Всем Здоровья, Любви и Счастья!

В описанных эпизодах уловленные мысли попадали не в доминирующее речевое сознание, а другой отдел мозга, вероятно, в тот же, где анализировалось общение на немом инстинктивном языке. Но если этот отдел мозга не мог анализировать абстрактные мысли, очевидно, уловленные мысли попадали в него необычным путём, СЛУЧАЙНО.
Но каким образом они туда попадали? Чтобы это понять, нужно анализировать процесс появления мыслей в сознании, т.е. процесс осознанного мышления.
Непосредственно анализировать процесс мышления, как и работу мозга по управлению организмом, сознание не может, в другие отделы мозга ему доступа нет. Но то, что происходит в нём самом, в том числе и во время мышления, сознание анализировать может.
Моему сознанию процесс мышления представляется следующим образом.
При мышлении сознание задаёт своему мозгу вопрос и ждёт – человек думает. Что в это время происходит, – его сознание не знает. Через некоторое время в сознании появляется ответ в виде мысли (если результат работы мозга не доходит до сознания, то нет и мысли). Сознание этот ответ либо устраивает, либо нет, и тогда оно задаёт следующий вопрос. Или приходит ответ, что для решения задачи данных недостаточно, и человек вдруг понимает, “осознаёт”, что для ответа на этот вопрос знаний (или возможностей) у него недостаточно. И решение задачи откладывается на неопределённый промежуток времени.
Таким образом, роль сознания в мыслительном процессе руководящая и оценивающая, экспертная.
Устройство мозга таково, что за самую малейшую, «незначительную» операцию отвечают определённые клетки. Но в мышлении могут участвовать все клетки коры головного мозга, различным образом связываясь между собой. Должен быть единый центр, который бы направлял эту деятельность. Этот центр – сознание.

Вероятно, инстинктивная исследовательская программа, которая включается у животных при встрече с неизвестным раздражителем, за миллионы лет преобразовалась у людей в инстинктивное стремление к познанию. И как со всяким инстинктивным влечением, с ним должна быть связана исполнительная программа инстинкта, состоящая из безусловных рефлексов. Я говорю о программе осознанного мышления. Размещаться этот сложный инстинкт, теоретически, должен там же, где размещаются все остальные сложные инстинктивные программы, в ядрах лимбической системы. Это и будет местом локализации сознания человека.

Клетки сознания, участвующие в мышлении, являясь частью мозга (общего компьютера), устроены и работают иначе, чем клетки, которые выполняют всю «черновую» работу в мышлении. Сознание даёт задание, “рабочий компьютер ” (назовём его ориентировочно так) вычисляет ответ.
Процесс этот может занимать разное количество времени. Но готовые мысли, приходящие в сознание, какой бы объём информации они ни заключали, настолько быстро возникают, что создаётся ощущение мгновенности. Сознание их оценивает, но по иному принципу (поскольку одну и ту же работу проделывать дважды бессмысленно).

Например, по типу «нравится – не нравится». Нравится то, что приятно, приятно то, что необходимо для работы организма или стимулирует её наилучшим образом, подходит. Подходит то, что соответствует, а это может определяться путём наложения на готовый образец или соединением «встык. Но оценка путём наложения на готовый образец, который когда-то был определён путём проб и ошибок, – это всего лишь узнавание, работа инстинктов (где также используется принцип «нравится – не нравится», например, поиск пищи, избежание опасности). Так что, по моему мнению, для объяснения работы сознания больше подходит вариант «соединения встык» - для получения законченной логичной картины.

Невольно возникает искушение сравнить работу мысли в рабочем компьютере с неравномерным движением зарядов по проводнику. Это движение по законам физики неизбежно должно сопровождаться электромагнитным излучением, которое может использоваться для связи компьютеров между собой. Поскольку мысль в сознании возникает мгновенно (т.е. – очень быстро, значительно быстрее, чем движение зарядов), то в таком случае, мысль сознания можно сравнить не с током в проводнике, а с разностью потенциалов на концах проводника, возникающей (и исчезающей) “мгновенно”, точнее, со скоростью около 300000 км./сек.

Например, когда сознание задаёт вопрос рабочему компьютеру, возникает разность потенциалов и заставляет заряды двигаться, а когда ответ готов - выравнивается количество зарядов и разность потенциалов исчезает. Если ответ неправильный разность потенциалов не исчезает, сознание чувствует, что что-то в этом ответе не так, не соответствует. Весь этот процесс требует много энергии, сознание чувствует усталость, решение задачи откладывается, задание мозгу отменяется, разность потенциалов исчезает.