Проктология

Новости религиозной информации. Религия России. Общероссийская газета. Новости религиозной информации Толкование на Евангелие от Матфея

  Новости религиозной информации. Религия России. Общероссийская газета. Новости религиозной информации Толкование на Евангелие от Матфея

Священномученик Василий Васильевич Измайлов родился 4 июня 1885 года в городе Вышний Волочёк Тверской губернии в семье мещанина. После окончания Тверской Духовной Семинарии в 1905 году поступил в число студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии и прослушал в ней полный курс наук. Сохранился академический диплом Василия Измайлова, свидетельствующий о том, что в сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.

После получения диплома Василий Васильевич был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии.

Вскоре Василий Измайлов женился. Его избранницей стала Евгения Николаевна (фамилия, к сожалению, неизвестна). У четы родилось два сына: в 1912 году - Николай, а в 1914 году - Василий.

7 декабря 1913 года епископ Минский обратился к Учебному комитету с просьбой перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную Семинарию, считая, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минской Духовной Семинарии. Незадолго до этого события он был рукоположен в сан священника.

После закрытия семинарии в 1920 году отец Василий перешёл служить в Свято-Покровскую церковь села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927-м стал настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова. Здесь отец Василий выступил против обновленцев, пытавшихся захватить собор, открыто высказывался о гонениях на Церковь. Прослужив в Воскресенском соборе всего несколько месяцев, 2 июня 1927 года по доносам обновленцев священник был арестован и обвинён в «контрреволюционной агитации».

Незадолго до ареста за отцом Василием была установлена слежка агентуры ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трёх месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в «Обвинительное заключение». В нём, в частности, говорится:

«..приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нём клуб. Призывал граждан защищать церковь, причём советовал мужчинам в это дело не вмешиваться. Говорил, что религию преследуют, давал намёк на то, что скоро будет война.

2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью.

В частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идёт всё время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льётся дождь.

Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вёл агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чём свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти, принимая всё это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом.."

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях отец Василий не признал, заявив, что «все эти обвинения ни на чём не основаны», на допросах никого не оговорил.

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 августа 1927 года протоиерей Василий Измайлов был сослан в Соловецкий концлагерь особого назначения (СЛОН) сроком на три года. Там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года, но, скорее всего, был расстрелян, войдя в сонм новомучеников, за веру православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь Божию.

Священномученик Василий прославлен в лике местночтимых святых постановлением Священного Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. включил имя священномученика Василия в Собор святых новомучеников и исповедников Российских.


Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышний Волочек Тверской губернии в семье мещанина. После окончания Тверской Духовной Семинарии, в 1905 году, поступил в число студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии и прослушал в ней полный курс наук. Сохранился академический диплом Василия Измайлова, свидетельствующий о том, что в сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.

После получения диплома Василий был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии.

Вскоре Василий Измайлов женился. Его избранницей стала Евгения Николаевна (фамилия, к сожалению, неизвестна). У четы родилось д
ва сына: в 1912 году - Николай, а в 1914 году - Василий.

7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) обратился к Учебному комитету с просьбой перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную Семинарию, считая, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минской Духовной Семинарии. Незадолго до этого события он был рукоположен в сан священника.

После закрытия семинарии, с 1920 года, отец Василий перешел служить в Свято-Покровскую церковь села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927-м стал настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова. Здесь отец Василий выступил против обновленцев, пытавшихся захватить собор, открыто высказывался о гонениях на Церковь. Прослужив в Воскресенском соборе всего несколько месяцев, 2 июня 1927 года по доносам обновленцев священник был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации».

Незадолго до ареста за отцом Василием была установлена слежка агентуры ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в так называемое «Обвинительное заключение». В нем, в частности, читаем:

«…приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, причем советовал мужчинам в это дело не вмешиваться… Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война…

2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью…

…в частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь…

Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти, принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом…»

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях отец Василий не признал, заявив, что «все эти обвинения ни на чем не основаны», на допросах никого не оговорил.

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 августа 1927 года протоиерей Василий Измайлов был сослан в Соловецкий концлагерь особого назначения (СЛОН) сроком на три года. Там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года, но, скорее всего, был расстрелян, войдя в сонм новомучеников, за веру православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь Божию1.

Канонизирован в лике местночтимых святых постановлением Священного Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года, прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Измайлов Василий Васильевич (1885-1930), протоиерей

Родился 4 июня 1885 года в семье мещанина г. Вышний Волочек Тверской губернии и первоначально проживал в центральной России. После окончания Тверской Духовной Семинарии, в 1905 году, поступил в число студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии и прослушал в ней полный курс наук.

Сохранился академический диплом Василия Измайлова, свидетельствующий о том, что в сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.

Вскоре Василий Измайлов женился. Его избранницей стала Евгения Николаевна (фамилия которой, к сожалению, неизвестна). У молодой четы родилось два сына: в 1912 году - Николай; в 1914 году - Василий.

После рукоположения в сан священника с февраля 1914 года о. Василий нес послушание преподавателя Минской Духовной Семинарии. В ней он вел предметы догматического и нравственного богословия.

После закрытия семинарии, с 1920 года, о. Василий перешел служить к Свято-Покровской церкви с. Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927 году стал настоятелем Свято-Воскресенского собора г. Борисова. В Борисове о. Василий прослужил всего лишь несколько месяцев и был арестован 2 июня 1927 года.

Незадолго до ареста за ним была установлена слежка агентуры ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в т.н. «Обвинительное заключение». В нем, в частности, читаем:

«...приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, при чемсоветывал мужчинам в это дело не вмешиваться... Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война...

2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью...

В частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь...

Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против сов.власти, принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом...»

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях о. Василий не признал, заявив, что «все эти обвинения ни на чем не основаны».
Спокойным, уверенным в своей правоте взглядом, смотрит он на нас спустя много десятилетий с фотографии «следственного дела», чудом уцелевшей в его документах.

Без суда и следствия 26 августа 1927 года его приговорили к заключению в Соловецкий концлагерь особого назначения сроком на три года. Во время нахождения там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года, но, скорее всего, как свидетельствует церковное предание, был расстрелян, войдя в сонм новомучеников, за веру православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь Божию.

Мацкевич Николай Степанович (1878 - 1937 г.), иерей

Родился 4 мая 1878 года в г. Борисове. Происходил из семьи духовного звания. Обучался в Слуцком Духовном Училище. В 1899 году окончил Минскую Духовную Семинарию. В 1900 году был рукоположен в сан иерея. Служил настоятелем Поречьской церкви Игуменского уезда. В 1910 году был определён на должность уездного наблюдателя церковных школ Борисовского уезда с причислением сверх штата к Борисовскому Свято-Воскресенскому собору. Позднее священствовал при Свято-Троицкой церкви д. Бродовка Борисовского уезда.

Впервые отца Николая Мацкевича арестовали в 1933 году, заключив на один месяц в тюрьму.После освобождения он стал настоятелем Свято-Андреевской церкви г. Борисова. Его перемещение на новое место отчасти объяснялось тем, что храм в Бродовке оказался закрытым.

В Борисове о. Николай прослужил несколько лет. Его не раз вызывали в местное отделение НКВД, угрожали арестом, насмехались над ним и однажды потребовали, чтобы он публично отрёкся от сана, заявив об этом с церковного амвона. Потребовали и, нав ерное, ожидали, что так и будет. Но отец Николай поступил иначе. Совершая богослужение на следующий день, он, обращаясь к прихожанам, сказал: «Люди! Бог есть!» Эти слова он произнёс с особым акцентом, адресуя их прежде всего своим недавним собеседникам из НКВД. После этого 15 августа 1937 года его арестовали.

Священник Николай Мацкевич виновным себя ни в чём не признал и никого из своих прихожан не оговорил. Его осудили на 10 лет заключения в концлагере. Из лагеря он уже не вернулся, мученически пострадав за Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Из книги протоиерея Федора Кривоноса "Жития священномучеников Минской епархии. 1-ая половина XX века"

Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии. В 1905 году Василий окончил Минскую Духовную семинарию, в 1910-м - Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии. 7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) просил Учебный комитет перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную семинарию, находя, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику . 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минскую Духовную семинарию . Неизвестно, когда он был рукоположен во священника, но, когда начались гонения от безбожных властей, он уже служил священником в Покровской церкви в селе Слобода-Озерицкая Минского района. Возведен в сан протоиерея.

В 1927 году протоиерей Василий был назначен настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова, но прослужил здесь всего несколько месяцев и 2 июня 1927 года был арестован. Священника обвинили в том, что он говорил «во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа... что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь... Говорил, что религию преследуют... В разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... в частной беседе со старушкой-нищей говорил, что дождь идет все время, — это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Деятельность Измайлова имела возбуждающее влияние на массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти; принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом».

На допросе отец Василий виновным себя не признал и сказал, что «все эти обвинения ни на чем не основаны». 26 августа 1927 года он был приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Протоиерей Василий Измайлов скончался 22 февраля 1930 года в Соловецком концлагере и был погребен в безвестной могиле.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль».
Тверь. 2005. С. 179-180

Примечания

1. РГИА. Ф. 802, оп. 11. 1913, д. 460, л. 3.

2. Там же. Л. 1-9.

Тропарь, кондак, величание священномученика Российского XX века

Тропарь, глас 3

Церкве Русския столпе непоколеби-мый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче (имярек),/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко На-чальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.

Кондак, глас 2

Восхвалим, вернии,/
изряднаго во святителех (или священницех)/
и славнаго в мученицех {имярек),/
Православия побор-ника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже стра-данием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам на-шим.

Величание

Величаем тя,/ священномучениче {имя-рек),/
и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/
во утверждение на Руси Право-славия// претерпел еси.

1905-1910 гг. — окончил Тверскую Духовную семинарию, затем СПб Духовную Академию со степенью канд. Богословия, был рукоположен во иерея.

1914 г. — служил преподавателем догматического и нравственного богословия в Минской Духовной семинарии.

1920 г. — служил в Покровской церкови. в с. Озерицкая Слобода Минского р-на.

1927 г. — назначен настоятелем Воскресенского собора г. Борисова.

2 июня 1927 г. — арестован. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 авг. 1927 г. сослан в Соловецкий лагерь особого назначения.

28 октября 1999 г. — канонизирован Св. Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.

в августе 2000 г. — причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

В Общество помощи

политическим заключенным

Мужа моего Василия Васильевича Измайлова, священника г<орода> Борисова сослали на три года в концлагерь в Соловки. В настоящее время он находится в больнице пер<есыльного> пункта ст<анции> Кемь Мурманской ж<елезной> д<ороги>, УСЛОН, разбитый суставным ревматизмом, который у него повторяется уже третий раз. Не говоря уже о тех страданиях, которые он переносит, благодаря болезни у него случилась еще другая беда: в то время, когда он был кладовщиком на 201 пикете Кемско-Ухтинского тракта, у него из кладовой украли 75 рублей товару, взята расписка, что он обязуется выплачивать ежемесячно 5 рублей в погашении этих 75 р<ублей>.

Будьте добры, походатайствуйте об освобождении моего мужа от погашения этих 75 рублей, потому что я, хотя и высылаю ему ежемесячно 10 р<ублей> для улучшения его питания при таком его болезненном состоянии (геморроидальные кровотечения, отек ног и ревматизм), но я не служу, несмотря на все мои хлопоты, чтобы поступить на службу, и вынуждена продавать последние вещи, отказывая себе во всем для его поддержки. Кроме того прошу походатайствовать о смягчении для него наказания, ввиду его болезненного состояния.

Е. Н. Измайлова».

1. ГАРФ. Ф. 8409. Оп. 1. Д. 236. С. 140. Автограф.

Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии. В 1905 году Василий окончил Минскую Духовную семинарию, в 1910-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии. 7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) просил Учебный комитет перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную семинарию, находя, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минскую Духовную семинарию. Неизвестно, когда он был рукоположен во священника, но, когда начались гонения от безбожных властей, он уже служил священником в Покровской церкви в селе Слобода-Озерицкая Минского района. Возведен в сан протоиерея.

В 1927 году протоиерей Василий был назначен настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова, но прослужил здесь всего несколько месяцев и 2 июня 1927 года был арестован. Священника обвинили в том, что он говорил «во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа... что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь... Говорил, что религию преследуют... В разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... в частной беседе со старушкой-нищей говорил, что дождь идет все время, – это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Деятельность Измайлова имела возбуждающее влияние на массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти; принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом».

На допросе отец Василий виновным себя не признал и сказал, что «все эти обвинения ни на чем не основаны». 26 августа 1927 года он был приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Протоиерей Василий Измайлов скончался 22 февраля 1930 года в Соловецком концлагере и был погребен в безвестной могиле.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль».
Тверь. 2005. С. 179-180

Библиография

Священник Феодор Кривонос. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы). Киевец. Свято-Троицкая церковь, 1996.
РГИА. Ф. 802, оп. 11. 1913, д. 460.

Примечания
РГИА. Ф. 802, оп. 11. 1913, д. 460, л. 3.
Там же. Л. 1-9.