Офтальмология

Проект тему город на неве

Проект тему город на неве

1. Познакомить детей с достопримечательностями Санкт- Петербурга

2. Проверить усвоение знаний о Москве и Московском Кремле

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Оборудование:

1).демонстрационный материал (для учителя) – Физическая карта России, план Санкт-Петербурга, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, 2 презентации Microsoft PowerPoint, карточки с датами, названием городов, гербами

2).индивидуальный материал – атлас, рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса “Мир вокруг нас” А.А. Плешаков 2 часть, клей, ножницы, цветные карандаши

3).раздаточный материал – для групповой работы кроссворд, для парной 3 карточки с тестовым заданием

Ход урока:

I.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы вновь отправляемся путешествовать по стране. Что нам нужно в заочном путешествии?

Дети: Знания, наблюдательность, внимание, память, воображение

Учитель: Посмотрите на доску. Вы видите 3 числа: 1590, 1147, 1703.

Подумайте, может быть эти числа вам о чём-нибудь говорят?

Дети: 1590 – это год основания нашего родного города Саратова.

1147- первое упоминание о Москве

А 1703 – это, наверное, год основания города, в который мы отправляемся сегодня. Он самый молодой из этих 3 городов.

Учитель: Почему?

Дети: Нашему городу 417 лет, Москве 860, а этому городу 304.

Учитель: Вы правы. Этот город в 2003 году отметил свой 300-летний юбилей. Но сначала проверим ваши знания по теме: “Москва. Московский Кремль”.

II. Проверка знаний:

А) Групповая работа: 4 человека решают кроссворд.

1. Сердце Москвы

2. Палата, где хранятся сокровища России

3.Дар Третьякова

4. Колокольня “… Великий”

5.Бульвар, где находится цирк

Ответы: 1.Кремль, 2.Оружейная,3. галерея,4.Иван, 5.Цветной,6.Арбат

Ключ: Куранты

Б) Парная работа – 3 пары выполняют тестовое задание

1. Большое красное здание на Красной площади - это

а) Покровский собор б) Исторический музей в) Мавзолей

2. Театр имени Дурова – это

а) театр зверей б) театр кукол в) музыкальный

3. Находится на Воробьёвых горах

а) Университет б) Храм Христа Спасителя в) цирк

4. Находится на территории Московского Кремля

а) царь-пушка б) храм Христа Спасителя в) Исторический музей

5. Кто был основателем Москвы?

а) Пётр Первый б) Дмитрий Донской в) Юрий Долгорукий

В) 1 ученик работает у компьютера с тестово - обучающей системой

III.Изучение нового материала:

1.Постановка проблемного вопроса.

Давайте попробуем узнать, в какой же город мы отправимся сегодня.(на доску вывешиваются названия городов Саратов, Москва; гербы Саратова, Москвы, Санкт – Петербурга ) Распределите гербы и названия городов рядом с датой основания.

Дети вывешивают на доске:

Москва Саратов?

Что нам рассказывает герб о городе, в который мы отправляемся сегодня?

Дети: Мы видим на гербе якоря, значит это порт. А ещё скипетр- символ царской власти.

Учитель: Этот город называют северной столицей нашего государства. И это неспроста. Он более 200 лет был столицей России. Как вы думаете, этот город находится южнее или севернее Москвы?

Дети: Он находится севернее, чем Москва.

Учитель: Кто догадался, о каком городе идёт речь?

Дети: Санкт- Петербург.

Открывается тема урока на доске.

  1. Практическое задание – найти Санкт- Петербург на физической карте России и объяснить, почему этот город- порт.
  2. а) в Атласе

    б) на карте на доске.

    в) Знакомство с планом Санкт – Петербурга.

    Учитель: На какой реке стоит этот город? Какие реки вы видите на плане?

    Дети: Санкт – Петербург стоит на Неве, но есть и другие реки - Мойка, Фонтанка.

    Учитель: На набережной реки Фонтанка есть памятник маленькой птичке - Чижик-пыжик. А какие достопримечательности показаны на плане?

    Учитель: Чем отличается карта от плана?

    Ответы детей, основанные на определениях.

    Физминутка

  3. Заочное путешествие по Санкт-Петербургу. (Презентация “Город на Неве”- приложение №3)

Слайды № 1,2

В Санкт – Петербурге несколько памятников Петру I. Одним из символов города Петрова считают именно этот памятник Петру, поставленный на Сенатской площади по указу императрицы Екатерины II. Чаще его называют Медный всадник.

(чтение статьи учебника)

Учитель: Пётр Первый решил построить здесь новую современную столицу России. Строительство Петербурга началось с сооружения на Заячьем острове Петропавловской крепости. Петропавловский собор с его необычным золоченым шпилем долгое время считался самым высоким зданием в России.

(чтение статьи учебника)

Учитель: На берегу Невы возведено здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов. Петр Первый очень почитал князя Александра Невского. В честь него построена Александро-Невская лавра. По преданию на этом месте произошла знаменитая битва со шведами. В лавру были перенесены останки князя Александра Невского. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга.

Слайды №5,6,7

Учитель: Санкт - Петербург называют Северной Венецией. Здесь много рек, каналов. Поэтому и большое количество мостов. В летнее время в Санкт- Петербург приезжает много туристов полюбоваться белыми ночами и увидеть как разводят мосты. Но достопримечательностями этого города являются не только разводные мосты. Например, очень известен мост украшенный скульптурными композициями Клода – Аничков мост, а у Египетского моста вы увидите сфинкса.

Слайды №8,9

Учитель: В Санкт- Петербурге много храмов, соборов, церквей. Самые известные - Исаакиевский и Казанский соборы.

Слайд №10

Учитель: Санкт - Петербург более 200 лет был столицей России. В середине 18 века на набережной Невы был построен Зимний дворец.

Слайд №11

Учитель: И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи в окрестностях Петербурга, окружённые живописными парками. Очень красив и знаменит

Петергоф.

Слайды №12,13

Учитель: Санкт – Петербург – город музеев. В Петербурге 47 музеев. Один из самых крупных музеев мира – Эрмитаж. Он находится в здании зимнего дворца.

IV. Первичное закрепление новых знаний.

1.Какие достопримечательности Санкт-Петербурга вы запомнили?

Ответы детей

2. Самостоятельная работа в Рабочей тетради – задания №1,2,4 последующей взаимопроверкой.

3. Групповая работа-задание повышенной сложности №3

Проверка выполнения задания №3, учитель проверяет самостоятельную работу у слабоуспевающих учеников

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь № 5 (сообщение о достопримечательностях Санкт- Петербурга по желанию)

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок:

13 человек получают оценку по теме “ Москва. Московский Кремль”, за групповую работу (задание № 3) - 4 человека, 3-5 человек за самостоятельную работу.

Учитель: Кто основал Санкт – Петербург?

Дети: Санкт – Петербург основал ПётрI.

Учитель: На какой реке стоит этот город?

Дети: Этот город стоит на Неве.

Учитель: Сколько лет назад началось строительство Петербурга?

Дети: Строительство Петербурга началось более 300 лет назад в 1703 году.

Учитель: С возведения какого сооружения началось строительство Санкт - Петербурга?

Дети: Строительство началось с сооружения Петропавловской крепости.

1. Работа по учебнику

Рассмотрите фотографию на с. 108. Перед вами открывается панорама красивейшего города мира.

2. Работа с научно-познавательной статьей о Санкт-Петербурге.

Знаете ли вы, как был построен Санкт-Петербург? Кто был его основателем?

Прочитайте об этом в тексте на с. 108.

Слайд 7.

В 1689 году на российский престол взошёл молодой царь Пётр Алексеевич. Пётр I мечтал о процветании своей страны, и о том, чтобы Россия заняла достойное место среди ведущих держав мира. Он понимал, что без выхода к морю этого добиться невозможно.

В 1700 году Пётр I начал долгую войну (она называлась Северная ), чтобы вернуть водную дорогу, которую почти за 100 лет до этого отняли шведские короли у русских князей. Победив шведов, русские вновь на долгие века получили выход к Балтийскому морю по реке Неве и Финскому заливу. Здесь же на берегах Невы и многочисленных низменных островах Пётр I решил построить город.

Слайд 8.

Строительство города было начато 16 мая 1703 года. Имя новому городу решено было дать Санкт-Петербург (от немецкого «Петер» - Пётр, «бург» - город, «санкт» - святой) – «город святого Петра» - покровителя Петра I . Слайд 9.

3. Работа в рабочей тетради (№ 1, с. 70)

С помощью учебника заполните пропуски в тексте.

Проверьте свою работу, используя образец и внесите результат работы в таблицу.

Слайд 10.

4. Работа по карте.

Найдите на карте России город Санкт-Петербург?

На какой реке он расположен?

5. Работа с фотографиями

Особой гордостью Санкт-Петербурга являются многочисленные красивые набережные и мосты. По количеству мостов город занимает первое место в мире. К концу XX века их стало 342. Мосты большие и маленькие, каменные и стальные, подвесные, в том числе 21 разводной.

Слайд 11.

Самый протяжённый – мост Александра Невского через Неву

(909 м), самый широкий –Синий мост через Мойку (около 100 м).

Слайд 12 – 13.

6.Работа с планом города.

Что нужно иметь человеку в незнакомом городе, чтобы не потеряться?

Рассмотрите план Санкт-Петербурга, приведённый на с. 109, назовите объекты на плане.

Петр I решил строить город по-особенному, не так, как все другие города в мире. Обычно любой город рождался постепенно и беспорядочно. Петербург же сразу застраивался по единому плану царя. А он любил всё прямое, чёткое и точное. Царь прочертил на карте три прямые линии, словно лучи, сходящиеся к Неве. Это были главные улицы.

Одна из них стала потом Невским проспектом.

Найдите на плане Невский проспект.

Слайд 14.

7. Работа с электронным приложением.

Вы видите, как изменился город со времён Петра I, в нём значительно возросло количество улиц, площадей, но сохранился их строгий порядок.

8. Работа в рабочей тетради

Проследите по плану Санкт-Петербурга, помещенному в учебнике, как от Московского вокзала добраться до зимнего дворца.

Напишите, какие достопримечательности встретятся в пути.

Обменяйтесь тетрадями со своими товарищами и проверьте их работу.

9. Работа с гербом города

Рассмотрите герб города. Что на нем изображено?

Как вы думаете, почему у Санкт-Петербурга такой герб?

Слайд 20.

Скипетр с античных времен является знаком правителей, а в данном случае скипетр, увенчанный государственным орлом, символизировал монархическую царскую власть, а также, что Санкт-Петербург – столица Российской империи. Два серебряных якоря, из которых один – двухлопастный, с перекладиной у кольца – морской, другой – четырёхлопастный, с кольцом – «речная кошка», означали, что город – морской и речной порт. Якоря выражают идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красное поле щита напоминает о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны.

10. Работа в рабочей тетради (№ 2 с. 70)

Найдите и отметьте герб Санкт-Петербурга

Слайд 1

Город на Неве

Слайд 2

Первой постройкой Санкт-Петербурга стала крепость. В центре крепости был возведен собор. Это самое высокое здание Петербурга. Высота его колокольни 122 метра (служила наблюдательным пунктом). Его назвали в честь святых Петра и Павла. Крепость тоже стали называть Петропавловской. Петропавловская крепость – самая старинная постройка Петербурга. Толщина стен крепости 20 метров.
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

Слайд 3

На Березовом острове (сейчас он называется Петроградским) был построен первый дом для Петра I, если верить легенде за 3 дня. В доме было всего две комнаты. В одной из них царь работал, а в другой ел и спал.
ДОМ ПЕТРА I

Слайд 4

Зимний дворец – величественное здание на берегу Невы. В этом дворце жили русские цари зимой, отсюда и название. В нём 1050 залов и комнат, украшенных золотой резьбой, 1886 дверей, 2000 окон, 120 лестниц.
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

Слайд 5

Главная площадь города – Дворцовая. В центре Дворцовой площади можно увидеть величественное сооружение – Александровскую колонну, которую венчает ангел с крестом. Колонна получила свое название в честь императора Александра I . Александровская колонна посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года, а изображение ангела представляет собой символ народного подвига в этой войне. Это самая высокая в мире колонна из гранита.
ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ

Слайд 6

Одним из символов Санкт-Петербурга является памятник основателю города – Петру I, который изображён скачущим на коне. Памятник установлен на огромной гранитной скале, на Сенатской площади. Он возвышается над Невой и виден со всех сторон.
МЕДНЫЙ ВСАДНИК

Слайд 7

Главная река города – Нева. При впадении в Финский залив она разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Санкт-Петербург стоит на островах – их 42. Вокруг них каналы, реки, протоки. Все они соединены мостами. В городе 342 моста. Мосты большие и маленькие, каменные и стальные, подвесные, но особенно знамениты разводные мосты.
РЕКА НЕВА

1. С помощью учебника заполни пропуски в тексте.

Санкт-Петербург - один из самых красивых городов мира. Он стоит на реке Неве . Его основал царь Петр Первый более чем 300 лет назад.

2. Найди и отметь герб Санкт-Петербурга.

Если тебе интересно, узнай в дополнительной литературе, Интернете, гербы каких других городов показаны на рисунке. Подпиши.

3. Проследи по плану Санкт-Петербурга, помещённому в учебнике, как от Московского вокзала добраться до Зимнего дворца. Напиши, какие достопримечательности встретятся по пути.

От Московского вокзала надо идти по Невскому проспекту на северо-запад, а затем, дойдя до Арсенала, надо повернуть на северо-восток и дойти до Дворцовой площади. По пути можно увидеть Аничков мост, Казанский собор.

4. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты достопримечательности Санкт-Петербурга. Вырежи фотографии из Приложения (с. 91, 93) и помести их в соответствующие рамки. Проверь себя по учебнику.

После проверки наклей фотографии.

5. Выбери на плане Санкт-Петербурга одну из достопримечательностей и постарайся узнать о ней подробнее. Найди информацию в дополнительной литературе, Интернете. Подготовь сообщение.

Здесь ты можешь записать план своего сообщения или интересные сведения о выбранной достопримечательности.

Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.

6. А это достопримечательности окрестностей Санкт-Петербурга. О них не рассказано в учебнике. Знаешь ли ты их? Подпиши. Если потребуется, посмотри в дополнительной литературе, Интернете.