Гастроэнтерология

Почему детей крестят в младенчестве. Почему важно крестить детей именно в младенчестве? Как проходит обряд крещения

Почему детей крестят в младенчестве. Почему важно крестить детей именно в младенчестве? Как проходит обряд крещения

Вопрос «Зачем крестить ребенка?» часто произносят в том контексте, что маленький человек находиться не в состоянии осмысленно подойти к Таинству Крещения. Ребенок не понимает еще многого своим разумом, не может осознанно исповедовать свою веру. Для некоторых людей это является основанием для того, чтобы отложить Крещение на более позднее время. Они сомневаются в том, нужно ли крестить ребенка. Но ребенка крестят по вере его родителей и крестных родителей. Правила крещения ребенка предполагают обязательное наличие у него восприемников, которые возьмут на себя ответственность по воспитанию ребенка в согласии с учением Православной Церкви.
Одной из причин, зачем нужно крестить ребенка и почему не следует откладывать Крещение, также является тот факт, что никто не знает время окончания своей земной жизни. Это относится не только к совершеннолетним лицам, но и к новорожденным деткам. Есть много случаев, когда ребенка во время страданий тяжелым заболеванием крестили, после чего ему сразу же становилось намного легче, он шел на поправку.
Таинство Крещения открывает человеку врата в Небесные обители. Его называют духовным рождением. Во время этого Таинства омываются все грехи человека. Маленькие детки еще не совершили осознанных грехов, но они уже осквернены первородным грехом. Во время их Крещения омывается именно этот грех. Вот и ответ на вопрос: «Зачем крестить ребенка?»
После Крещения нужно прилагать все усилия к тому, чтобы не запятнались белоснежные крестильные одежды души маленького христианина, чтобы он стал верным чадом Православной Церкви.
Зачем крестить ребенка? Что говорит Священное Писание о крещении детей? В Священном Писании нет точного повествования о том, зачем надо крестить ребенка. Но есть косвенные свидетельства того, что с первых веков существования христианства крестили младенцев. Спаситель просил, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему. Он с любовью благословлял детей и говорил, что «таковых есть Царствие Небесное». Ветхозаветное обрезание (знак посвящения младенца Богу) является образом Крещения. Оно совершалось на восьмой день после рождения. Зачем надо крестить ребенка? Какие отличия и преимущества есть у крещеного младенца? После Крещения за ребенка можно подавать записки в храме, ему можно участвовать в Таинстве Причащения. Вот, для чего нужно крестить ребенка как можно раньше. К Таинству Исповеди по традиции дети подходят с семилетнего возраста. Принято считать, что именно с этого возраста человек может осознать свои проступки и покаяться в них. Если ребенок тяжело болеет, так что его сложно доставить в церковь для участия в Евхаристии, то можно пригласить священника в дом для Причащения болящего ребенка. Часто после молитвы и Причастия дитя выздоравливает. Стремление крестить своего малыша как можно раньше является совершенно естественным для православных верующих родителей. Ответ на вопрос «Для чего крестить ребенка?» для них очевиден, так как они хотят свое чадо поскорее приобщить к источнику Божественной благодати и истины. Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед

Каждый батюшка знает, как сложно священнику выйти из храма после воскресной литургии. Множество лиц, встреч, вопросов, а с ними – слёз, улыбок, объятий и благословений. Приходится идти «сквозь строй», но это – обычный и очень важный труд пастыря.

Однажды, пройдя «сквозь строй», вырвавшись на улицу, я пережил настоящее потрясение от встречи с одним маленьким человеком. Из-за яблони мне навстречу выбежал пятилетний Алёша, сын нашего водителя, добрый и нежный мальчик. Он увидел меня и побежал, крича во всё горло: «Отец!». Дети не стесняются восклицать и восхищаться. У них еще слишком много сил жить и нерастраченная способность удивляться, особенно если они живут в любви и безопасности.

Конечно же, я – отец. Меня так все зовут – «отец Савва». Но когда я услышал это имя от малыша, бросившегося обниматься, у меня оборвалось сердце. Ведь я просто монах, и у меня не может быть детей, и только иноки знают, что это – самая большая жертва, которую мы приносим. Но на какой-то миг я, кажется, пережил то сложное чувство ужаса и благоговения, которое испытывают настоящие родители, ведь появление ребенка – это величайшее чудо, и быть родителем того, кого еще никогда на свете не было, и быть к этому причастным – как не возликовать перед лицом Божиим, не возблагодарить Его за этот дар!

Это чувство благоговения перед новой жизнью доступно каждому человеку: и верующему, и неверующему. Но человек – существо религиозное, а это значит, что в любом из нас лежит неустранимая потребность каждый по-настоящему глубокий человеческий опыт религиозно или ритуально оформить. Поэтому в любой культуре вы обязательно найдёте обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием, инициацией, погребением. Там, где человеческий опыт «выплёскивается» за границы этого мира, человек погружается в стихию символа и обряда.

Мой дедушка родился в 1924 году в глухой сибирской деревне. Там даже до революции не было церкви, а в советское время тем более ребёнка невозможно было покрестить. Вместо этого моего дедушку «октябрили»: новорожденного носили по деревне с красными флагами под пение пролетарских гимнов. Родился ребёнок – это надо было как-то пережить, принять, избыть, отметить, означить.

Люди не могут без религии, без культовой оформленности своего подлинно человеческого опыта. Конечно, это не тезис в защиту крещения маленьких детей. Но заставляет задуматься. Да, большая часть тех, кто приносит нам крестить малышей, – люди нецерковные. Они крестят по привычке, по обычаю, потому что «так надо». Мы – люди церковные – знаем, зачем крестим. Вернее – думаем, что знаем. Мы прочли в «Законе Божием», в «Катехизисе» или «Догматическом богословии», в самом лучшем случае, – в Писании. Это очень хорошо. Читаем, изучаем, штудируем. Без такого богословского усилия нам, христианам, никак нельзя. Это род духовного упражнения.

Но я на своем священническом веку довольно часто встречал людей, которые «кожей чувствовали», что им нужно, очень нужно покреститься. Как я могу отказать этим людям? То, что они чувствовали и переживали, было больше того, что они знали и постигали рационально.

Есть чудесный итальянский фильм «Маленький мир Дона Камилло». Главный герой – простой итальянский батюшка. Он всеми силами старается бороться с местным мэром-коммунистом, но когда тот приходит крестить своего малыша, Дон Камилло не отказывает ему. Жизнь сложнее, чем написано в книгах, и очень часто люди неверующие, даже настроенные антицерковно, всё же где-то в глубине догадываются, что они – дети Божии, и о своем настоящем Отце они могут вспомнить, только встретив утешающий и ободряющей взгляд священника.

Итак, почему же мы крестим детей? На самом начальном уровне нашего естественно-религиозного мироощущения нам необходима ритуально-символическая оформленность чуда рождения ребенка. На этом примитивном уровне человеку не важно, какой религии или идеологии он принадлежит. Однако я призываю даже к этому примитивному подходу отнестись с уважением и пониманием.

Позволю себе напомнить, что христианину всегда следует исходить из презумпции доброты и усилия понимания. Даже в таком взгляде на религию нам следует учиться усматривать зерна добра, семена веры, которые могут неожиданно прорасти в большое цветущее дерево христианской веры.

Следующий уровень – страх. Во-первых, за здоровье ребенка, во-вторых, и это уже почти церковный опыт – за его спасение. Мой дедушка-атеист категорически запрещал крестить мою маму, которая девочкой несколько раз переболела воспалением лёгких. Прабабушка, бессильно глядя на всё это безобразие, похитила мою маленькую и больную маму, тайно отнесла ее в церковь и окрестила, «как положено». Мама исцелилась в этот же день. Совпадение? А разве в совпадениях отсутствует смысл?

Прабабушка была простой женщиной. Она думала, что девочка болеет из-за того, что не крещена. Вообще, нам бывает очень сложно понять, что же на самом деле думают простые люди, какие у них мотивы, но уж, что точно мы можем себе позволить, так это обуздание собственного богословского снобизма. Снова аскетическое усилие – попытаться и здесь усмотреть зерна добра, постараться понять, при этом ясно себе представляя, что на самом деле есть церковная норма.

Другой вид страха – а вдруг дитя помрёт некрещеным, и – и все! – поминать нельзя, значит – ад! Но разве мы добрее Бога? Если во мне живёт жалость даже к зверюшкам, доброта и любовь ко всему живому – это всё заёмные вещи. Я добр и жалостлив только добротой, жалостью и любовью Божией, и если доброта во мне волнуется и возмущается – это Сам Бог возвышает Свой голос в моей доброте, и неужели Творец детей отправляет некрещеных в ад? Глупости всё это. Но в этой мотивации крещения мы уже слышим отголосок церковного опыта и евангельского учения.

Крещение детей появляется тогда, когда жизнь христианской общины входит в спокойное русло. Перед нами уже третье или четвертое поколение христиан, живущих единой семьей – евхаристической общиной, и для такой общины совершенно естественно приобщать к мистической жизни в Теле Христовом своих детей.

Противники крещения детей требуют подождать времени, когда дети начнут что-то понимать. Но ведь понимание – это чудо, мы не знаем, как мы понимаем, что в нас происходит, ясно только, что понять за другого – нельзя. Тайна понимания это еще и тайна личной встречи со Христом, и ребёнок с Ним непременно встретится, но не тогда, когда мы это запланируем. Почему необходимо подождать, чтобы дети хоть что-то понимали? Разве не родителям решать, что лучше для ребенка?

Святитель Григорий Богослов считает, что крестить лучше в три года, но ведь это самый вредный детский возраст, и детей у святителя своих не было, поэтому может и не мог наблюдать эти «маленькие чудовища». Святитель пишет, что в этом возрасте они что-то уже понимают. А понимают ли? И какая-то ложь есть во всем этом: если я, христианин, точно знаю и верю, что истина во Христе, чего мне ждать, пока ребенок что-то там начнет соображать, искать. Это вещи естественные – сомневаться и идти своим путем веры, но почему мне не следует сразу ставить его на этот путь?

Ребенок должен сам выбрать? Но кто научит его выбирать, если не родители? Следует уважать свободу ребёнка? А кто научит его быть свободным? Если родители – христиане, они, конечно же, будут учить его делать выбор по-христиански, руководствуясь Евангелием, и это, на самом деле, – насилие над ребёнком. Такое же насилие, как навязывать ему наш родной язык, такое же принуждение, как давать ему образование, прививать правила поведения, нормы приличия, уважения к старшим, ответственность за родителей и Родину.

Откуда вообще появилась эта проблема – крестить или не крестить детей? Говорят, у нее протестантские корни. Может быть. Могу только предположить, что протестантские корни у самого процесса эмансипации детей от родителей, который мы сейчас наблюдаем. Незаметно произошел некий культурный переворот: мы начали мыслить детей отдельно от родителей. Этого взгляда не знала традиционная культура.

Посмотрите на икону Божией Матери. Нас, православных, часто укоряют, что иконы Христа в наших домах найти нельзя – вокруг только образы Богоматери. Но для наших предков икона Божией Матери – это и есть икона Христа. Древние христиане – абсолютно нормальные люди – не могли мыслить ребенка в отрыве от его родителей. Если мы изображаем Младенца Христа, мы не можем обойтись без фигуры Его Матери.

Ребенка невозможно мыслить без его родителя, ребенок без мамы и отца – абстракция. Как только мы помыслили ребенка, на мысленном горизонте должен проявиться отец или мать, иначе перед нами не ребенок. Дети непременно должны отбрасывать «родительскую тень». Как учит нас Голливуд, только вампиры не отбрасывают тени, и если вы мыслите ребёнка без «родительской тени», – у вас проблемы со зрением.

Писатели так любят героев-сирот именно потому, что с ними легче работать: они не тянут за собой шлейф родителей. Оливер Твист очень удобный персонаж, и чтобы как следует ребенка раскрыть и рассмотреть, следует убрать родителей. Но в таком случае и ребенок исчезает, остается симпатичный и очень несчастный человечек, вызывающий у всех нормальных людей сочувствие именно своей органической неполнотой. Мне даже кажется, что такое распространение, простите, педофилии как-то связано с этой культурной трансформацией естественно-родового сознания – за ребёнком не видят его родителей, он один.

«Нехорошо человеку быть одному» – это очень глубокая истина, относительно же детей она требует большего усиления: ребенок вообще не может быть один, он долго рождается, долго появляется на свет, минимум двенадцать лет он «выходит из утробы». Связь между мамочкой и ребенком более органическая, чем между мужем и женой, и мужчины не напрасно чувствуют себя оставленными и брошенными после рождения малыша. Дитя не просто продолжение родителей и носитель родовых свойств. До определенного возраста он их органическая часть. Было бы глупо говорить о моей левой части, совершенно игнорируя правую. А потому – крестить или не крестить – это решать родителям.

Если я родил ребенка, содержу его и воспитываю, я хочу очень простых и корыстных вещей: ребенок должен вырасти человеком, как я это понимаю, и это важно для меня, потому что с каждым годом я – старше и слабее, а он – сильнее, ему досматривать мою старость, ему закрывать мои глаза, а мне не всё равно, кому доверить свою ослабевшую жизнь.

Это очень понятные мысли, и я намеренно не хочу пускаться в обстоятельный богословский разговор – очень много на эту тему написано. Но для христианина крещение ребёнка – это жест благодарности Богу за доверие принять и воспитать этого нового человека. И пусть перед священником стоит совершенно нецерковный человек, неверующий родитель, мы всё равно не должны отказывать этим Божиим детям пусть так неуклюже, неумело, но отблагодарить Детоподателя.

Многие люди считают, что крещение помогает малышу защититься от сглаза, порчи, привлечь удачу в свою жизнь, укрепить здоровье и даже сделать удачную карьеру в будущем. Но на самом деле в христианстве крещение имеет более глубокий смысл, нежели простое получение материальных благ или надежда на их получение в будущем.

Некоторые родители все равно следуют традициям, не особо задумываясь, а другие предпочитают подождать до совершеннолетия ребенка, когда он сам сможет сделать свой выбор.

Из этой статьи вы узнаете:

Зачем крестить ребенка?

Мнений на этот счет существует множество, но всегда лучше прислушиваться к тому, что говорит по этому вопросу православная церковь (если подразумевается православное крещение). На страницах многих православных сайтов и блогов священников указывается, что можно крестить ребенка уже сразу после рождения, даже в первый день. Особенно, если кроха болезненный, беспокойный и есть угроза его здоровью, жизни. Однако если ребенок здоров, то, все-таки, священники советуют подождать до 40 дня.

Почему именно 40 дней? Дело в том, что этот период дает матери восстановиться после родов, очиститься от кровотечений, убедиться, что нет сомнений в принятии решения и т.д. Мама уже может смело приходить в церковь — она выдержит всю службу, сможет добраться до храма и домой, поэтому священнослужители рекомендуют немного повременить.

Крещение не зря называют одним из священных таинств, так как в процессе троекратного окунания малыша в воду на него, как считается, нисходит Святой Дух — малыш избавляется от первородного греха.

Православные священники ссылаются, в частности, на указание в Евангелии, которое гласит: «Кто уверует и крестится, будет спасён. А кто не будет веровать и креститься, осужден будет ».

Священники обращают внимание, что крещение - это не талисман и не залог успешной карьеры в будущем, богатства, крепкого здоровья, счастья в личной жизни и прочих материальных благ. Необходимо осмотреть гораздо глубже. Крещение - это залог спасения человека от вечного осуждения.

Да, это не является осознанным выбором маленького человека, но предполагается, что родители сами делают такой выбор. А значит, они должны своей мудростью, верой, жизненным опытом компенсировать отсутствие опыта и свободного волеизъявления у малыша в силу его возраста.

То есть все последующее после крещения время они должны объяснять ему суть обряда, его важность, чтобы ребенок в процессе взросления пришел к твердому заключению, что крещение — это правильный шаг и правильное решение, принятое в свое время его родителями.

И все-таки, почему нельзя подождать с крещением малыша?

В наши дни принято считать, что только человек сам должен принимать важные в своей жизни решения. И некоторые родители считают крещение малыша в столь раннем возрасте чуть ли не каким-то тоталитарным шагом, насилием над личностью.

Но позиция церкви такова. Если родители уже с первых дней жизни своего малыша решают, что он должен носить, чем питаться, где ему жить, в какой детский сад ходить, в какой школе учится, с кем дружить, как проводить свободное время, то и в вопросе крещения тоже нет ничего зазорного положиться на волю родителей.

Первое время родители берут на себя ответственность за укрепление веры малыша, а уже потом, когда он подрастет, конечно, он сам будет решать, стоит ли ему придерживаться этой веры или вообще, перейти в разряд атеистов или же сменить вероисповедание. Это серьезные шаги, и человек принимает их сам. То есть никто и ничто не отнимает у человека право принимать решение о своей дальнейшей жизни.

Кроме того, после крещения человек независимо от возраста считается полноценным членом Церкви, что означает возможность приобщения к другим церковным таинствам, которых существует немало. Например, за крещенного человека можно подавать записки о здравии, заказывать молебен, он может исповедоваться и так далее.

Кстати, знаете ли вы, что на исповедь допускаются дети уже с 7 лет? Считается, что в этом возрасте малыш начинает понимать ответственность за свои поступки, умеет анализировать последствия, запоминать ошибки, стараться избегать их впоследствии.

И еще. Как ни странно, через детское крещение исходит благодать на самих родителей, что, как считается в церкви, ведет и к их спасению. Ведь оно налагает большую ответственность на родителей, на крестных родителей и заставляет людей соответствовать этому уровню, служить живым примером добродетели, а через это многие из них приходят к переосмыслению и своей собственной жизни.

Меня крестили в младенчестве, я приняла это как должное - всех так крестили. Своего ребенка я тоже крестила в младенчестве, но в 16 лет при разговоре о вере и Крещении мой ребёнок сказал, что его крестили невольно, а он хотел бы сам дойти до этого, чтобы принять крещение. (И, как я понимаю, принять эту радость крещения). Конечно, я возражала как могла, мол, это вера наших предков и тебе дается ангел, который тебя с младенчества хранит. Но потом мне самой стало интересно все это, и я начала читать и искать ответ. Люди верующие отвечали однозначно - крестить после 40 дня. Но если я правильно понимаю Крещение - это еще и снятие грехов? А какие грехи у младенца? И вот только в проповеди одного священника я нашла ответ - человек может креститься только тогда, когда принимает и понимает Символ веры. Так ли это? Если нет, то как действительно надо креститься, если это в младенчестве, то может от этого у нас столько неверующих верующих?

Светлана

Уважаемая Светлана, во-первых, радуюсь о Вашем ребенке, пришедшем к осознанному желанию ответственно подойти к Таинствам Церковным. Однако, должен напомнить Вам о том, что мы веруем «во едино Крещение во оставление грехов ». Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз в жизни (равно как человек только один раз рождается на свет). Повторное совершение Таинства было бы кощунством по отношению к вере Церкви. Так что заново креститься в сознательном возрасте Ваш ребенок уже не может. В Крещении человеку действительно даётся ангел-хранитель и святой покровитель, имя которого он носит.

Что касается Вашего вопроса, нужно ли крестить младенцев, тут надо сказать следующее: да, конечно, младенец личных грехов не имеет, однако, как Вам, должно быть, известно, после грехопадения первых людей в их жизнь и в жизнь их потомков вошли болезнь, смерть, поврежденность. Грехом первородным все мы поражены и ослаблены и без воплощения Сына Божия возвращение к благобытию в Боге для человека невозможно, Он приносит нам спасение, только став причастниками которого мы и можем надеяться наследовать жизнь вечную. Мы уже не расплачиваемся за этот грех Адама и Евы — за него расплатился на Кресте Господь наш Иисус Христос. Но плоды этого искупления мы разделяем именно в Таинстве Крещения. В Крещении человек очищается от всех прежде совершенных личных грехов (если это человек сознательного возраста) и от первородного греха. В Православии нет догматизированного учения, да и никто здесь на земле не даст Вам окончательного ответа об участи младенцев, умерших некрещеными. Мы знаем о душах таковых, что они на Волю Божию оставляются. Но помним мы и слова, сказанные Господом: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).

Мы не лишаем младенцев Таинства Крещения, так как веруем в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать. И эта ответственность перед Богом чрезвычайно велика: на крестных лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой. Вовсе ведь не потому так много у нас сейчас «неверующих верующих», что мы допускаем младенцев к Таинствам Церковным, а скорее потому, что взрослые, крестив ребёнка «на всякий случай» не заботятся о том, чтобы этот свой долг выполнять.

Вы правы в том отношении, что взрослый человек, безусловно, не может подойти к Таинству Крещения, не веря в Бога, не желая стать христианином, не понимая Символа веры. То есть, может-то он может, но только какой в этом смысл? Бога-то не обманешь. В духовном смысле этот человек покушается на свою духовную жизнь: он, как самоубийца, которого врачи спасли после попытки вскрыть себе вены, а он ищет окошко, чтобы из него выпрыгнуть. Примерно то же самое получается, если человек крестится с твердым намерением не быть христианином и лучше предостеречь его от этого, также как и предостеречь человека, собирающегося стать крестным, но не имеющим намерения воспитать ребенка христианином. Такие люди возьмут на себя обязательства, которых не думают исполнять, но за которые отвечать придется.

Не можем мы лишить наших детей и соединения с Господом в Таинстве Причастия, к которому они допускаются после Крещения. Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь со Христом. Укрепляться же в вере ребенку будет проще, если он будет действительно жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

Какого-то церковного установления Крещения на сороковой день нет, это скорее практика нового времени, ХХ века, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях. Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в этот день, в соответствии с законодательством Моисея. Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня. Особенно, когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.

Всё сказанное выше не означает, однако, что человек, крещенный в младенчестве, воспитывавшийся вне ограды Церковный и по достижении сознательного возраста стремящийся стать воцерковленным Православным Христианином не может ощутить радость вхождения в Церковь. Этим вхождением должно для него стать первое участие в таинствах Исповеди и Причастия. Ведь взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, — на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство. А затем будет также и радость от посещения богослужений и от первой Пасхальной ночи.