Дерматология

Таблицы н а зайцева. Кубики Зайцева — методика обучения чтению. Не хватает кубика! Что делать

Таблицы н а зайцева. Кубики Зайцева — методика обучения чтению. Не хватает кубика! Что делать

«Не учиться, а играть!» Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки.

Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира — русскому — нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди — офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы — по выражению самого Зайцева — «научиться передавать ее другим».

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким — детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей — обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение — кубики — назвали «звенящим чудом». Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

  1. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
    Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.
    «Азбука вредна», — утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А — аист, Б — бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц». И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.
  2. По слогам читать сложно.
    В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, — не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово «всплеск» вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.
  3. Человек сначала учится писать, а потом читать.
    Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябание ручкой в тетради», а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам — склады

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения — основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

«Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть». Наши предки чувствовали это и ставили «ять» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: «о-а-зис», держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед «о» и перед «а», или по терминологии Зайцева — «мускульное усилие речевого аппарата». Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы — абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

Большие — это кубики с твердыми складами. Маленькие — кубики с мягкими складами. Впрочем, с определением «мягкий-твердый» Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

Двойные — это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются — «дружат» — не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как «жы», «шы», «чя», «щя», просто исключены.

Железные — кубики со звонкими складами. Деревянные кубики — с приглушенным складами. Золотые — кубики с гласными. Железно-деревянные — используют для складов, имеющих твердые знаки. Деревянно-золотые — для складов с мягкими знаками. Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные — голубым; согласные — синим; твердый и мягкий знак — зеленым.

Многих педагогов и родителей смущает такая расцветка, ведь в школе принята совсем другая: согласные синего или зеленого цвета, гласные — красного. А значит, малыша придется переучивать. Однако автор метода утверждает, что уход от красно-сине-зеленых сочетаний позволяет избежать цветовой «разодранности» слов, и поэтому дети сразу начинают читать бегло, без запинок.

Готовимся к занятиям шаг за шагом. Клеим кубики

Кубики Зайцева бывают трех видов: стандартные несобранные, собранные и пластмассовые. Кубики из стандартного (несобранного) набора включают в себя заготовки кубиков, которые необходимо склеить самостоятельно. Можно заняться этим увлекательным делом глухой ночью, пока любимое чадо спит. Но представьте, какое первое действие совершит маленький ребенок, получивший кубик с какими-то гремелками или шумелками внутри? Правильно! Он его разорвет. А если клеить кубики вместе, такого соблазна не возникнет, ведь и так ясно, что внутри.

Заранее подумайте об укреплении кубиков. Для этого можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, вырезанный из плотного картона.

Клеить кубики можно клеем «Момент». Если его нет, то можно воспользоваться клеем ПВА. В процессе сушки клея стяните кубик банковскими резинками, чтоб не разъехался.

Обязательно защитите кубики — обклейте со всех сторон скотчем. Можно перед началом склеивания заламинировать развертку или обернуть термопленкой, а после сборки еще и проклеить скотчем углы граней.

После оклеивания скотчем или термопленкой кубики могут бликовать при ярком свете, тогда надо обязательно каждый раз следить за тем, чтобы ребенку было хорошо видно, посмотрев на кубик с его точки зрения — буквально сев на его место.

Развешиваем таблицы

Таблицы, входящие в комплект кубиков Зайцева, желательно сначала обрезать по линии, изображенной по краям. Затем, совместив края частей таблицы, склеить их клеем или скотчем. Если вы повесите части таблицы, не склеивая, то в процессе занятий они могут начать «разъезжаться».

Таблицы тоже желательно обернуть термопленкой. Благодаря этому они не порвутся и не испачкаются в процессе использования.

В книге Зайцева и в методическом пособии, прилагаемом к комплекту кубиков, написано, что таблицы желательно вешать высоко, нижний край на уровне головы взрослого человека или выше. Однако эти рекомендации основаны на том, что кубики Зайцева в основном используются в группе (сам автор методики работал только с группами детей). Если повесить таблицы низко, дети будут загораживать друг другу написанное. Но если вы занимаетесь по кубикам Зайцева дома, то у вас один слушатель — ваш ребенок. Кроме того, в группах начинают занятия в 3-4 года, а дома мама может заниматься и с двухлетним или даже годовалым малышом. Такой кроха просто не сможет разглядеть что-либо на высоко повешенной таблице. Поэтому дома развесьте таблицы так, чтобы малыш мог достать поднятой вверх ручкой до верхнего края таблицы. Когда он подрастет, поднимите таблицу — ребенок должен тянуться к ней, а не наклоняться.

И еще одно важное примечание. Для очень маленького ребенка таблица слишком велика. Чтобы увидеть несколько складов, нарисованных в разных концах таблицы, ему нужно или далеко отойти (тогда он не сможет их показать), или бегать туда-сюда вдоль таблицы. Лучше всего, если у вас есть такая возможность, повесить таблицу в угол комнаты, согнув ее пополам. Тогда малыш сможет, стоя на одном месте, легко дотянуться рукой до любого края таблицы.

Размещать таблицы желательно в том месте, где малыш бывает наиболее часто, то есть в его комнате. Но если там места совсем нет, то можете разместить их в другой комнате, в коридоре или даже на кухне.

Настенные таблицы не менее важны, чем кубики, не пренебрегайте ими. Сам автор методики — Николай Зайцев — очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

Учим попевки

Выучить их необходимо, потому что вы вместе со своим ребенком будете не произносить нарисованные на кубиках склады, а петь их. По мнению Николая Александровича, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых детей в нежном возрасте иначе и не научишь читать.

Оживляем кубики

Играем в кубики

Теперь в игру вступает ребенок. Все кубики со складами предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. Не бойтесь, что малыш запутается. Точная систематизация позволяет быстро уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью». Для начала пусть выберет кубик, который приглянулся больше других. Возьмите его и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады. Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

Встаете у таблицы, в руки берете указку и начинаете распевать. Обратите внимание, нужно хорошо артикулировать склады, показывать ребенку, что звуки разные: большие и маленькие, звонкие и шуршащие.

Для наглядности можно двигаться: вставать на цыпочки или приседать, разводить руками и т. д.

Очень важно вдохнуть в кубики жизнь. Придумывайте кубикам имена: вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а вот маленький кубик-детка БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — это бабушки и дедушки.

Начинаем писать

Не бойтесь, если ребенок еще не в состоянии держать в руках ручку. Писать нужно не ручкой на бумаге. Малыш будет водить указкой или пальчиком по таблице, напевая: «Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко». Ему ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать. И, конечно, писать нужно с помощью кубиков, составляя из них слова.

Начните писать с того, что ребенку дороже всего, — с имени. Кстати, можно написать КО-ЛЯ, но лучше — НИ-КО-ЛА-Й А-ЛЕ-К-СЕ-Е-ВИ-Ч (ребенок будет рад почувствовать себя большим). Потом составляйте названия игрушек, имена близких людей. Собрав в одном конце комнаты слово МАМА, на столе — БАБУШКА ЛИЗА, а у окна — ДЯДЯ ПЕТЯ, начинайте подвижную игру в слова: «Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, — ДЯДЯ ПЕТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!» Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку. Обратите внимание, мы не учим ребенка читать или писать с помощью кубиков, мы просто играем.

Не хватает кубика! Что делать?

Действительно, для написания тех или иных слов не хватает кубиков, которые есть в наборе. Например, вам захочется написать слово БАНАН, а у нас в комплекте только один кубик со складами НА и Н (кубик НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н) и одновременно повернуть его двумя гранями невозможно. Часто не хватает кубиков со складами на С, М, П, кубиков с гласными. Что делать? Если вы купили кубики, не спешите сразу склеивать их. Сначала отксерокопируйте на цветном ксероксе развертки наиболее употребляемых кубиков. Основу для них вырежьте из картона. Если же вам не хочется ничего дополнительно изготавливать, то те слова, которые вы не можете написать кубиками, пишите на листе бумаге фломастерами, выделяя склады разными цветами, или пишите по таблице указкой.Тем не менее, вот уже двадцать лет глобалисты, засевшие в РАО и Минобре, до сих пор сопротивляются этой методике, хотя она внедрена почти во всех странах. Теперь российские дети, которых начинают обучать в школах, отстают в обучении чтению почти на 4 года от конкурентов. :(
Но это не методика раннего развития - это точнее будет говорить - методика СРЕДНЕГО развития! и эту тему, по-хорошему, надо бы разместить в другой конфе.
Надо постепенно нам разобраться и не валить всё "до кучи": раннее развитие - это то, что до 3-х лет. :) Сам Зайцев всегда подчеркивает, что это методика - с 3-х лет.
Иначе мы отбросим родителей на двадцать лет назад в этой телеконференции:)
Есть попытки применять эту методику с 2-х лет - пропагандирует эту практику Лена Данилова. Но это - частная инициатива, успехом не увенчавшаяся, требует значительных затрата сил и времени. Н.А. Зайцев, Г. Доман и Е. Данилова и другие "зайчисты" отрицают начало обучения с букв.
Но с 1988 года получены результаты по методике "Читать - раньше, чем ходить" по системе П.В. Тюленева - который вернулся к буквам, потому что для годовалого ребенка они проще, чем слоги или склады.
Но уж если мы размещаем это обсуждение в Раннем развитии", то, мне кажется, родителей нужно сразу предупреждать об этом, - чтобы не вводить в ненужные траты.
Так что у кого дети старше 3-х лет - милости просим к Зайцеву, а у кого дети младше - надо начинать пробовать по книге "Читать - раньше, чем ходить", которая имеется здесь на сайте 7yaru. :)
Мне кажется, это тоже игровая методика, так как за партой годовастика не заставишь сидеть:)
Главное моё предложение: где же сосредоточиться тем, кто занимается детьми до 3-х лет? То есть где, всё таки, будет у нас раннее развитие, а где среднее раннее развитие, и где позднее раннее развитие? :)
С одной стороны, с коммерческой точки зрения, всё вроде хорошо: "чем больше методик - тем лучше"! Но, с другой стороны, включение методики Зайцева в раннее развитие отбрасывает нас тут на 20 лет назад. :)
Почему? Потому, что тот, "кто опоздал", как правило, не даёт обсуждать эту проблематику тем, кто начал вовремя, то есть, по понятиям первых, опоздавших "слишком рано"... Уж такова психология:(.
Тогда где же собираться сторонникам настоящего раннего развития, то есть тем, кто начинает обучать с самого зачатия или и с самого рождения и до 3-х лет? :) Ведь противники "обучения с зачатия", - глбалисты типа Царьградской, - тоже скрывают, что священники требуют начинать обучение с момента зачатия! Кроме того, я где-то читал, что развитие до 1 года - это развитие гения; развитие до 2-х лет - это развитие таланта и т.п.
Вспомнил: находил по ссылке "Законы системы МИРР".
Давайте вспомним и нашумевший лозунг японцев: "после 3-х лет - уже поздно!" - вроде так сказал знаменитый президент фирмы SONY Масару Ибука. Вот ведь как.
Так где же оно, раннее развитие? :)

Выбирая раннюю методику развития малыша, родители особое внимание уделяют системам, которые позволяют без проблем обучить деток чтению. По отзывам, на сегодняшний день наиболее востребованной считается программа Зайцева.

Метод Зайцева обучение чтению

Талантливый российский педагог Н.А. Зайцев в своей методике обучения настаивает:

  • На необходимости использовать складовую систему.
  • Не стоит долго объяснять - покажите ребенку.
  • Научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.
  • При работе с 2-летними малышами используются кубики. На гранях пособия нанесены склады и отдельные буквы.
  • Педагог постоянно произносит демонстрируемый материал.
  • Зайцев отметил, что дети отлично запоминают слоги и легко составляют из них слова.
  • Чтобы ускорить процесс восприятия информации, дети должны петь цепочки из слогов.
  • Учиться читать следует систематично. Оптимальной считается пошаговая работа, и регулярные уроки.
  • Пособие состоит из таблиц, кубиков и складовых картинок.

Для достижения максимального эффекта при использовании методики Зайцева, необходимо создать правильную обучающую среду дома. Желательно приобрести таблицы и кубики для игр в семейном кругу. При этом важно держать дидактический материал в рабочем состоянии и следить за порядком в детской.

Технология Зайцева: чтение

Давайте ознакомимся, что представляет собой пособие для пошагового чтения по методике Зайцева:

  • Кубики (52 шт.). Состоят из 7 повторяющихся слогов, которые детки применяют в создании первых простых слов (МА МА, ДЯ ДЯ, ПА ПА и прочие). Изделия имеют разные цвета, вес и жесткость.
  • Маленькие кубики - это мягкие склады - МЯ, ЛЮ и прочие.
  • Большие - твердые МА, ЛА, БА и другие.
  • Железно-золотые - склады, имеющие мягкий знак.
  • Железно-деревянные - с твердым знаком.
  • Железные - звонки склады.
  • Деревянные - приглушенные.
  • Золотые - гласные.
  • Для пошаговых занятий используются таблицы, картинки и игровое поле.
  • Демонстративный материал размещается на расстоянии 160-170 см от пола, чтобы во время урока дошкольник смотрел вверх и старался держать спину ровно.
  • Оптимально подобранный размер букв, позволяет видеть материал с расстояния 10 метров.

Перед началом урока тщательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями автора и подберите игру. Нельзя превышать время занятий - 20 минут.

Процесс обучения

Методика основана на использовании складовых блоков в веселой игре. Основные примеры проведения занятий:

  • На первом уроке просто дайте детям поиграть с кубиками.
  • Расскажите о звучании «золотых», «железных» и «деревянных» изделий. Предложите ребятам разложить кубики по звучанию.
  • Разделите изделия по объему - на один стол отнести все маленькие, а на второй большие. Объясните, что маленькие слоги - мягкие, как малютки. А большие - твердые, поскольку они более крепкие.
  • Петь. На уроках обязательно проводятся попевки, которые по утверждению Зайцева позволяют быстрее научиться читать.
  • Алгоритм занятия. Поются кубики, затем склады из таблицы и происходит построение слов.
  • Демонстрация слогов на картинках, кубиках и таблицах позволяют деткам рассмотреть склады с разных ракурсов, что облегчает их запоминание.
  • Не бойтесь, что кроха запутается. Техника обучения позволяет быстро уловить закономерность языка.
  • Поворачивая кубик, наставник четко произносит склады.
  • Теперь пусть малыш поработает с изделиями.
  • После изучения дошкольником кубиков, предложите ему в таблице показать изделия с определенной пропевкой.
  • Возьмите указку и начните распевать склады на таблице. Педагог обязан артикулировать и показывать, что звуки маленькие или большие, шуршащие или звонкие. Для наглядности можно приседать или становится на носочки.

Чтение по методике Зайцева будет результативным только при неукоснительном соблюдении рекомендаций автора.

Результаты использования методики

По данным преподавателей, которые используют технологию Николая Александровича, была составлена такая статистика:

  • Детки в возрасте трех лет, начинают читать через полгода после начала складового пошагового обучения.
  • В 4 года достаточно 16 занятий.
  • 5 лет - от 5 до 10 уроков.
  • 6 лет - чтение освоено за 4—6 занятий.

Ребята, которые с трехлетнего возраста начинали учиться по данной методике, к первому классу знали программу 5 класса общеобразовательной школы.

Жужжащее чтение по методике Зайцева

Родители и педагоги выделяют такие достоинства:

  • Маленький человечек видит и слышит склады, что способствует улучшению образной памяти.
  • Крохе весело и интересно.
  • Ошибки при написании слов не допускаются. В наборе отсутствуют ЧЯ и ЖЫ.
  • Читать детки учатся с первых уроков.
  • В работе участвует зрение, слух и мелкая моторика.
  • Развитие речевого аппарата.
  • Быстро приходит понимание различий между глухими и звонкими согласными.
  • На занятиях ребенок не нервничает, поскольку даже с расстояния в 2 метра может найти требуемый элемент.
  • Уроки не давят на психику.

Чтение позволяет гармонично развиваться маленькому человечку с ранних лет.

2018-02-09 11:56:25 0 827

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева – методика обучения чтению с самого раннего возраста.

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

  • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
  • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
  • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича , все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры. Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.


С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.


Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.


В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Немало родителей, уделяющих внимание развитию детей, положительно отзываются об оригинальной обучающей методике, известной под названием «Кубики Зайцева». Наверняка многие слышали об уникальной авторской разработке талантливого педагога из Санкт-Петербурга Николая Александровича Зайцева, но не все знают, в чём же секрет эффективности необычных предметов.

Кубики Зайцева научат быстро читать деток возрастом от двух лет. Во время занятий сочетается игра с обучением, малыш не только видит склады, но и слышит их. Золотые, деревянные, железные, большие/маленькие кубики разных цветов и размеров, оригинальные таблицы плюс музыкальное сопровождение превращают обучение чтению из нудного, тяжёлого процесса в интересное, увлекательное занятие.

Кубики Зайцева: что это такое

Набор для развивающих занятий состоит из следующих элементов:

  • кубики – 52 единицы. Среди них 7 повторяющихся со слогами, которые малыши часто используют для простых, первых слов (ПА, ДЯ, МА);
  • изделия разного цвета, большие/маленькие, двойные/одинарные;
  • разновидности: золотые, деревянно-золотые, железно-золотые;
  • белый кубик со знаками препинания;
  • маленькие изделия с изображением мягких складов (ЛЯ), большие – твёрдых (ЛА);
  • гласные, согласные буквы, мягкий, твёрдый знак обозначены разными цветами;
  • в комплекте есть несколько таблиц, образцы складовых картинок, игровое поле;
  • диск с пропевками для определённых игр и занятий;
  • пособие (книжечка) для родителей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений с описанием методики, правилами выполнения упражнений. Каждый урок подробно расписан. Например, на первом занятии детки рассматривают кубики, просто играют с ними, изучают каждую группу элементов по звучанию, цвету, размеру.

Особенности кубиков:

  • железно-золотые – склады с мягким знаком;
  • железно-деревянные – склады с твёрдым знаком;
  • золотые – изображены гласные;
  • железные – звонкие склады;
  • деревянные – приглушённые склады.

Уникальное пособие позволяет деткам правильно читать, говорить, писать уже через несколько занятий. В 4–5 лет дошкольник читает через пять-шесть занятий по полчаса, в 6–7 лет – через три-четыре занятия. Для успешных занятий важно разобраться с методикой, почитать пособие, посмотреть видео инструкцию в интернете. От родителей требуется желание, терпение, понимание принципов обучения. Важно оборудовать учебный уголок: в разложенном виде элементы занимают определённое место.

Суть методики:

  • талантливый педагог Н.А.Зайцев отразил в своём творении идею, что элементарная частица речи – это не буква, а склад;
  • идея проста – нужно показать, вместо того, чтобы долго рассказывать. Дети видят кубики, интересуются, что это такое, играют, затем начинается обучение. Происходит плавный переход от конкретно-образного через наглядность и действие к словесно-логическому;
  • на гранях знаменитых развивающих элементов написаны склады и отдельные буквы (ПА, ЛЯ, КУ, ЛЬ, С и так далее);
  • пары «Согласная + гласная», «Согласная + Ъ или Ь», склад из одной буквы;
  • ребёнок начинает говорить, он произносит слоги, а не отдельные буквы. Эту особенность использовал Н.А.Зайцев;
  • детки хорошо запоминают склады, достаточно быстро составляют слова из нескольких складов;
  • ускорить обучение, придать больше веселья, внести игровые элементы помогает пропевание цепочек, блоков из складов;
  • для удобства в комплекте идут таблицы, складовые картинки – образцы, по которым ребёнок легко составит слово;
  • регулярные занятия помогают деткам разного возраста и степени подготовленности быстро научиться читать, писать диктанты, выучить буквы.

Совет! Для максимальной эффективности важно поддерживать одну обучающую среду дома и в дошкольном учреждении. Таблицы должны быть развешаны на стенах, кубики располагаться на длинной стенке чуть выше уровня глаз. Идеальный вариант – двойная полочка для кубиков. Такое расположение дидактического материала позволяет всегда держать элементы в рабочем состоянии, не захламлять помещение, поддерживать порядок в детской.

Преимущества

Педагоги и родители выделяют немало положительных моментов:

  • ребёнок не только слышит склады, но и видит их. Образная память помогает обучению;
  • малышу интересно: разные цвета, вес, необычное звучание интригуют, любопытство берёт верх;
  • невозможно ошибиться в написании слова: в наборе нет «неправильной» детали «ЧЯ», «ЖЫ», есть только «ЧА», ЖИ». С первого этапа вырабатывается грамотность;
  • малыш запоминает образы, склады, легко находит по просьбе взрослого «МА» или «СУ»;
  • малыши в 3,5–4 годика учатся читать с первых занятий. Развивающее пособие учитывает особенности детской психики, позволяет включить в работу максимальное количество органов для запоминания новых понятий;
  • пропевка складов отлично тренирует речевой аппарат. В комплекте идёт диск с пропевками, которые ребёнок должен повторить;
  • деткам интересно изучать склады, составлять слова. Малыши легко ориентируются среди множества предметов, расставленных на уровне глаз;
  • деткам легко понять, чем глухие и звонкие согласные отличаются. Для этого Н.А.Зайцев придумал различное наполнение «внутренностей» каждой единицы. «Звонкие» кубики хорошо звенят, «глухие» – постукивают с приглушённым, глубоким звуком. Особый интерес вызывает разное звучание каждой группы;
  • правильный размер букв/складов. Детки легко различают надписи на каждом предмете даже с расстояния 2–3 метра. Не напрягается зрение, малыш не злится, легко находит нужный элемент;
  • занятия проходят весело, без давления на психику, скучных объяснений. Во время мини-уроков малыши поют, бегают, прыгают, прохлопывают слоги и слова;
  • взрослым легко подсказать, какой кубик нужно искать. Каждая группа имеет определённый размер, цвет, звучание. Бывает, что маленький ученик забыл, как выглядит та или иная буква, но это легко исправить. Например, склад «СО» можно обозначить как: «деревянный большой кубик СА СУ СЭ СЫ С СО». Звенящий наполнитель никак не спутать с глухим постукиванием.

Полезная информация:

  • стоимость готового набора достаточно высока, некоторые родители изготавливают дидактический материал самостоятельно. Как собрать кубики Зайцева своими руками? Вначале вырежьте контуры элементов дидактического материала, сложите выкройку в кубик;
  • важно подготовить достаточное количество наполнителя для каждой группы. Например, «железные» элементы можно заполнить нарезанными и согнутыми консервными банками, металлическими пробками от лимонада и пива, рыболовными колокольчиками;
  • «деревянные» элементы заполните разломанными карандашами, деревянными палочками, пуговицами, ракушками. Белый кубик для знаков плотно набейте нарезанными лоскутками или бумагой.

Стоимость

Оригинальный дидактический материал упакован в большую красивую коробку. Стоимость готового набора достаточно высока – от 4000 до 4300 рублей. Качество изделий хорошее: каждая единица изготовлена из плотного глянцевого картона, прослужит долго. Польза от оригинальных развивающих элементов во много раз превышает стоимость комплекта.

В детских магазинах, крупных супермаркетах, в интернет-магазинах родители найдут наборы, созданные педагогом Н.А.Зайцевым для развития чтения, пособие «Дорожные знаки» (3450 рублей). Многие родители положительно оценили «Универсальное монетное пособие» для обучения математике и счёту деток от 3-х лет (1050 рублей).

Игры и упражнения

В методических рекомендациях, которые в обязательном порядке прилагаются к каждому развивающему набору, подробно описана система обучения, варианты игр, последовательность действий. После прочтения методички родители поймут, как заниматься с детками разного возраста. Важно соблюдать правила, не «перескакивать» через урок.

Известный педагог Н.А.Зайцев потратил не один год, чтобы предложить воспитателям, учителям, родителям действительно эффективное пособие для развития чтения, математических навыков. В инструкции нет ничего лишнего, только пошаговое, доступное описание занятий.

Обратите внимание на краткую характеристику некоторых игр, упражнений для малышей и старших деток. Вы поймёте, в чём суть оригинального метода.

Для занятий понадобится:

  • место на стене для таблиц (они достаточно объёмные);
  • полочка (лучше, две) или стол около стены для расположения кубиков. Если полочек нет, выделите для дидактического материала специальную коробку;
  • длинная указка (от 110 см).

Упражнения и развивающие игры:

  • Паровозик. Для первого занятия понадобится игрушечный локомотив и золотой БОЛЬШОЙ кубик с буквой А. Малыш должен найти все детали с этой буквой, составить поезд. Взрослый озвучивает склады (МА, КА, ФА), малыш повторяет. Поезд «поедет», когда озвучены все склады.
  • Песенка по кубикам. Взрослый объясняет, что каждый элемент имеет свою пропевку. Малыш выбирает элемент, взрослый чётко пропевает склад, обращённый лицевой стороной к ученику. Ребёнок видит движение губ, повторяет. После нескольких песенок «по заказу» поменяйтесь ролями. Теперь малыш поёт, а взрослый повторяет (конечно, подсказывает, как поётся надпись). Важная деталь: малыш всегда смотрит на то, что вы (или он) поёт.
  • Абракадабра. Предложите составить смешное слово, выбрать кубики, не глядя, можно 5, 7, 10 элементов. Пусть дошкольник поставит их рядом, вместе с взрослым пропоёт. Понятно, что получится нелепица, вызывающая смех. Заодно ребёнок поймёт, что практически нет понятных ему («детских») слов, состоящих из 10–12 слогов, учится определять границы слова. Наверняка, ребёнок покажет хотя бы одно «правильное» слово. Например, из стоящих рядышком складов МА – КА– РО – ДО – БУ – СЫ – КО – НЫ – ЛА – МА смышлёный ученик составит МАКАРОНЫ, БУСЫ, МАМА. Похвалите, попросите пропеть «нормальные» слова.
  • Говорящая (поющая) башенка. Маленький ученик на свой вкус собирает башню, другую постройку из дидактического материала любого размера. Скажите, что раз каждая деталь умеет петь, значит, башенка или домик тоже звучат. Попросите выбрать любой элемент, пропойте, глядя в глаза малышу, пусть ребёнок повторит. Важно, чтобы дошкольник фиксировал взгляд на нужной стороне с пропеваемым складом. Скажите, что башенка ещё и говорит. Тот же элемент не пропойте, а проговорите, малыш повторит за вами.
  • Пропевание по таблице. Покажите сыну или дочке, что на поле таблицы есть такие же песенки, как на развивающих кубиках. Все склады, звуки сгруппированы по видам. Есть «золотой столбец», «железный», «деревянный» и так далее. Покажите указкой на ЗОЛОТОЙ БОЛЬШОЙ кубик, медленно пойте на мотив гаммы (от высокой ноты к низкой): «Это БОЛЬШОЙ ЗОЛОТОЙ У – О – А – Э – Ы». Поощряйте маленького ученика пропеть за вами. Обнимите малыша за плечики, говорите спокойным голосом, заинтересовывайте, но не настаивайте. Всё равно любопытство возьмёт верх, через пару дней сын или дочка непременно захотят попеть сами.

Это лишь малая часть упражнений и развивающих игр по методике Н.А.Зайцева. Точно следуйте инструкции, которая есть в каждом наборе, и через несколько занятий вы удивитесь, что ваш двух – трёхлетний малыш легко читайте по слогам, увлечённо пропевает цепочки складов, сам тянется к дидактическому материалу. Положительный опыт родителей, применявших кубики Зайцева для быстрого обучения чтению, подтверждает эффективность авторской методики.

Уникальная разработка педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева помогла тысячам ребятишек быстро научиться читать. Набор дидактического материала незаменим при логопедических проблемах, для обучения чтению деток-аутистов, глухих и слабослышащих малышей, при задержке речевого развития. Оригинальные изделия помогают изучить язык деткам и взрослым в любом возрасте.

В помощь родителям: описание упражнений, видео об оригинальной методике Н.А.Зайцева для быстрого обучения чтению:

Все родители хотят, чтобы их дети были самыми умными, самыми развитыми. Сколько гордости они испытывают, когда 3-4-летний малыш, шагая по улице, отлично читает названия магазинов, рекламу.… И, начиная обучение ребенка чтению, сталкиваются с огромным выбором разнообразных методик. Кубики Зайцева – эффективная методика обучения чтению детей с самого раннего возраста. Это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес у многих родителей.

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

  • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
  • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
  • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

В следующем видео вы сможете узнать интересную информацию о Николее Зайцеве и его легендарных кубиках.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Наполнение кубиков также различно.

Кубиков 52 шт. в наборе, кроме них есть еще 7 повторных. Всего на кубиках изображено 200 складов.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры. Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

Основные моменты, касающиеся обучению детей, смотрите в следующем видео.

С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Недостатки

Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.

  • Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
  • Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
  • Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
  • Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
  • Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
  • У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
  • Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.

Сравнение с кубиками Чаплыгина

Свою методику Евгений Чаплыгин создавал с опорой на методику Зайцева. Однако его способ обучения является уникальным и запатентованным. Набор кубиков Чаплыгина содержит: 10 одинарных кубиков с буквами и 10 двойных кубиков, образующих блоки, инструкцию по применению. Кубики в блоках вращаются вокруг своей оси, образуя склады.

Рассмотрим основные отличия методик.

  • Кубики Чаплыгина более простые в использовании.
  • В методике Чаплыгина нет заучивания складов, как у Зайцева. Он использует буквы и слоги. Детям легче понять, как составлять слова.
  • Для кубиков Чаплыгина не требуется много места для хранения.
  • Кубики Зайцева сделаны из бумаги или пластика, а кубики Чаплыгина – деревянные.
  • Покупка кубиков Чаплыгина обходится намного дешевле, чем кубиков Зайцева.
  • Методика Зайцева содействует наибольшему развитию детей. Обучаясь по ней, ребенок знакомится с твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими.
  • Зайцев в своей методике использует попевки и таблицы, для лучшего усвоения материала детьми.
  • На кубиках Зайцева 52 склада, а из кубиков Чаплыгина можно составить только 32.