Кардиология

Египетская богиня сешат. Сешат (женское имя). Магия в Египте

Египетская богиня сешат. Сешат (женское имя). Магия в Египте
Египетское

Значение имени Сешат

Сешат - богиня искусства письма, родственная с Тотом. На голове символ коронования, в руках письменные принадлежности. Отождествлялась с греческой богиней Музой.

Нумерология имени Сешат

Число Души: 9.
Обладатели числа имени 9 мечтательны, романтичны и импульсивны. Они веселы, любят большие шумные компании, им свойственно делать широкие жесты, они любят помогать людям. Однако «девятки» склонны к завышенному самомнению и зачастую заигрываются, и превращаются в высокомерных эгоцентристов «Девятки» веселы, влюбчивы и романтичны. Однако чувства их далеко не всегда постоянно, что зачастую выражается в «ветрености» в личной жизни. «Девятки» довольно эгоистичны. Построить крепкую семью с «девяткой» может только очень сильная личность.

Число скрытого духа: 7

Число тела: 2

Знаки

Планета: Нептун.
Стихия: Вода, холод-влажность.
Зодиак: Стрелец, Рыбы.
Цвет: Аквамариновый, морской зеленый.
День: Четверг, Пятница.
Металл: Редкоземельные металлы, платина.
Минерал: Топаз, аквамарин.
Растения: Виноград, мак, розы, шафран, плакучая ива, водоросли, грибы, кувшинка, белена, конопля.
Звери: Глубоководные рыбы, кит, чайка, альбатрос, дельфин.

Имя Сешат как фраза

С Слово
Е Еси (Есть, Быть, Существовать)
Ш Ша (Из евр. квадратного письма; Шин - изначальный огонь)
А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)
Т Твердо

Интерпретация значения букв имени Сешат

С - здравый смысл, стремление к прочному положению и материальной обеспеченности; в раздражении - властность и капризность. Человеку важно найти свой собственный путь в жизни.
Е - потребность к самовыражению, обмену идеями, склонность выступать в роли посредника, проницательность благодаря умению входить в мир тайных сил. Возможна болтливость.
Ш - внимательность к жизни, способность по малейшему намеку, шепоту, шороху оценивать ситуацию. Скромность и умение устраивать свои дела по-тихому. Развитое чувство юмора.
А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.
Т - интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста - напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, - действовать, используя каждую минуту эффективно.

Сешат – богиня письменности и покровительница писцов

Сешат - традиционная богиня, которая появляется вместе с Атумом и Tотом в священном пантеоне города Гелиополя – одного из важнейших религиозных центров Древнего Египта.

Ее имя можно перевести как «писец женского пола» или «женщина-писец», поскольку «сеш» - это писец, а окончание на -ат, -ет, означает женский род.

Она носит эпитет «Госпожа письма» и очень похожа по функциям на бога Тота. Для древних египтян иероглифы были священными символами, а процесс их написания – священным и магическим действием. Как Сешат, так и Тот неразрывно связаны с письменностью , иероглифами и их написанием. Она и Тот фиксировали продолжительность правления фараона, надписывая его имя на листьях священного дерева «шед» (ished или persea) в Гелиополе.

В одних документах Сешат предстает только как женская форма бога-ибиса (Тота), в других - выступает его супругой, сестрой или дочерью.

В качестве богини письма Сешат была покровительницей писцов и их труда, который носил характер магического и священного действия для египтян. Записи писцов хранились в храмовых библиотеках. Они тоже находились под патронажем богини письма. Эту функцию она выполняла, включая греко-римский период. В частности в период Птолемеев богиня считалась патронессой знаменитой библиотеки в Александрии.

Записывающая дань

В сценах времен Древнего и Среднего царств она изображается, делая записи о военной добыче, количестве военнопленных и налогах, которые платили фараону подчиненные им страны.

В частности Сешат делает запись стад рогатого скота, овец, коз и ослов, захваченных как добыча фараоном V династии Сахурой в Ливии. Эта сцена в Абусире становится прототипом для других подобных изображений. Аналогичная сцена содержится в храме фараона XII династии Сенуcрета I (ок. 1962-1917 гг. до н.э.) в эль-Лиште, где Сешат делает запись о пленниках и иностранной дани.

Также Сешат записывает любые события, которые были достойны быть зарегистрированными и увековеченными.

Богиня архитекторов и строителей

Сешат и фараон Рамсес II во время церемонии "протягивания шнура" Начиная с Древнего царства (первые свидетельства относятся ко времени правления фараона II династии Хесехемву), она участвовала в ритуале «протягивания шнура» вместе с фараоном. Главным содержанием этого магического ритуала была символическая разметка фундамента, которая предшествовала возведению пирамид или храмов.

Сешат, по взглядам древних египтян, осуществляла божественный контроль над процедурами разметки и выравнивания будущего сооружения в соответствии со звездами и планетами и относительно сторон света: севера, востока, юга и запада.

Такая тесная связь с строительством привело к тому, что Сешат стала считаться богиней-покровительницей архитекторов и строителей.

В божественном мире Сешат отвечала за строительство домов богов. Ей помогал в этом и ряд других божеств. Определенные функции, связанные со строительством, Сешат осуществляла и в загробном мире, где она «строила» дома для особо благочестивых и важных покойников.

Сешат и юбилей фараона (Хеб-Сед)

Во время XVIII династии (1550-1069 до н.э.) она стала связанной с юбилеем фараона – Хеб-Сед, первый из которых проводился через 30 лет правления владыки, а последующие через каждые три года. Ее самая важная задача состояла в том, чтобы сделать запись лет, которые правил каждый фараон.

Она символически сопровождала фараона во время церемоний и ритуалов фестиваля Хеб-Сед, чтобы возобновить энергию короля: “Вы должны возобновить вашу юность; Вы должны процветать снова как, Аах-Tот, когда он - ребенок”.

Египтяне полагали, что Сешат несла ответственность как за запись годов царствования фараона, так и за поддержание «дома жизни» - архива, содержащего важнейшие документы, связанные с фараоном и Египтом. То есть она была хранительницей королевской летописи и генеалогии.

Сефхет-абви (Sefkhat-abwy) – форма Сешат?

В эпоху Нового царства во времена правления фараона XVIII династии Тутмоса III в египетском пантеоне богов появляется богиня известная как Сефхет-абви (Sefkhat-abwy). Ее имя можно перевести как «Семиконечная».

Поскольку функции Сефхет-абви и Сешат, а также их иконография практически полностью совпадают, то большинство исследователей египетской религии склоняется к мнению, что Сефхет-абви это не самостоятельная богиня, а только форма или даже просто другое имя богини Сешат.

Сешат и Нефтида

Помощь покойным, видимо, было одной из причин, по которой Сешат иногда идентифицируется как аспект другой помощницы мертвых, богини Нефтис (Нефтиды, Небетхет), которая носит на голове знак дома, т.е. символ, тоже связанный со строительством.

Другой причиной связи Сешат с Нефтидой, вероятно, было то, что «Текстах саркофагов» упоминается о том, что Сешат сердится на ребенка, которого она рождает, так же, как более поздняя традиция, заставила Нефтиду в некоторых вариантах мифов сердиться на своего сына, Анубиса .

В других «Текстах саркофагов» Тот и Сешат помогают умершему человеку укрепиться духом и преодолеть угрозы загробного (преступного) мира. То есть Сешат могла в некоторых случаях выступать как форма Нефтиды.

Культ Сешат

По своим самым характерным чертам Сешат была божеством, связанным с письмом, измерением и начертанием проектов. Она редко появляется за пределами этих контекстов.

У нее, видимо, не было собственных святилищ, но на основании ее роли в церемониях и магических ритуалах, которые осуществлялись при строительстве храмов, с ней было связано каждое из таких зданий.

Подобным же образом она, не играя важной роли в популярной религии, была своего рода богиней-покровительницей писцов и строителей.

Богиня письменности Сешат: особенности иконографии

Сешат обычно изображается в антропоморфной форме как женщина со знаком на голове, состоящим из символа, похожего на звезду из семи лучей на прутике-основании, и двух изогнутых линий выше «звезды».

Ни семиконечная звезда, ни изогнутые линии выше пока не имеют однозначного толкования у египтологов. В отношении второго элемента встречается мнение, что это «перевернутые рожки», но смысл этого тоже не прояснен. Тем более, что иногда на изображениях две линии смыкаются, образуя своеобразную зазубренную дугу, которую иногда интерпретируют как «поклон».

Автор данного материала (kamt) просмотрел множество изображений богини Сешат. Одно из них, возможно, дает некий ключ к толкованию изогнутых линий. Это изображение богини на маске мумии из Метрополитен-музея, Нью-Йорк, США.

Богиня изображена с семиконечным символом, но изогнутые линии выше отсутствуют. Зато на прутике-стойке «звезды» мы видим богинь Уто и Нехбет в виде змей.

То, что это именно Сешат, подтверждается иероглифической надписью, в которой, кстати, присутствует и семиконечная звезда, и изогнутые линии выше.

Отсюда такое предположение: изогнутые линии – это не перевернутые рога, а обращенные друг к другу головами две змеи.

То есть, предположительно, таинственный знак Сешат включает в себя стилизованное изображение Уто (кобра с Красной короной Нижнего Египта) и Нехбет (кобра с Белой короной Верхнего Египта) в виде двух изогнутых линий.

Поскольку на данном изображении две эти богини изображены на основании «звезды», то просто не было необходимости их рисовать (повторять или дублировать) выше.

В руках Сешат, как правило, держит палочку для письма.

Также, начиная со времени Нового царства, характерным для нее является своеобразный посох – зубчатая изогнутая пальмовая ветвь. Зубчики на посохе – это метки, отражающие длительность времени. Часто основание посоха заканчивается знаком «шем» - символом вечности.

Нередко она носит шкуру пантеры (леопарда), наброшенную на платье. В этом смысле она похожа на бога Инмутефа , для которого одеяние из шкуры леопарда или гепарда является обычным.

В храме Сети I в Абидосе имеется рельеф, где Сешат и Инмутеф, одетые в шкуры леопарда, стоят рядом друг с другом.

Происхождение имени: Египетское

Сешат - богиня искусства письма, родственная с Тотом. На голове символ коронования, в руках письменные принадлежности. Отождествлялась с греческой богиней Музой.

Нумерология имени Сешат

Число Души: 9.
Обладатели числа имени 9 мечтательны, романтичны и импульсивны. Они веселы, любят большие шумные компании, им свойственно делать широкие жесты, они любят помогать людям. Однако «девятки» склонны к завышенному самомнению и зачастую заигрываются, и превращаются в высокомерных эгоцентристов «Девятки» веселы, влюбчивы и романтичны. Однако чувства их далеко не всегда постоянно, что зачастую выражается в «ветрености» в личной жизни. «Девятки» довольно эгоистичны. Построить крепкую семью с «девяткой» может только очень сильная личность.

Число скрытого духа: 7

Число тела: 2

Знаки

Планета: Нептун.
Стихия: Вода, холод-влажность.
Зодиак: Стрелец, Рыбы.
Цвет: Аквамариновый, морской зеленый.
День: Четверг, Пятница.
Металл: Редкоземельные металлы, платина.
Минерал: Топаз, аквамарин.
Растения: Виноград, мак, розы, шафран, плакучая ива, водоросли, грибы, кувшинка, белена, конопля.
Звери: Глубоководные рыбы, кит, чайка, альбатрос, дельфин.

Имя Сешат как фраза

С Слово
Е Еси (Есть, Быть, Существовать)
Ш Ша (Из евр. квадратного письма; Шин - изначальный огонь)
А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)
Т Твердо

Интерпретация значения букв имени Сешат

С - здравый смысл, стремление к прочному положению и материальной обеспеченности; в раздражении - властность и капризность. Человеку важно найти свой собственный путь в жизни.
Е - потребность к самовыражению, обмену идеями, склонность выступать в роли посредника, проницательность благодаря умению входить в мир тайных сил. Возможна болтливость.
Ш - внимательность к жизни, способность по малейшему намеку, шепоту, шороху оценивать ситуацию. Скромность и умение устраивать свои дела по-тихому. Развитое чувство юмора.
А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.
Т - интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста - напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, - действовать, используя каждую минуту эффективно.

Богиня Сешат - покровительница писцов, ученых, художников, писателей и ремесленников. На плечах носит шкуру леопарда-знак высшего посвящения.

Шкура леопарда - атрибут жреца,
Символ посвящения знатного лица.
И мало знает женщин святой Египта град,
Кто чести удостоился носить такой наряд.
Царица Нефертари, Клеопатра, Хатшепсут-
Вот царственные жрицы, что пестрый плащ несут.
Но есть одна богиня, зовут ее Сешат,
На чьих плечах покоится из леопарда плат.
Она мудра и сильна, красива и скромна,
И в высшие познания Сешат посвящена.
Сешат - царица знаний, владычица ума.
Она, где строят здания, где письменность нужна.
В руках у этой девы палитра и калам,
Она искусной речью узор дает словам.
Сешат слагает гимны и летопись ведет,
И знает все деяния царей наперечет.
Архивы и папирусы под ведением Сешат,
Писцы и математики с вопросом к ней спешат.
Она выводит формулы и чертежи хранит,
Ученый и ремесленник Сешат благодарит.

Считалась дочерью или сестрой (реже женой) бога мудрости Тота . Священным животным Сешат считалась пантера , поэтому богиня представлялась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой изображалась семиконечная звезда.

День рождения Сешат праздновался в один день с днём рождения Мафдет , поэтому предположительно Сешат является её сестрой-близнецом. Часто Сешат выступала в качестве проявления других богинь - Мафдет, Тефнут , Нефтиды .

Первоначально Сешат была локальной богиней Саиса , но затем центром её культа стал Хемену (Гермополь Великий) . Богиня почиталась как глава «дома жизни», то есть собрания рукописей , архива . Одна из её функций - записывать на листьях дерева «шед» (её фетиша) годы жизни и правления фараона. Кроме того, она заведовала искусством счёта (военных трофеев, пленных, даров, дани), а также составлением строительных планов, и покровительствовала строительным работам.

Напишите отзыв о статье "Сешат"

Ссылки

Литература

  • // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.

Отрывок, характеризующий Сешат

– Ей богу, Безухов, в кафтане, с каким то старым мальчиком! Ей богу, – говорила Наташа, – смотрите, смотрите!
– Да нет, это не он. Можно ли, такие глупости.
– Мама, – кричала Наташа, – я вам голову дам на отсечение, что это он! Я вас уверяю. Постой, постой! – кричала она кучеру; но кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи, и на Ростовых кричали, чтоб они трогались и не задерживали других.
Действительно, хотя уже гораздо дальше, чем прежде, все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом, подле маленького безбородого старичка, имевшего вид лакея. Старичок этот заметил высунувшееся на него лицо из кареты и, почтительно дотронувшись до локтя Пьера, что то сказал ему, указывая на карету. Пьер долго не мог понять того, что он говорил; так он, видимо, погружен был в свои мысли. Наконец, когда он понял его, посмотрел по указанию и, узнав Наташу, в ту же секунду отдаваясь первому впечатлению, быстро направился к карете. Но, пройдя шагов десять, он, видимо, вспомнив что то, остановился.
Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою.
– Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так?
Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее.